ПУБЛИКАЦИИ В СМИ

Газета "Родительский вестник" №7(ноябрь) 2012 года.

Не позволить массовой культуре взять верх над грамотностью.

Если с детства у ребенка не воспитана

любовь к книге, если чтение не стало

его духовной потребностью на всю жизнь,

в годы отрочества душа ребенка будет пустой.

В.А. Сухомлинский

Писатель-фантаст Рей Бредбери в своем романе-антиутопии «451 градус по Фаренгейту» описывает общество, которое опирается на массовую культуру и потребительское мышление, и все книги, заставляющие задумываться о жизни, подлежат сожжению. Хранение книг является преступлением, а люди, способные критически мыслить, оказываются вне закона.

Сейчас, в век информационных технологий, происходит практически аналогичное явление: книги постепенно теряют свою актуальность и люди способствуют уничтожению книг. С появлением новых средств для чтения, таких как электронные книги и ipad, увесистые тома становятся практически ненужными. Ведь в небольшую тоненькую «коробочку» можно поместить все литературное наследие человечества! Вскоре книги станут лишь частью интерьера, украшением, фоном.

Конечно, ребенок будет больше рад покупке ipad, чем настоящей книге. Но основное назначение этого гаджета - инфотейнмент, т.е. информирование через развлечение. Причем, это примитивный путь получения информации. Ребенку же нужно развивать свои умственные способности, фантазию, мышление. Книга - отличный помощник в этом деле. Ведь для того чтобы почерпнуть что-то из учебника или книги, нужно приложить больше усилий, хорошо сконцентрироваться.

Внутренняя жизнь человека формируется во многом благодаря книгам. Когда один из издателей попросил Л.Н.Толстого назвать книги, которые произвели на него наиболее сильное впечатление и способствовали нравственному и умственному развитию, в списке таких книг он отметил историю Иосифа из Библии, сказки « 1001 ночи», « Черную курицу» Погорельского, русские былины, народные сказки, стихи Пушкина. До конца жизни эти книги были с ним. Скудные языковые средства интернет-источников не дают такого развития внутренней жизни человека, какое дают книги.

В домашней библиотеке всегда должны быть разные типы книг для детей. Книжка-вырубка, обложка которой вырезана по контуру того предмета, о котором идет речь в тексте, способствует привлечению ребенка и знакомству с содержанием. Другой тип – книжка-панорама. Она не только ярко иллюстрирована, но и снабжена движущимися фигурками. Действие в ней как бы оживает с помощью этих фигурок. Манипулируя ими, ребенок не только включается в ритм текста, но и переживает происходящее вместе с героями.

Именно книга является одним из самых мощных средств приобщения детей к общечеловеческим ценностям. Для того чтобы книга стала для детей другом, необходимо, в первую очередь, пробудить у них интерес к чтению, а также помочь им овладеть этим инструментом познания.

Проблема недостатка и ущербности ресурсов электронной среды, способствует депривации личности ребенка. В результате постоянных контактов с электронной культурой:

- меняется восприятие печатного текста и информации, оно становится более поверхностным и фрагментарным, «мозаичным», «клиповым» (вследствие чего ребенку все труднее концентрировать внимание на многостраничном тексте, особенно — повестях и романах);

- меняется мотивация чтения и репертуар читательских предпочтений (например, под влиянием телевидения и видеопросмотров усиливается интерес к темам и жанрам, которые широко представлены на телеэкране и в видеопрокате — детективам, триллерам, фэнтези, «ужасам», кинороманам);

- предпочтение отдается печатной продукции с широко представленным видеорядом (отсюда популярность у детей и подростков иллюстрированных журналов и комиксов);

- углубляется процесс клиширования, упрощения и огрубления речи.

Перед современным обществом стоит серьезная задача – не позволить массовой культуре взять верх над грамотностью и перестать двигаться в сторону деградации, зомбирования и закрытия человеческих каналов, отвечающих за мышление и развитие личности. Не нужно тормозить естественное развитие нового поколения, приобщение к новым гаджетам и активное их использование. Но в этом «дивном новом мире» книга ни в коем случае не должна перейти в понятие историческое, стать архаизмом ipad и электронной книги. Она должна быть всегда уместной и полезной.

Вернуться к списку статей...