ПУБЛИКАЦИИ В СМИ

Журнал «Элитное образование» февраль 2001 года.

В частной школе "Самсон" воспитывают личность

В 1856 году в «Морском сборнике» была напечатана статья выдающегося русского хирурга и педагога Н.И. Пирогова «Вопросы жизни». В эпиграф был вынесен следующий диалог:

- К чему готовите Вы Вашего сына? - спросил меня кто-то.

- Быть человеком, - отвечал я.

- Разве Вы не знаете, - сказал спросивший, - что людей, собственно, нет на свете: это одно отвлечение, вовсе не нужное для общества? Нам нужны негоцианты, солдаты, механики, моряки, врачи, юристы, а не люди.

В XX веке философия собеседника Пирогова стала доминирующей, выражение «хороший человек - не профессия» вошло в поговорку. В русле новой философии формировалась и отечественная система образования. «Человека забыли», - этими словами Л.С. Выготский охарактеризовал психологию 30-х годов, но и о советской педагогике в целом лучше не скажешь: мало кому из учителей приходило в голову видеть в ученике человека. С первого класса детей делили на хороших и плохих, при этом критерием оценки служила только успеваемость. Не отставали от учителей и родители - именно школьные успехи зачастую определяли их отношение к ребенку. От столь безграмотного подхода в равной степени страдали дети, по каким-либо причинам не блиставшие в школе, и дети, ходившие в одаренных. Первых травили, развивали у них комплексы, снижали самооценку, вторых захваливали, мало думая об их будущем.

Многие педагоги и в советское время понимали ущербность такого подхода, но были скованы рамками государственных стандартов. Конечно, и в то время рождались идеи, инновации, но, созданные вопреки системе, они не могли найти широкого отклика. В 90-е годы ситуация кардинально изменилась — идеям личностно-ориентированного подхода, индивидуального сопровождения ребенка был дан «зеленый свет». Одной из первых школ, взявшихся за воплощение в жизнь этих идей, была частная школа «Самсон».

При приеме в школу дети проходят здесь собеседование с психологом, логопедом, преподавателями русского и иностранного языков, математики. На первом этапе определяется, насколько сформированы мыслительные способности ребенка и уровень учебных действий в соответствии с возрастными и образовательными критериями. Полученные сведения вносятся в индивидуальную психологическую карту ребенка. Большинство разделов карты заполняют психологи, но есть также разделы, заполняемые логопедом, педагогами, врачом. Карта помогает получить первоначальный психологический портрет ребенка, на основании которого даются рекомендации завучам, преподавателям по составлению программы его обучения.

Уроки в НОУ частная школа "Самсон" строятся таким образом, чтобы каждый ученик (а по уставу «Самсона» в каждом классе не более 10 детей) участвовал в учебном процессе. В начале каждого урока учитель вместе с учащимися определяет цель урока. Затем намечаются задачи, которые необходимо решить для ее достижения. Учитель, готовя «сценарий» урока, учитывает типы восприятия информации, свойственные детям даного класса (ученик-зритель, ученик-слушатель, ученик с развитым осязательным восприятием и т.д.), а также типы личности по видам деятельности (человек - природа, человек - знаковая система, человек - художественный образ). Каждый ребенок имеет индивидуальное задание. По окончании урока подводятся итоги, учитель совместно с учениками анализирует, достигнута ли цель, и если нет, то почему. Естественно, ни один учитель не смог бы построить такой урок без помощи психологической службы. Психологи частной школы "Самсон" регулярно посещают занятия, проверяют, как выполняются их рекомендации, в случае затруднений помогают учителю советами, но ни в коем случае не выходят за пределы своей компетенции, не вторгаются в содержание предмета. Программа личностно-ориентированного обучения подразумевает, что и психолог, и учитель, и ученик объединены одной целью.

В школе также действует программа дошкольного обучения. Обычно в дошкольные группы принимаются дети с 4 лет. Основной диагностический метод в работе с малышами — наблюдение. Развитие ребенка проходит в творчески-игровой среде - дети занимаются рисованием, лепкой, хореографией, ритмикой, играют в психологические игры.

Лариса Васильевна Сумарокова, осуществляющая поддержку ребят со 2-ого по 6-ой класс, считает, что по окончании начальной школы у детей наступает сложный адаптационный период. По ее мнению, к этому времени у ребенка должны сформироваться способность к самоанализу, аналитическое мышление, навыки самостоятельного планирования собственой деятельности.

Ольга Серафимовна Скрипка сопровождает учеников с 7-ого по 9-ый класс. По ее словам, наиболее распространенная проблема у семиклассников -формирование социального статуса в группе сверстников. Кроме того, в этом возрасте дети хотят быть самостоятельными, но не знают как. Психологи помогают им преодолеть страх, обрести самостоятельность.

По наблюдениям психолога старших классов Ольги Михайловны Мишиной, выбор жизненного пути - основная проблема школьников в 10-х и 11-х классах. В прошлом году девятиклассники НОУ частная школа «Самсон» участвовали в конкурсе научно-исследовательских работ «Первые шаги-2000». Они провели исследование среди восьмиклассников общеобразовательных школ на определение престижности профессий. Результат показал, что большинство школьников ориентировано на достижение материального успеха, поэтому отдают предпочтение профессиям юриста и экономиста. В то же время, если бы была возможность выбирать профессию по душе, не думая о материальной стороне вопроса, наиболее популярными были бы профессии врача, ученого, капитана дальнего плавания, летчика, космонавта. Таким образом, это небольшое исследование выявило чрезвычайно болезненную для нашего времени проблему: личные пристрастия вступают в противоречие с прагматизмом. Что посоветовать ребятам? Психологу не позавидуешь. Но в частной школе «Самсон» уверены, что многие профессии, потерявшие в настоящее время свою престижность, такие как ученый, инженер, врач, преподаватель и др., с помощью нынешних школьников, обретут завтра былую актуальность. Частная школа "Самсон" активно участвует в процессе воспитания нового поколения граждан России, не отягощенных прагматизмом, поколения, в полном смысле слова, интеллигентных, высокообразованных, эрудированных, аналитически мыслящих, культурных людей.

По словам психологов, большинство детских проблем вызвано непониманием между поколениями. Большинство учеников частной школы «Самсон» - дети из благополучных семей, поэтому чаще речь идет не о недостаточном родительском внимании к детям (хотя при загруженности некоторых родителей такое тоже случается), а о завышенных требованиях, которые некоторые честолюбивые родители предъявляют своим чадам, забывая об их возрасте. Психологи проводят занятия не только с учениками, воспитателями и преподавателями, но и с родителями.

«Я не представляю нашу школу без психологической службы. Она в равной степени необходима и для процесса обучения, и для процесса воспитания», - говорит директор школы кандидат медицинских наук Вирабова Анна Рафаиловна. Она убеждена, что воспитательный процесс не менее важен, чем учебный. Воспитание в НОУ частная школа «Самсон» -это не только психологическое сопровождение детей, но и работа в школьном парламенте, и привлечение их к гуманитарным акциям, к шефству над детским домом «Надежда», к помощи сельской школе Веневского района Тульской области и многое другое. И неудивительно, что и с детдомовскими ребятишками, и с ребятами из сельской школы ученики «Самсона» находят общий язык и взаимопонимание. Снобизм абсолютно не присущ детям этой столичной частной школы. В школе «Самсон» ориентированы на подготовку будущей элиты. А.Р. Вирабова надеется, что ее школа никогда не превратится в подиум. Здесь есть ученики из очень обеспеченных семей, но бравировать нарядами, украшениями и другими материальными благами считается дурным тоном, тем более что частная школа «Самсон» одна из первых ввела школьную форму собственного образца, которую дети с удовольствием носят и которой гордятся.

Замечательный австрийский психиатр и психолог Виктор Франкл, человек удивительной судьбы, переживший Освенцим, в своей книге «Человек в поисках смысла» писал, что люди часто путают цель и эффект. Это и было основной ошибкой собеседника Пирогова. Общество действительно нуждается в профессионалах, но высокий профессионализм хорош именно тогда, когда он является эффектом интеллектуального и духовного развития. Цель же этого развития безупречно сформулировал Пирогов - быть человеком. В школе «Самсон» это понимают, воспитывая в каждом школьнике гражданина, патриота, демократа, миролюбивого, эрудированного человека с чувством собственного достоинства и уважения к обществу, своей семье, своей стране.

Леонид Виноградов

Вернуться к списку статей...