ПУБЛИКАЦИИ В СМИ

Журнал "ЭЛИТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ". Апрель 2005 года.

Школа "Самсон"

Сравнительно недавно о том, что происходит в России в области частного школьного образования, непосвященным было известно крайне мало. В силу своей специфики частные школы являются, как правило, заведениями закрытыми, порой не по своей воле, а порой и сознательно отгородившимися от «внешнего мира». В результате cepьезную оценку тому, чего добились частные школы за годы своей работы, могут дать разве что сами сотрудники школ и представители Министерства образования и науки РФ. А так называемая широкая общественность, не имеющая ни возможности, ни, по большому счету, особого желания вникать в суть дела, разошлась во мнениях. Одни испытывают классовую ненависть к «богатеям с ихними школами». Другие с тихой грустью взирают на частные учебные заведения как на прекрасную мечту — увы, недостижимую для их детей. Третьи находят массу доводов в пользу утверждения, что частное образование намного хуже государственного. Наконец, есть и такие, кто вообще не видит в частном образовании никакого смысла: дескать, мы учились в обычных школах — и ничего, выучились не хуже других.

Но за полтора десятка лет своего существования российское частное образование прошло огромный путь. Необходимо было приумножить опыт, накопленный отечественной системой образования, воссоздать заново славу российских гимназий. Нелегко было сразу осознать важность этой задачи и представить, сколько нравственных и интеллектуальных усилий пришлось приложить для воплощения замысла в реальность. Ведь существует единственный способ превратить нашу, пережившую слишком много потрясений, страну в разумное и могучее государство — вырастить достойное поколение граждан России XXI тысячелетия.

И теперь представители частных школ могут выступать достойными оппонентами своих критиков — им есть, что предъявить, есть, чем гордиться. Теперь они на практике доказали: частное образование способно внести огромный вклад в развитие всей образовательной системы страны, да и общества в целом.

Как считает Анна Рафаиловна Вирабова — директор школы «Самсон», одного из самых достойных учебных заведений Москвы, ведущего образовательного учреждения России, начинать движение навстречу друг другу нужно с терминологии. С момента возникновения платных учебных заведений нас приучали к делению школ на государственные и негосударственные. Что не совсем верно. Почему надо отделять от государства школу, которая аккредитована Министерством образования России, ориентируется на государственные образовательные стандарты, выдает аттестаты государственного образца, работает на основе государственного законодательства, в конце концов — имеет гербовую печать с государственной символикой? Так что о термине «негосударственная» нужно подумать, а школы делить на муниципальные и частные.

Кстати, из определения частных школ как «негосударственных» вырастает другое распространенное заблуждение. Почему-то считается, что в частных школах образовательный процесс построен непродуманно, хаотично. Стоит, однако, посмотреть на организацию дела в «Самсоне», чтобы убедиться: частные школы взяли все лучшее, что включает в себя традиционная система образования, и соединили это с преимуществами образования инновационного. Ученики «Caмсона» изучают те же самые предметы, что и их сверстники из муниципальных школ, — но с использованием современных достижений науки и техники.

В школе существует комплексный план обучения, состоящий из уроков, внеурочных мероприятий и обязательных занятий спортом. Начиная с младших классов, в программу введены такие предметы, как информатика, психология; проходят занятия с дефектологом. Есть музыкальная студия, студия вокала и танца.

При обучении не только гуманитарным, но и естественным наукам используются авторские программы. Многие из авторов методик, являющиеся высококвалифицированными педагогами, преподают в «Самсоне». Дети могут изучать 4 иностранных языка (причем 2 обязательно).

Расписание составлено таким образом, чтобы ребенок не переутомился и сохранил бодрость в течение всего школьного дня, с учетом сквозных спортивных часов, пауз психологической разгрузки, прогулок на воздухе, сбалансированного питания.

Учебным планом предусмотрено пять часов физкультуры в неделю. Желающие дополнительно занимаются в спортивных секциях во второй половине дня, после окончания уроков.

Важной частью образовательной методики в «Самсоне» являются внеурочные интеллектуальные мероприятия. Проводятся регулярные конкурсы, викторины, КВН, ставятся спектакли в современной обработке.

Самое значимое ежегодное событие — выборы в школьный парламент. Это реально действующий орган школьного самоуправления. Быть в его составе – большая честь. Дети относятся к выборам очень серьезно и их организацией занимаются сами. В это время они лучше узнают себя и своих товарищей. Для того чтобы принять участие в голосовании, нужен паспорт или ученический билет.

Ученический билет - важный документ, в котором содержатся не только личные данные, место обучения, контактные телефоны, но и внесена информация о группе крови, резус-факторе и непереносимости лекарственных препаратов, — что очень важно для оказания первой медицинской помощи в экстренных ситуациях.

Главное достижение любой школы — ее выпускники. В «Самсоне» существует такое понятие, как «модель выпускника». Идеал — грамотная, высокообразованная, гуманная личность, здоровая и в физическом, и в нравственном отношении. На эту модель ориентируются педагоги, воспитатели и психологи.

Директор школы «Самсон» с законной гордостью объясняет тот факт, что все больше родителей останавливают свой выбор на этом учебном заведении: «В нашей школе существует своего рода «культ хорошего образования». Именно поэтому здесь престижно учиться. В старших классах преподают педагоги из МГИМО. Каждый год от 30 до 40 % выпускников составляют медалисты. Их работы подтверждены Городской медальной комиссией. Все выпускники поступают в престижные российские и зарубежные вузы. Есть ребята, которые уже окончили их и стали прекрасными специалистами, обучаются в аспирантуре.

К ученикам в «Самсоне» относятся с большим уважением. Мы осознаем, что ребенок — полноценная личность, просто младшего возраста, и очень любим каждого. Но любовь — это не вседозволенность, а прежде всего уважение в сочетании с высокой требовательностью. Ученики все понимают, и сами любят школу, уважают педагогов, хорошо относятся друг к другу.

Дети учатся в комфортных условиях, просторных, технически оснащенных классах. Есть место для прогулок и активных игр, просторный обеденный зал, атриум с зимним садом, плавательный бассейн, спортивный зал, теннисный и тренажерный залы, тир. В школе работает медицинский центр. Так что родители могут быть спокойны за учебу ребенка, его досуг и за сохранение физического здоровья».

Кроме того, именно в «Самсоне» процесс обучения продуман как минимум на год вперед. Еще летом администрация школы вместе с учителями составляют календарный план работы на год, в котором детально прописано — когда будут провидены семинары и занятия, когда состоятся дополнительные лекции или походы в театры, спортивные соревнования и трудовые субботники. Вопреки распространенному мнению об учениках частных школах, как о барчуках-белоручках, в «Самсоне» проводятся именно субботники — самые что ни на есть традиционные. Как признается Анна Рафаиловна, школе, возможно, было бы проще заплатить дворникам за уборку территории школы, окрестных улиц и дворов, нежели обеспечить в день субботника всех учеников орудиями труда — если бы в «Самсоне» не считали воспитание трудом необходимой составляющей воспитания личности.

Вообще, в этой школе, созданной для детей и ради детей, все направлено на развитие личности ребенка. Выстраиваются гармоничные соотношения между тремя компонентами: учебным, воспитательным и физическим потенциалом. Задача средней школы — не просто заполнить голову ребенка знаниями, а сформировать человека, готового к вступлению во взрослую, самостоятельную жизнь. Задача, прямо скажем, не из легких — ни для педагогов, ни, в первую очередь, для детей. Трудиться им приходится много — больше, пожалуй, чем ученикам муниципальных школ. И это в корне опровергает еще одно бытующее убеждение, будто частные школы созданы богатыми людьми лишь для того, чтобы обеспечить своим отпрыскам легкое получение «красных» аттестатов и золотых медалей.

По мнению директора «Самсона» — и с Анной Рафаиловной трудно не согласиться – «качественное образование нельзя получить с наскоку, легко порхая от предмета к предмету». Именно поэтому в «Самсон» не принимают детей, которые в принципе не готовы к обучению и не имеют никакого желания корпеть над учебниками.

Желание — вот, пожалуй, главное определение атмосферы, которая общими усилиями создана во многих частных школах, в том числе и в «Самсоне». «Муниципальные» родители привыкли выслушивать от своих детей жалобы на скуку, царящую на уроках, на нелюбовь и равнодушие учителей, рассказы об отношении к классу как к серой массе и полнейшем обезличивании каждого ученика. «Самсоновские» же родители в этом смысле могут быть спокойны. Отношения в школе построены так, что ученик с самого начала утверждается в мысли: хорошо учиться — это престижно, и если ты, со своей стороны, готов приложить к этому старание, то учителя — со своей стороны — окажут тебе всяческую поддержку, помогут разрешить любую проблему, не считаясь со временем и усилиями.

Один из главных навыков, который приобретают воспитанники «Самсона» — и который сама Анна Рафаиловна считает крайне необходимым — умение планировать свою жизнь, по кирпичикам возводить здание будущей судьбы. И в этом им очень помогает авторская разработка директора школы — «Дневник ученика». Здесь, как и в календарном плане педагогов, расписан каждый день жизни школьника. Однако оставлен и простор дли инициативы: любое замечание ребят, каждое их дополнение принимается к сведению, обдумывается и, как правило, вносится в общий план. Кстати, сейчас «Дневник ученика» рекомендован Московским Комитетом образования к использованию во всех школах страны.

Отдельная и весьма щекотливая тема, постоянно возникающая в разговорах о частных школах, — деньги. Многие почему-то уверены, что принцип прост: если родители платят за обучение своих детей, то имеют полное право диктовать школе свои условия и требования, негодовать, если ребенок получает плохие оценки и так далее. Конечно, есть частные школы, где дела именно так и обстоят. Но далеко не везде. В каждой беседе с папами и мамами директор школы «Самсон» настоятельно подчеркивает: министры, банкиры, директора фирм — это вы для подчиненных, а здесь, в стенах школы все вы — родители. А раз так, то требования ко всем общие и установка для всех одна: все вместе мы воспитываем элиту будущего общества, которая не должна, не имеет права быть ни безграмотной, ни жестокой, ни чванливой. Так что ученики «Самсона» если чем и избалованы, так только обилием внимания, поддержки и любви — всего того, с чем мы связываем само понятие «детство».

«Нет плохих детей — есть плохой подход к ним». Пожалуй, эта фраза А. Р. Вирабовой могла бы стать слоганом школы «Самсон» и многих других частных школ. Необходимо найти ключик к сердцу каждого ребенка — и гадкий утенок превратится в прекрасного лебедя. К сожалению, не все готовы к осознанию этой простой истины.

Ольга ЛИПАТОВА

Вернуться к списку статей...