Научно-практическая конференция «Я познаю мир»
В современной школе обучаются разные дети. У каждого школьника свои интересы, способности, желания, возможности. Но, несмотря на это, мы, педагоги, должны дать всем детям знания, научить их основам познания мира, воспитывать в каждом ученике всесторонне развитую личность, способную к самоопределению и самореализации.
Критерием современного качества образования является уровень сформированности у учащихся ключевых компетентностей, среди которых можно назвать:
- готовность к разрешению проблем;
- технологическая компетентность;
- готовность к самообразованию;
- готовность к использованию информационных ресурсов;
- готовность к социальному взаимодействию;
коммуникативная компетентность.
Одной из форм работы по формированию компетентностей на уроке и во внеурочное время является организация проектно-исследовательской деятельности учащихся. Метод проектов относят к педагогическим технологиям ХХI века. В деятельности учителей школы «Самсон» этот метод занимает достойное место. Работая над проектами, дети приобретают опыт научно-исследовательского поведения: учатся видеть проблему, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, наблюдать, классифицировать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, структурировать материал, доказывать и защищать свои идеи.
В школе работает научное общество учащихся «Эврика», имеющее в своем составе 5 секций: лингвистическую, эколого-биологическую, физико-математическую, общественных наук, технологии и искусства. Секция учащихся начальной школы занимает особое место. Ведь мы хорошо понимаем, что проектно- исследовательскую работу младшего школьника назвать «научной» в полном смысле не совсем верно, так как у него нет системы знаний, позволяющей увидеть все закономерности развития природы и общества. Но, если ребенок сумел найти и описать маленькую изюминку в каком-либо вопросе, относящемся к области науки, то он будет удивлен и горд от совершенного им открытия. А это, несомненно, содействует повышению познавательного интереса и формированию культуры исследовательской деятельности учащихся, созданию атмосферы творческого научного поиска. Не случайно, девиз научного общества учащихся школы «Самсон» такой: «Через тернии к звездам».
Итогом проектно-исследовательской деятельности учащихся является научно-практическая конференция, которая традиционно проводится в апреле.
2011 год – особенный год в истории нашей страны. 12 апреля исполнилось 50 лет со дня первого полета человека в космос. Этим человеком был Юрий Гагарин, бесстрашный рыцарь космоса, славный сын нашей великой Родины. Готовясь к знаменательной дате, многие дети выбрали темы проектных работ, непосредственно связанные с освоением космоса.
Конференция проходила два дня. В первый день представляли свои работы младшие школьники, во второй – учащиеся средней школы. Оценивало детские работы строгое жюри, в состав которого вошли не только члены школьной администрации Козлова Г.А., Авдошина Н.И., но и члены школьного парламента.
В торжественной обстановке открыли конференцию первоклассники, которые представили групповой проект «Животные в космосе». В своем выступлении им удалось интересно рассказать о том, кто до Ю.А.Гагарина летал в космос. Дети с радостью сообщили, что до Ю.А.Гагарина в космосе побывали собаки, кролики, обезьяны, крысы и мыши, птицы, черепахи, улитки, ящерицы, тараканы и мушки-дрозофилы. С изумлением приняли информацию участники конференции о том, что дрессированные животные могут выполнять задания человека даже без его присутствия. Членам жюри первоклассники вручили созданный альбом «Животные в космосе».
Учащихся вторых классов заинтересовал вопрос: «Каким общественным транспортом пользуются москвичи чаще всего?». Оказалось, что это метро. Работая над проектом, дети узнали, что обозначает слово «метро», когда появилось, какую роль сыграло в годы войны и многое другое. Пришлось побывать на разных станциях, посетить музей метро, сделать фотоальбом наиболее интересных и полюбившихся станций.
Выбор темы исследования третьеклассников «Каша – пища наша» нельзя назвать случайным. Школа «Самсон» - школа здоровья, в которой детям с малых лет говорят о правильном питании. Вот и взялись малыши выяснить, чем же каши так полезны. В результате не только участники конференции узнали много нового, но и работники службы питания получили в подарок рецепты новых каш. К примеру, Гурьевская каша, каша по- монастырски, Суворовская каша и др.
А вот учащиеся четвертого класса после серьезного эксперимента поразили публику своим выводом: «Как и всё в природе, плесень- это не только зло, но и польза». Вот она какая «Знакомая незнакомка»!
Второй день конференции был не менее насыщенным и интересным.
В программе дня обсуждались следующие темы:
«Математические расчеты как научная основа космического полёта Ю.А.Гагарина», «Словарь - мой помощник», «Фантасты о космосе», «Жюль Верн – ученый, философ, романист или предсказатель?», «Орбитальная станция «Мир» и др.
Учащиеся гимназического 5-го класса, составив после проведенного исследования сборник математических задач, заставили задуматься над их решением даже старшеклассников.
О том, как люди мечтали и мечтают о покорении Вселенной, учащиеся услышали не только из выступлений на русском языке, но и на французском.
Очень смелый взгляд отстаивали авторы проекта «Орбитальная станция «Мир». Они сравнили станцию «Мир» с Брестской крепостью, которую лучшие люди страны отстаивали до последнего. Изучение статей космонавтов позволило учащимся сделать заявление о том, что сегодня в России необходимо открыть космический проект по созданию новой орбитальной станции для того, чтобы снова занять первенство в космосе.
По итогам научно-практической конференции за активную работу в научном обществе и достигнутые творческие успехи в исследовательской деятельности авторы проектов были награждены дипломами, грамотами и ценными подарками.
В заключение дети посмотрели фильм о первом в мире космонавте Ю.А.Гагарине, прочитали о нем стихи.
Вот это жизнь!
Но всё же вспомним,
Что кто-то первым полетел.
Майор Гагарин – скромный парень,
Открыть эпоху он сумел.
В.А.Зимненко
Руководитель научного общества учащихся,
заместитель директора по УВР,
кандидат педагогических наук