ПУБЛИКАЦИИ В СМИ

Журнал «Столичный стиль» (ноябрь-декабрь 2016 г.)

Анна Вирабова:
ребенок в нашей школе –
уважаемый человек.

В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ НЕРЕДКО СВЯЗАН С РЯДОМ СЛОЖНОСТЕЙ. СОЦИАЛИЗАЦИЯ РЕБЕНКА, А ТАКЖЕ ЕГО ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ НЕ ВСЕГДА УЧИТЫВАЮТСЯ ПЕДАГОГАМИ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ. ИЗ-ЗА ЭТОГО ШКОЛЬНИКИ ИСПЫТЫВАЮТ СТРЕСС И ХУЖЕ УСВАИВАЮТ ИНФОРМАЦИЮ. КОРРЕСПОНДЕНТ «СТОЛИЧНОГО СТИЛЯ» ПОБЕСЕДОВАЛ С ГЛАВОЙ ЦЕНТРА ОБРАЗОВАНИЯ «САМСОН», ДОКТОРОМ МЕДИЦИНСКИХ НАУК АННОЙ ВИРАБОВОЙ О ПРИНЦИПИАЛЬНО ИНОМ ПОДХОДЕ К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ.

– Анна Рафаиловна, на протяжении 25 лет вы возглавляете Центр образования «Самсон». Расскажите, с чего все начиналось?

– Все началось в 1991 году. Наши сыновья уже учились в школе. Все это время, сталкиваясь с работой массовой школы, мы видели, какие проблемы там существуют. То, что происходило в школе, не выдерживало никакой критики. Взрослые дети обижали и унижали младших, педагоги совмещали преподавание нескольких предметов одновременно. Учебный материал не разбирался – все оставлялось только на домашнее задание.

Многие родители были возмущены тем, что происходит, практически по всем предметам приходилось нанимать репетиторов. В какой-то момент стало понятно, что дальше так продолжаться не может, и я обратилась за помощью к супругу – на тот момент он был владельцем Малого научно-производственного предприятия медицинского направления «Самсон». Школа была открыта как его филиал.

– Неужели это так просто – открыть школу?

– Конечно, нет. В 1991 году еще не было ни Департамента образования, ни Окружных управлений образования, ни Комиссии по качеству образования. Устав был написан практически от руки. Я узнавала у педагогов, как формируется образовательный процесс в школе, собирала информацию и писала устав. Сейчас все это можно получить в готовом виде, а на тот момент в доступе не было ничего. Также нужно было приобретать мебель, учебники, классные доски – все то оснащение, без которого учебный процесс невозможен. Надо было заключать договор аренды помещения, а юридического лица у школы не было, поэтому первоначально школа «Самсон» стала филиалом Малого научно-производственного предприятия «Самсон».

Вот так, фактически из ничего было открыто учебное заведение. Тогда нас очень поддержали родители других детей, которые поверили в мою идею – помогали и финансово, и физически. Впервые наш Центр образования открылся в здании школы на Каширском шоссе – там удалось арендовать помещение на три года. Был сделан капитальный ремонт, оборудован компьютерный класс и начался первый учебный год.

– Но сейчас мы с вами находимся совсем в другом здании…

– Директор школы на Каширском шоссе – дама старой закалки с советским менталитетом. Она так и не смогла принять идею и возможность частного образования. В течение трех последующих лет школа «Самсон» арендовала часть классов в физико-математическом лицее, но продолжался поиск отдельного помещения. В это время был создан Департамент образования, и в 1992 году школа официально получила лицензию. Поэтому годом открытия частной школы «Самсон» считается 1992-й, хотя по факту работа началась раньше.

Девяностые годы были тяжелым переходным периодом – многие детские сады и школы закрывались, а в этих помещениях размещали коммерческие банки, склады для хранения товаров, спортивные залы и парикмахерские. Нам удалось найти здание ведомственного детского сада Камвольного предприятия «Октябрь». Именно здесь мы сейчас и находимся. Здание было разрушено – детский сад давно не работал. Чтобы получить это помещение, пришлось преодолеть немало сложностей, но в итоге по распоряжению правительства Москвы здание было передано Центру образования «Самсон».

Была проведена капитальная реконструкция – мы фактически построили школу с нуля. Старые помещения занимали 700 кв. метров, сейчас территория школы составляет 5,5 тыс. кв. метров, также полностью видоизменен земельный участок. Каждый год делается ремонт, проводится модернизация здания. К появлению школы привела необходимость получения детьми качественного образования, и сегодня в Центре образования «Самсон» такая возможность есть.

– Чем «Самсон» отличается от обычной школы?

– Здесь реализуется программа непрерывного образования, которая предполагает обучение ребенка с двух лет. Подготовка начинается в дошкольном центре, где осуществляется развитие и социализация детей, малыши готовятся к поступлению в школу. У нас другая программа обучения, другая интенсивность занятий и другие объемы информации. Это углубленное изучение предметов и расширенная наглядность с большим музейно-экскурсионным сопровождением, несколько иностранных языков, большой раздел дополнительного образования, персонально-ориентированные программы с учетом возможностей и способностей каждого ученика, обязательное медико-психолого-педагогическое сопровождение, интеллектуальное и творческое развитие ребенка. И контроль состояния здоровья детей в течение каждого учебного дня.

Чтобы процесс обучения и воспитания был результативным, а ребенок успешен в русле понимания нашей программы и хорошо адаптирован к темпу и интенсивности обучения, нами разработана и эффективно реализуется программа личностно-ориентированного образования школы «Самсон». Внедрение этой программы дает возможность развить в детях глубокие интеллектуальные способности. Например, в математическом цикле, начиная с арифметики и далее в алгебре, геометрии, тригонометрии, стереометрии – везде решаются задачи повышенной сложности, изучается дополнительный материал международных олимпиад и конкурсов, что дает возможность начинать развивать математические способности ребенка с самого раннего возраста.

– Вы зачисляете в школу детей, не прошедших дошкольную подготовку?

– Зачисляем, но при этом видим колоссальную разницу. Если новый ученик не может быть успешным в классе, он обязательно выводится на индивидуальное обучение, чтобы восполнить пробелы в знаниях и отработать моменты педагогической запущенности, если они есть. После чего ребенок может работать в классе, выполнять программу. Но все-таки Центр образования «Самсон» предполагает непрерывное образование детей – от двух до семнадцати лет. Ведь развитие ребенка, его индивидуальных способностей, креативности мышления и когнитивных качеств начинается с двух лет и с каждым годом набирает активность. Именно поэтому в средней школе происходит еще и ранняя профилизация образования.

– То есть уже в средней школе дети получают представление о будущей профессии?

– Да, наши ребята к концу обучения имеют представление о том, кем они хотят стать в будущем. Профилизация – серьезный процесс, который должен быть основан не только на пожеланиях родителей. Мы, конечно, ориентируемся на мнение мам и пап, но еще и на психологические исследования, которые проводит наш Центр психолого-педагогического сопровождения. Это исследования, связанные с тестированием по видам деятельности. Кроме того, перед началом каждого учебного года дети проходят психологическое исследование по типу личности – ведь за лето мировоззрение ребенка может полностью измениться.

– Почему это необходимо?

– В наших классах учатся от 10 до 15 детей, не больше. Это делается для того, чтобы подход к обучению каждого ученика был максимально эффективным. Все дети разные – кто-то лучше воспринимает информацию зрительно, кто-то на слух или тактильно. Одному ребенку для усвоения материала нужно воспроизвести его вслух, другому – прослушать несколько раз. Кому-то надо показать наглядный материал и выделить информацию на доске сигнальными цветами и т.д. Урок формируется с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Чтобы обучение проходило успешно, дети должны чувствовать вовлеченность в этот процесс. А это происходит только тогда, когда есть понимание того, о чем говорит педагог. Наши уроки проводятся по системе задачно-целевого обучения, в русле программы адаптивного образования. В начале каждого урока учитель вместе с детьми ставит цель и вместе с ними обсуждает пути ее достижения. Дети все время думают – они постоянно вовлечены в работу. По окончании урока ребята под руководством учителя оценивают, достигнута ли цель и насколько полно решены поставленные задачи.

– Как выглядит учебный день в школе?

– Школа работает по системе полного дня. Дети находятся в школе с 9.00 до 18.30. В день у ребят начальной школы 5–6 уроков, в средней и старшей – от 7 до 9 уроков, длительность которых составляет 40 минут. Такое обилие уроков не должно пугать, потому что занятия проходят по системе здоровьесберегающего обучения.

Между учебными часами происходят психологические паузы, перерывы на завтрак, обед и полдник, единый спортивный час у всех классов, который проводится ежедневно и составляет в нашей школе 5 часов физкультуры в неделю, прогулки на свежем воздухе (аэрация). На уроках предусмотрены обязательные физкультминутки. Утром в школе проводится зарядка, а в перерывах между уроками – различные тренинги, например, занятия для глаз или костно-мышечного аппарата и суставной системы детей.

В школе есть свой медицинский центр, ежегодно проводится диспансеризация, в ходе которой каждого ребенка осматривают восемь специалистов. Еще одна неотъемлемая часть нашей здоровьесберегающей программы – горячее здоровое 3-разовое питание, в дошкольном центре – 4-разовое. В договоре на обучение есть соответствующий раздел, при разработке которого я опиралась на информацию о медицинских диетических столах. Помимо этого, всегда учитывается индивидуальная непереносимость детьми ряда продуктов.

– Как вы подбираете персонал для образовательного центра?

– В Центре работают высококвалифицированные специалисты. Выбирать сотрудников из общего образовательного пространства Москвы очень непросто. Есть люди, которые много о себе рассказывают, приносят массу похвальных грамот и даже могут иметь статус «Заслуженного учителя». Но при этом они не ведут обучение «в глаза», а видят детей «по макушкам». Таким педагогам бывает необходимо переориентироваться на персонализацию обучения, для чего в нашем Центре образования проводится большая методическая и методологическая работа с развитием профессиональных компетенций и компетентности учителя.

– А отстающие или хулиганы у вас есть?

– В школе учатся обычные дети, которые, конечно же, любят пошалить. Но здесь важно направить энергию ребенка в нужное русло. Во второй половине дня у нас работает огромное количество кружков и секций, дети занимаются самоподготовкой. Наши педагоги никогда не ругают детей, мы относимся к ним как ко взрослым людям, на равных.

Все моменты поведения детей, вопросы их жизневосприятия, взаимоотношения с обществом и окружающим миром обсуждаются персонально с педагогом-куратором и возрастным психологом, анализируются и оцениваются самим ребенком, с его пониманием правильности или неправильности поведения или поступка, что значительно важнее банальных нареканий и упреков. Ребенок в нашей школе – уважаемый человек.

– Подобный подход реализуется в других школах?

– Наше заведение – единственное в своем роде, в Москве больше нет аналогичных школ. В 1991 году, 25 лет назад, я открывала школу, уже являясь кандидатом медицинских наук, поэтому в нашем Центре непрерывного образования «Самсон» медицина и образование соединились. На образовательный процесс я смотрела глазами врача. Меня всегда интересовало физическое, психическое и нравственное здоровье детей. Более того, я сама мама и смотрю на все и с этой позиции.

Многие вещи в образовательном процессе оцениваются с точки зрения успешности ребенка, а также того, как это отражается на его физическом, психическом и нравственном состоянии. Это очень емкий процесс, гармоничность протекания которого влияет на формирование личности в целом. В нашей школе действует постулат: «нет плохих детей». Любой ребенок при правильном подходе может быть талантливым и успешным.

Все наши выпускники с высокими результатами сдают ЕГЭ и успешно поступают в ведущие российские и зарубежные вузы. Ежегодно до 55% выпускников оканчивают школу «Самсон» с золотой или серебряной медалью.

Вернуться к списку статей...