ПУБЛИКАЦИИ В СМИ

Межвузовская конференция в Университете нефти и газа им. Губкина
«Инновационные технологии в формировании общекультурных компетенций студентов и учащихся»

Формы интеграции
учебного и внеучебного процессов.

В первоначальном определении слово «культура» понималось как «возделывание почвы». В современном мире, опираясь на знания культурологии и педагогики, мы понимаем, что «культура – это возделывание души».

Под общекультурной компетентностью (ОКК) личности следует понимать совокупность знаний, навыков, элементов культурного опыта, позволяющих индивиду свободно ориентироваться в социальном и культурном окружении и оперировать его элементами.

Целью школьного образования в области формирования общекультурных компетенций является:

  • достижение уровня ОКК, достаточного для ориентации в ценностях культуры,
  • формирования способности самостоятельно оценивать конкретные явления культуры, для овладения методами самообразовательной деятельности.

Задача же заключается в том, чтобы дать учащимся необходимые знания в области культуры, продемонстрировать образцы культуры в различных сферах, а именно:

  • социально-экономической;
  • политико-правовой;
  • в сфере науки, религии;
  • экологической;
  • эстетической;
  • коммуникативной;
  • бытовой;
  • досуговой и др.

Приоритет в формировании ОКК отводится интеграции форм учебной и внеучебной деятельности.

В свете культурологического подхода эта интеграция определяется как «организованное педагогом восхождение ребенка по ступеням культуры через неуклонное повседневное воспроизведение культурных достижений человечества. Педагог-соучастник такого восхождения, стратег, инструктор, опора и помощник.» (Н.Е. Щуркова) Этот процесс создает развивающую среду, эмоционально насыщает и духовно обогащает жизнедеятельность учащихся.

Одним из способов формирования ОКК является музейно-экскурсионное сопровождение, организованное в НОУ ЧГЭШ «Самсон». Так, изучая учебный материал на уроках гуманитарного и эстетического циклов, учащиеся имеют возможность посетить театры, музыкальные, исторические и литературные музеи, выставочные залы столицы. Учащиеся учатся самостоятельно ориентироваться в многообразном мире искусства, вырабатывается умение оценивать произведения искусства и литературы, и прослеживать связь прошлых и настоящих событий. Приобщение к великому наследию формирует вкус и духовные ценности.

Опираясь на знания, приобретенные на уроках обществоведения о построении и развитии современного общества, учащиеся проецируют модель органов самоуправления, формируя школьные структуры самоуправления. Это позволяет выработать следующие компетенции:

  • критически относиться к тем или иным аспектам развития школьного общества;
  • занимать позицию в дискуссиях и отстаивать собственное мнение;
  • уметь противостоять неуверенности и сложности;

Через курс «Этика общения» учащиеся узнают о нормах и правилах поведения в обществе, которые демонстрируют находясь в поездках, в семье, в других детских коллективах, при посещении театров и других общественно значимых местах.

Особое внимание уделяется общешкольным досуговым мероприятиям, которые проводятся совместно с кафедрами и отличаются хорошим качеством и содержательностью. Совместная работа с педагогами учит сотрудничеству, вырабатывается умение правильно организовать свою деятельность и потребность вносить свой вклад, быстро включаться в работу, нести ответственность.

Участвуя в проектной деятельности учатся использовать новые технологии и коммуникации, что также ведет к формированию компетенции.

При таком подходе интеграции форм учебного и внеучебного процессов и выстроенной системе воспитательной работе, у учащихся повышается социальная активность, формируется интерес к общественной работе, к серьезным занятиям в системе дополнительного образования.

Вернуться к списку статей...