ПУБЛИКАЦИИ В СМИ

Журнал "ЛУЧШИЕ ВУЗЫ, ШКОЛЫ". 05 мая 2006 года (№2).

Выбирайте лучших

1. Многим негосударственным школам уже более 10 лет. А мы всё развенчиваем и развенчиваем мифы, спорим, отдавать ли ребенка в частную школу или нет… Как Вы думаете, почему так происходит?

Не смотря на то, что частные или негосударственные школы работают вот уже более 10 лет (первые из которых с 1991 года), тем не менее уровень и организация работы многих из них очень разнятся. Ведь не секрет, что наряду с хорошими и очень хорошими школами сегодня имеются и плохие с убогим оснащением, примитивным процессом обучения, посредственным составом. Именно поэтому родители, желающие дать своим детям хорошее образование бояться обратиться к сектору негосударственных школы, дабы не рисковать, т.к. можно произведя оплату не получить желаемого результата.

2. Расширяется ли ассортимент услуг в частных школах или многие придерживаются стандартного набора: именитые педагоги, языки, питание, досуг, спорт, доставка? Что интересного дополнительно предлагают частные школы?

Успешная негосударственная школа - это как правило авторская школа, т.к. только школа с учредителями, серьезно строящими суть и структуру образовательного процесса, может иметь в совеем развитии четкую положительную динамику, и по сути в такой ситуации она становится авторской, с очень своеобразным образовательным пространством и организацией учебного процесса. Авторская негосударственная школа - сугубо индивидуальна и термин «набор услуг» здесь совершенно неуместен. Я вообще против «набора» или «ассортимента услуг» для образовательного учреждения и для малонаполняемой школы (а негосударственные именно таковы) в частности. Ведь есть необходимые возможности для развития каждого ребенка, для реализации программы личностно-ориентированного образования и т.д. Поэтому, принимая в школу ученика по принципу «обучаемость», а не «обученность», образовательный процесс должен быть индивидуально-ориентирован, со всеми необходимыми для успешного развития ребенка видами учебной и хозяйственной деятельности.

Кроме хорошей реализации образовательной программы надо помнить о состоянии здоровья учащихся. Есть такое понятие как физиологическая цена успешности, и образовательный процесс должен содержать кроме обучения, воспитания и развития здоровьесберегающее направление.

Это очень актуальное и новое направление, которое в условиях нашей страны, когда общество теряет поколение здоровой молодежи, сегодня является важным и просто необходимым. Некоторые школы стараются развивать эту программу. Мы занимаемся формированием здоровьесберегающего личностно-ориентированного образовательного процесса с 1992 года, т.е. с момента открытия школы «Самсон». Ну это конечно потому, что я - кандидат медицинских наук и изначально в меру своей ментальности приоритетным всегда считала здоровье ребенка.

3. Раньше одно из преимуществ частных школ заключалось в небольшой наполняемости класса. Но сейчас небольшие классы встречаются и в муниципальных школах. Чем завлекают школьников частные школы сегодня?

Наверное не завлекают, а привлекают персонализацией образовательного процесса, с психолого-педагогическим сопровождением ученика, развитием и формированием личности, инновационными технологиями, углубленным изучением предметных дисциплин, нетрадиционными формами поурочной системы.

4. Как Вы думаете, по какому пути развития будет двигаться дальше школы? Можно ли сделать прогноз на несколько лет вперед?

Всё будет зависеть от состояния российского законодательства, которое либо даст возможность жить негосударственным некоммерческим школам, либо поставит их на одну параллель с казино, нефтедобывающими компаниями и другими коммерческими организациями, уравнивая в налогообложении и лишая льгот образовательных учреждений (на аренду помещения, аренду земли и т.д.) примерно как это происходит с января 2006 года.

А развитие содержания образования в негосударственных школах конечно будет нарастать, эта тенденция имеет место и сейчас. Не надо забывать, что кроме углубленных обучающих программ некоторые школы реализуют в своей работе коррекционные программы. Не секрет, что в школы, где образовательный процесс формируется на каждого ученика, приходят дети, которым сложно обучаться в массовой школе. Есть еще школы этнического направления, сурдологические и др. Все они нужны обществу.

5. Как при первом знакомстве понять, насколько «серьезна» школа, если у всех примерно одинаковый набор услуг?

Необходимо:

1) Очень подробно познакомится с образовательным пространством.

2) Внимательно ознакомится с образовательной программой, лучше в беседе с завучем региона (начальная, средняя, старшая школа), куда поступает ребенок;

3) Изучить содержание договора между школой и родителями.

4) Посмотреть все учредительные и правоустанавливающие документы образовательного учреждения.

5) И конечно, обратить особое внимание на тон и лексикон разговора персонала школы, взаимоотношения сотрудников, доброжелательную или агрессивную ауру педагогического коллектива - ведь дети воспитываются в среде общения взрослых.

6. Чем отличается обучение за 600 и выше в месяц от обучения за 300 долларов?

Очень многим, если экономическая составляющая школы имеет сметную стоимость образовательного процесса и обеспечивающих его служб, и если уровень оплаты формируется не по принципу «у кого больше, а у кого меньше», а четко соответствует уровню образовательных и хозяйственных видов деятельности учреждения.

7. От чего зависит качество обучения?

От выстроенной системы образовательной последовательности обучающих программ, от состояния процесса воспитания, без которого не может быть сформирована высокая мотивация к обучения, от индивидуализации учебного процесса, работы с непониманием, психолого-педагогического и физиолого-гигиенического сопровождения, от используемых образовательных технологий, от квалифицированности и компетентности педагогического коллектива, от наполненности развивающей системы дополнительного образования, от ресурсного обеспечения образовательной среды.

8. Каждая школа ведет ежегодный подсчет своих отличников, учеников, поступивших в престижные вузы и пр. А вот ведут ли учет двоечников, прослеживается ли дальнейшая судьба выпускников, не поступивших в вузы?

Быть может ведется, но я могу сказать только о своей школе - у нас не ведется, т.к. не поступивших в вузы пока не было, а тем более - двоечников. Ежегодно 35-40% выпускников заканчивают нашу школу отлично с золотыми и серебряными медалями. Нынешний учебный год стал рекордным - 87% выпускников медалисты.

9. В частные школы принимают всех детей? Есть ли такие, которым отказывают? Если да, то по каким причинам?

Основной критерий при поступлении ребенка в школу - «обучаемость». Если центральная нервная система ребенка в порядке, т.е. нет задержки психического развития и других видов патологии ЦНС, ведущих к «необучаемости», то даже в случае имеющейся педагогической запущенности и низкого уровня обученности (при переходе из других школ) вполне возможно работать с ребенком по системе персонализации образовательного процесса в условиях личностно-ориентированной образовательной среды, с получением хорошего результата уровня обученности, воспитанности, качества знаний по предметам, интеллекта, аналитического мышления, психического и нравственного здоровья.

10. Отличаются ли дети частных школ от школьников государственных средних учебных заведений?

Практика показывает, что отличаются. Но конечно это зависит от идеологии и концепции построения образовательной среды частной школы. О своих детях могу сказать с радостью, что значительно и очень выгодно отличаются когда мы их можем наблюдать на различных городских, окружных, отраслевых конкурсных и олимпиадных мероприятиях, спортивных межшкольных соревнованиях и спартакиадах; и не только во время выступлений, но и в простом общении с другими детьми, за кулисами при подготовке, во внеконкурсных условиях и т.д.

11. Насколько важна цепочка негосударственный детский сад - негосударственная школа?

Система непрерывного образования негосударственный детский сад - школа очень важна и полезна для грамотного последовательного развития, воспитания и конечно обучения ребенка, когда с раннего возраста ребенок попадает в одну систему учебного процесса, требований, концепции образовательной среды, духа и ментальности педагогического коллектива, особенностей и традиций учебного заведения.

12. Что приоритетно: жесткая дисциплина или доверительный контакт? Одно взаимоисключает другое. Многие родители жалуются, что в школах дети ведут себя с учителями неуважительно, панибратски…

Я считаю, что ребенка необходимо любить, относится к нему с уважением, как к личности, но требовательно. Я не согласна с тем, что дисциплина взаимоисключает доверительное отношение. С ребенком надо быть правдивым, дети очень чувствуют фальш, и конечно нужно быть «на уровне», т.к. дети очень критично и по-своему оценивают взрослых. Уважают грамотных, эрудированных, сильных духом, целенаправленных, добрых, и, я думаю, требовательных и строгих людей, очень чувствуют профессионалов.

13. Как решается вопрос, если родители потеряли работу, испытывают трудности с оплатой за обучение?

В каждом конкретном случает вопрос оплаты решается индивидуально. На обращение родителей частные школы обычно отзываются с пониманием, не смотря на то, что закон не предусматривает возможность льготной оплаты.

14. Как часто дети уходят из негосударственных школ? По каким причинам?

По статистическим данным процент постоянных учащихся в негосударственных некоммерческих школах 88-91%. Причинами ухода могут быть смена места жительства, переезд в другую страну, внутрисемейный конфликты, переход в школу другого профильного направления.

15. Как Вы относитесь к рейтингам школ? Ведь результат, место зависит от цифр, условных баллов, которые даются за тот или иной пункт, не учитывая атмосферу школы, отношение учителей к ученикам…. всего того, из чего действительно складывается понятие «лучшая школа»?

Совершенно согласна с Вашим заключением относительно объективности рейтингов, отношусь к рейтингам не очень доверительно.

16. Что Вы пожелаете старшеклассникам, поступающим в этом году в вузы?

Конечно успешной сдачи выпускных и вступительных экзаменов, хорошего здоровья - что очень важно для достижения серьезного результата и успешности в жизни, достойно представлять свою семью и, конечно, быть гордостью своей страны.

Вернуться к списку статей...