ПУБЛИКАЦИИ В СМИ

Журнал «Элитное образование» март 2001 года.

Частная школа "Самсон":
как вырастить из утенка лебедя

О том, что происходит в России в области частного школьного образования, непосвященным известно крайне мало. В силу своей специфики частная школа является, как правило, заведением закрытым, порой не по своей воле, а порой и сознательно отгородившимися от "внешнего мира". В результате cepьезную оценку тому, чего добились частные школы за годы своей работы, могут дать разве что сами сотрудники школ да представители российского Министерства образования. А так называемая широкая общественность, не имеющая ни возможности, ни, по большому счету, особого желания вникать в суть дела, разошлась во мнениях. Одни, как встарь, испытывают классовую ненависть к "богатеям с ихними школами". Другие с тихой грустью взирают на частные школы как на прекрасную мечту - увы, недостижимую для их детей. Третьи находят массу доводов в пользу утверждения, что "частники" на самом деле много хуже "государственников". Наконец, есть и такие, кто вообще не видит в частном образовании никакого смысла: дескать, мы учились в обычных школах - и ничего, выучились не хуже других.

На самом деле за 10 лет своего существования российское частное образование прошло огромный путь, встало на ноги. И теперь представители частных школ могут выступать достойными оппонентами своих критиков - им есть, что предъявить, есть, чем гордиться. Теперь они не в теории, а на практике могут доказать: частное образование способно внести огромный вклад в развитие всей образовательной системы страны, да и общества в целом. Если, конечно, оно, общество, захочет присмотреться к накопленному частными школами опыту.

Как считает Анна Рафаиловна Вирабова - директор НОУ частная школа "Самсон", которая на сегодняшний день считается одним из лидеров частного образования, начинать движение навстречу друг другу нужно с терминологии. С момента возникновения платных учебных заведений нас приучали к делению школ на государственные и негосударственные. Что не совсем верно. Почему же надо отделять от государства школу, которая аккредитована при Министерстве образования России, ориентируется на государственные образовательные стандарты, выдает аттестаты государственного образца, работает на основе государственного законодательства, в конце концов - имеет гербовую печать с государственной символикой? Так что о термине "негосударственная" нужно подумать, а школы делить, быть может, на муниципальные и частные.

Кстати, из определения частных школ как "негосударственных" растут ноги другого распространенного заблуждения. Почему-то считается, что в частных школах образовательный процесс построен непродуманно, хаотично - как Бог на душу положит. Стоит, однако, посмотреть на организацию дела в НОУ частная школа "Самсон", чтобы убедиться: "правильные" частные школы взяли все лучшее, что включала в себя традиционная, советская система образования, и соединили это с преимуществами образования инновационного. Скажем, ученики частной школы "Caмсон" изучают те же самые предметы, что и их сверстники из муниципальных школ, - но с использованием всех современных достижений науки и техники. В расписании стоят те два урока физкультуры в неделю, но один из них дети проводят в спортзале, а второй - в обязательном порядке в бассейне.

Кроме того, именно в частной школе "Самсон" процесс обучения не то, что не хаотичен, а напротив - продуман как минимум на год вперед. Еще летом администрация школы вместе с учителями составляют календарный план работы на год, в котором детально прописано - когда будут провидены семинары и занятия, когда состоятся дополнительные лекции или походы в театры, спортивные соревнования и трудовые субботники. Вопреки распространенному мнению о частных школах, как о скопище барчуков-белоручек, в "Самсоне" проводятся именно субботники - самые что ни на есть традиционные. Как признается Анна Рафаиловна Вирабова, школе, возможно, было бы проще заплатить за уборку своей территории, окрестных улиц и дворов сторонним дворникам, нежели обеспечить в день субботника всех 180 учеников орудиями труда - если бы в частной школе "Самсон" не считали воспитание трудом необходимой составляющей воспитания личности.

Вообще, именно воспитание личности частные образовательные учреждения ставят во главу угла. Задача средней школы - не просто заполнить голову ребенка знаниями, с которыми он потом не знает, что делать, а сформировать человека, готового к вступлению во взрослую, самостоятельную жизнь. Задача, прямо скажем, не из легких - ни для педагогов, ни, в первую очередь, для детей. Трудится им приходится много - больше, пожалуй, чем ученикам муниципальных школ. И это в корне опровергает еще одно бытующее в народе убеждение, будто частные школы созданы богатыми людьми лишь для того, чтобы обеспечить своим отпрыскам легкое получение "красных" аттестатов и золотых медалей.

По мнению директора НОУ частная школа "Самсон" - и с Анной Рафаиловной трудно не согласиться - качественное образование нельзя получить с наскоку, эдак легко порхая от предмета к предмету. Именно поэтому в школу "Самсо" не принимают детей, которые в принципе не готовы к обучению и не имеют никакого желания корпеть над учебниками.

Желание - вот, пожалуй, главное определение атмосферы, которая общими усилиями создана во многих частных школах, в том числе и в "Самсоне". "Муниципальные" родители привыкли выслушивать от своих мальчиков и девочек рассуждения о скуке, царящей на уроках, о нелюбви и равнодушии учителей, об отношении к классу как к серой массе и полнейшем обезличивании каждого ученика. "Самсоновские" же родители в этом смысле могут быть спокойны. Отношения в школе построены так, что ученик с самого начала утверждается в мысли: хорошо учиться - это правильно, это престижно, и если ты, со своей стороны, готов приложить к этому старание, то учителя - со своей стороны - окажут тебе всяческую поддержку, помогут разрешить любую проблему, не считаясь со временем и усилиями.

Один из главных навыков, который приобретают воспитанники НОУ частная школа "Самсон" - и который сама Анна Рафаиловна Вирабова считает крайне необходимым - умение планировать свою жизнь, по кирпичикам возводить здание будущей судьбы. И в этом им очень помогает авторская разработка директора школы - "Дневник ученика". Здесь, как и в календарном плане педагогов, от начала до конца расписан каждый день жизни школьника. Однако оставлен и простор дли инициативы: любое замечание ребят, каждое их дополнение принимается к сведению, обдумывается и, как правило, вносится в общий план. Кстати, сейчас "Дневник ученика" рекомендован Московским Комитетом образования к использованию по всех школах страны.

Отдельная и весьма щекотливая тема, постоянно возникающая в разговорах о частных школах, - деньги. Многие почему-то уверены, что принцип прост: коль скоро родители платят за обучение своих детей, то имеют полное право диктовать школе свои условия, требовать от нее, чего душа изволит, негодовать, если ребенок получает плохие оценки, и так далее. Спору нет, есть у нас частные школы, где дела именно так и обстоят. Но далеко не везде. В каждой беседе с папами и мамами директор "Самсона" настоятельно подчеркивает: министры, банкиры, директора фирм - это вы для подчиненных, для социума в целом. Здесь, в стенах школы все вы - родители. А раз так, то требования ко всем общие и установка для всех одна: все вместе мы воспитываем элиту будущего общества, которая не должна, не имеет права быть ни безграмотной, ни жестокой, ни чванливой. Так что ученики частной школы "Самсон" если чем и избалованы, так только обилием внимания, поддержки и любви - всего того, с чем мы связываем само понятие "детство".

Нет плохих детей - есть плохой к ним подход. Пожалуй, эта фраза А.Р.Вирабовой могла бы стать слоганом НОУ частная школа "Самсон" и многих других частных школ. Найди свой ключик к каждому замочку - и на гадкий утенок превратится в прекрасного лебедя, стоит только захотеть. Только вот готовы ли мы к осознанию этой простой истины?

Вернуться к списку статей...