ПУБЛИКАЦИИ В СМИ

Журнал "Первоклассные родители" №2 март-апрель 2013 года.

Оранжерея
или оптимальная образовательная среда?

Почему в школе «Самсон» отсутствуют традиционные для учеников и их родителей проблемы?

В Москве активно начался процесс объединения образовательных учреждений в многофункциональные учебные комплексы, предоставляющие полный комплекс образовательных услуг. И хотя цели, которые декларируют его организаторы, – повышение качества образования, его преемственность, расширение возможностей для всестороннего развития детей – неоспоримы, отношение пап и мам к нововведениям неоднозначно. Изменить родительские настроения должен помочь позитивный опыт образовательных комплексов, работающих в столице не первое десятилетие. По пути предоставления полного спектра услуг уже достаточно давно пошли некоторые государственные и частные общеобразовательные учреждения.

В том числе «Частная гуманитарно-экономическая школа «Самсон», основанная в 1992 году.

В 2008-м она прошла аттестацию Департамента образования г.Москвы с присвоением статуса «Центр образования «Школа Здоровья».

У 74–84 процентов учеников 1–4-х классов школы «Самсон» уровень интеллектуального развития выше среднего, требуемого от детей этого возраста. Если говорить об учащихся 5-6-х классов, статистика вообще впечатляющая: своих сверстников опережают в развитии все 100 процентов детей. В старших классах показатель ненамного ниже – 93-98 процентов. Плюс еще один не менее важный для каждого родителя факт: медицинские показатели, характеризующие здоровье «самсоновцев» – интеллектуалов, значительно лучше тех, что демонстрируют московские школы в целом. Впечатляет настолько, что хочется сказать классическое: «Не верю!»

На самом деле, такая статистика нормальна там, где в каждом классе – освобожденный классный руководитель-куратор, занимающийся исключительно воспитанием своих подопечных. Где учителя еще в дошкольном центре знакомятся с детьми, которых будут выпускать в одиннадцатом классе. Где для каждого учащегося выстроена индивидуальная траектория его обучения. Где мониторинг здоровья воспитанников такой, что родители фактически избавлены от необходимости водить детей по поликлиникам. Где обязательна знаменитая «самсоновская» динамическая пауза: на пятом уроке – единый спортивный час, во время которого кто в бассейне, кто на тренажерах, кто на хореографии, кто на спортивных играх. Отдохнули час, и на шестой урок все идут, как на первый!

Гуманитарно-экономическая школа «Самсон» работает в режиме полного дня – дети приезжают на занятия в 9 утра, а заканчивают их в 18:30. Здесь реализуются программы начальной, средней и старшей школы, дошкольного и дополнительного образования. Очень важно то, что первоклассникам «Самсона» и их родителям неведомы проблемы, связанные с адаптацией малышей к школе. Дети начинают привыкать к ней с трехлетнего возраста. На экскурсиях, где их знакомят с общим образовательным пространством, они понимают, что их дошкольный центр – неотъемлемая часть «Самсона». Узнают, что такое тетради и оценки, уроки и перемены, общаются с первоклассниками, которые еще год-два назад были с ними и вот стали немного другими. А как объединяют дошколят и первоклассников совместные работы в зимнем саду, когда старшие сажают лук весной, а младшие поливают рассаду. Или театральные постановки, в которых новоиспеченные ученики начальной школы играют со своими вчерашними однокашниками по дошкольному миру.

Знания дошколят органично соотносятся с требованиями новых образовательных стандартов для начальной школы. Для этого проводятся совместные заседания педагогов дошкольного центра и начальной школы. Учителя началки целый год посещают занятия тех детей, которые придут к ним на следующий год, они знают досконально каждого ученика, разрабатывают каждому индивидуальную программу занятий. Такими же прочными адаптационными нитями связаны начальная школа и среднее звено. Этих нитей сотни; традиционный консилиум и педсовет по адаптации пятиклассников – лишь заключительный этап этой кропотливой профессиональной работы коллектива школы.

Учителя и воспитатели, классные наставники и специалисты дополнительного образования, врачи, логопеды и психологи, высококачественные транспортная и инженерная службы, столовое производство - в таком сопровождении отправляются в поход за знаниями, растут и крепнут две сотни ребятишек ежегодно. Широкий спектр предоставляемых школой возможностей - научных, эстетических, спортивных, культурологических - позволяет растущей личности формироваться многогранно и плодотворно.

Сейчас, когда идут жаркие споры о том, хорошо или плохо объединение различных учреждений образования в образовательные комплексы, достаточно самого отъявленного противника этой идеи провести по школе «Самсон», чтобы от его скепсиса не осталось и следа. Эта частная школа уже давно прошла путь, по которому сейчас идут другие. И результат впечатляет! Одним из изменений в системе образования, как оказалось, встревожены многие родители, особенно мамы. Речь идет все о том же создании комплексов, точнее, о вхождении в их состав детских садов. Родителям кажется, что такой подход лишит их чад беззаботности дошкольного детства, но в школе «Самсон» живо ощущаешь: нет такой проблемы! Дошкольная ступень сохраняет самоценность, радость детства, но вместе с тем формирует фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешности школьного обучения. Это ощущение крепнет, когда, проходя по школе, видишь смеющихся, свободных детей, самых разных, незакомплексованных, но и не распущенных. Вот девчонка-кроха, увлеченно извлекающая красивые звуки из фортепиано, там – задорные мальчишки в кимоно, счастливо издающие боевой клич, дальше – группа четырехлеток, сооружающих снеговика, и недалеко от них семиклассники, обсуждающие будущее заседание школьного парламента. Похоже, очень хорошо.

И уже не кажется удивительным, что в школе привычна картина, когда десятиклассник жмет руку третьекласснику, приветствуя его, семиклассник дружит с первоклассником, а старшие ребята проходят на цыпочках мимо спален дошкольного центра во время тихого часа. Еще одна показательная в наши дни деталь: ни один ученик этой школы не курит! Не менее красноречива и другая: в этой школе ни разу не было никаких проявлений национальной или религиозной вражды, нетолерантности вообще. Здесь в порядке вещей то, что пришедший в пятый класс мальчик, страдающий аутизмом, через полгода буквально ожил, стал общаться с внешним миром. Эта школа задает позитивный вектор движению судьбы – вот один из главных ее критериев. В подтверждение тому можно привести даже вполне традиционный факт, характеризующий успешность школы: все выпускники «Самсона» поступают в вузы, причем в самые престижные.

Но, возможно, самая симпатичная особенность «Самсона» – семейная, теплая атмосфера. Эта школа изначально рождена семьей. Ее основала в 1992 году Анна Рафаиловна Вирабова, доктор медицинских наук. Основала, потому что хотела, чтобы ее дети учились в нормальных человеческих условиях. И добилась этого. Из полуразрушенного здания сотворила школьный дом, где обитает счастливое детство, правильно занятое отрочество, пытливая и свободная юность. Дом, из которого в жизнь выходят счастливые, красивые, уверенные в себе люди. Школа, где реально состоялось то, что стремится реализовать сейчас повсеместно во всех образовательных учреждениях столицы Правительство Москвы, – модель качественного, гармоничного, здорового и цельного обучения и воспитания. Кто-то в ответ на все прочитанное выше может возразить, что это не обычная школа, а оранжерея для крохотного процента детей. Но разве малость отменяет значимость? Царскосельский лицей тоже был оранжереей. Но этот лицей подарил России Пушкина…

Вернуться к списку статей...