ПУБЛИКАЦИИ В СМИ

Журнал "ЭЛИТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ". 2004 год.

Анна Вирабова:
«Образование - наиглавнейшая отрасль экономики»

В сравнительно недавние времена понятие «частное образование» было чем-то абсолютно непривычным и экзотическим. Но именно тогда в России начинали воплощаться в жизнь всеобъемлющие реформы, кардинально изменившие лицо страны. Единственно возможной основой будущего процветания России в смутную эпоху разрушения многих идеалов могло стать только образование. Необходимо было сохранить опыт, накопленный отечественной системой образования, воссоздать заново славу российских гимназий. Нелегко сразу осознать важность этой задачи и представить, сколько нравственных и интеллектуальных усилий пришлось приложить для воплощения замысла в реальность. Благородные люди отдают воспитанию будущей элиты России не только ум и все свои силы, но и душу. Ведь существует один-единственный способ превратить нашу, пережившую слишком много потрясений страну в разумное и могучее государство нового тысячелетия — вырастить поколение граждан, способных решать любые проблемы XXI века.

Об этом и о других проблемах современного образования мы говорим с директором гуманитарно-экономической школы «Самсон», обладателем звания «Директор года» (1997–2000 гг.), обладателем звания «Заслуженный педагог», победителем московского и лауреатом российского конкурса «Менеджер года — 2001», обладателем звания «Заслуженный предприниматель», победителем конкурса 2003 г. «Женщина — директор года», кандидатом медицинских наук Анной Рафаиловной Вирабовой.

Впрочем, до получения всеобщего признания ей пришлось пройти немалый путь, этапами которого стали школа, мединститут, замужество, субординатура, ординатура, аспирантура, защита диссертации, рождение детей, основание собственного бизнеса, получение второго образования и, наконец, снова школа — «Самсон», одно из самых достойных учебных заведений Москвы.

Под руководством Анны Вирабовой школа «Самсон» прославилась на всю Россию в качестве ведущего образовательного учреждения. Каждый выпускник школы «Самсон», выходя из своей alma mater, обладает не только отличным уровнем знаний, высоким интеллектом и умением аналитически мыслить, но и крепким физическим и душевным здоровьем, отличным воспитанием, что весьма немаловажно и крайне редко для нынешнего молодого поколения.

Современная система образования, на мой взгляд, должна служить формированию у школьников потребностей и умения самостоятельного освоения новых знаний, новых форм деятельности, способности и готовности к творческой работе. Это диктует необходимость изменения содержания и технологий образования, переходу к личностно-ориентированной педагогике. Но такая система образования, как, впрочем, и всякая другая, должна строиться не на пустом месте, а опираться на традиционную систему образования, мудрость народного воспитания, труды отечественных и зарубежных философов, психологов, педагогов.

Я глубоко уверена, что именно эта система образования появится в нашей стране. Уже возникают школы нового типа, созданные именно для того, чтобы сформировать личность, которая необходима государству сегодня. К таким школам можно отнести школу полного дня, которая, кстати, решает еще и проблему детской беспризорности и безнадзорности, школу, содействующую сохранению и укреплению здоровья. Мощным средством активизации учебного процесса является научно-исследовательская деятельность учащихся с широким использованием информационных технологий. Но пока таких школ мало, что объясняется нехваткой высокопрофессиональных педагогов новой формации.

Особое внимание в школах надо уделять воспитанию, построению высокомотивационной обучающей среды и укреплению в сознании детей престижности качественного образования. Без воспитания нет мотивации, без мотивации нет обучения. Жизнь требует от нас создания школы, где приоритетное внимание уделялось бы процессу формирования нового человека, обладающего лидерскими качествами, эрудированного, с широким кругозором, высоконравственного, гуманного, умеющего аналитически мыслить, результатами завоевывать авторитет в обществе, доказывать правильность своих позиций.

Именно такие цели ставит перед собой и преподавательский коллектив школы «Самсон»?

Да, вы правы. Вот уже 12 лет, а именно столько существует школа «Самсон», наши педагоги работают с детьми, выявляя и развивая талантливость, стараясь использовать весь инновационный материал российской образовательной науки. В школе введена новая программа, в течение учебной недели пять часов отводятся занятиям физкультурой. Образовательный процесс в нашей школе ориентирован на индивидуальный план развития каждого ученика. Школа представляет своего рода экспериментальное пространство, где используются лучшие достижения в учебном процессе.

Анна Рафаиловна, считаете ли Вы возможным сейчас, когда в российском бюджете недостаточно средств на самое необходимое, проведение реальной реформы образования? Кругом только и разговоров: «Дайте побольше денег, и все будет в порядке!» Может быть, все-таки нужна реформа в «голове», а не в «кошельке»?

Да, нужно именно это. Что такое образование? Образование готовит людей к жизни, к работе, к творчеству. Образование формирует личность. Через школьный порог — через души и руки учителей — проходит каждый! Поэтому у образования особое место в обществе, особенное предназначение. Относительно экономики государства — я считаю, что образование — наиглавнейшая отрасль экономики. Оно определяет уровень развития общества, страны, ее элиту, менталитет граждан. Образовательный уровень россиян напрямую связан с их интеллектуальным уровнем и потенциальными возможностями. Изменить ситуацию в образовательном пространстве России вполне возможно, прежде всего, я определила бы государственную концепцию, которая заключается в повышении уровня российского общества: уровня жизни, уровня образованности, уровня производства, уровня культуры, в том числе, культуры взаимоотношений. Реализация этой концепции привела бы к необходимости изменения существующего законодательства. В каждом процессе есть причинно-следственная связь. Если сегодня общество в большинстве своем не готово к позитивным преобразованиям, то, на мой взгляд, нужно выяснить — почему, и что нужно сделать, чтобы изменить ситуацию. Люди не готовы, потому что плохо сформирована, образована и воспитана личность, т. е. я опять обращаюсь к проблемам, решение которых находится в компетенции образовательных учреждений.

Слушаю Вас и складывается мнение — передо мной абсолютно государственный человек!

Это вполне логично. Я человек, имеющий собственную гражданскую позицию. Я люблю свою страну и хочу, чтобы она стала лучшей. Используя двенадцатилетний опыт формирования работы школы «Самсон», я создала свой проект реформы образования. Убеждена — тотально учить всех в течение 12 лет нет необходимости. Количество лет — это форма, а начинать надо с содержания. В заключение хочу сказать, что от нас, педагогов, и от состояния российского образования в целом зависит очень многое. Сколько сегодня любви и заботы мы вложим в наших детей, как обучим их, воспитаем, привьем навыки культуры, настолько благополучным будет завтрашний день нашей страны.

Беседовала Татьяна РУЧКИНА

Вернуться к списку статей...