Нет преград человеческой мысли.
С. П. Королев
25 апреля 2014 г. В малом спортивном зале не бегают ребятишки, да и само помещение больше напоминает конференц-зал. Аккуратно расставленные стулья, стол председателя жюри, стойка с микрофоном, экран, мерцающие огни компьютеров. Детей много. В парадной форме, они, сосредоточенные, серьезно переговариваются, листают страницы в папке… В школе «Самсон» в этот день состоялась научно-практическая конференция средней и старшей школы «Экология большого города и здоровье человека».
Шаг в науку легок. Заинтересовало слово – выясни его значение, увидел незнакомую формулу – изучи соответствующий раздел в учебнике химии, посмотрел игру зарубежных команд – загляни в словарь иностранных слов. Путь в науку долог. Именно его начали учащиеся нашей школы. Они создали ПРОЕКТЫ. Какое многообразие тем представлено на конференции! Здесь и литература («Цензура в России: проблема употребления обсценной лексики, «засоренности» русского языка, заимствования иностранных слов»), и иностранный язык («Природа и животные в идиомах английского языка»), и привлекательный для молодежи аспект («Влияние национального армянского костюма на современную моду»).
Ребята вместе с научными руководителями определяли тему и идею проекта, в течение нескольких месяцев решали поставленные задачи: видели чудо воды (Соломончик Э.), определяли особенности армянского костюма (Кахраманян Е.), описывали школьный зимний сад (ученики 5 «А» класса), совершали заочное путешествие по заповедникам Франции (ученики 5 «А» класса). Что только не стало предметом внимания маленьких ученых!
Ученики 7 «А» и «Б» классов представили проект на тему «Футбол – путь к здоровью» на иностранном языке. Звучала чёткая немецкая речь, мы видели не просто выступающих, а известных всему миру комментаторов, обративших внимание на команду школы «Самсон».
Ученицы 6 «А» класса Мордухаева Диана и Магакова Ангелина, размышляя об экологии большого города, задумались над вопросом: «Если здоровый образ жизни влияет на продолжительность активного существования человека, то, возможно, есть слова, определяющие это понятие»? Выдвинутая гипотеза нуждалась в проверке. Девочки усердно работали с этимологическим словарем, учились сопоставлять факты, опрашивали одноклассников и старших школьников, строили диаграммы. Вывод поразил. Оказывается, понятие «здоровьесбережение» имеет древнерусские корни, а значит, еще в XII-XIII веках человек осознавал значимость здорового образа жизни. Нам ли, живущим в XXI веке, не понимать важности этого аспекта!
Актуальными по тематике и интересными по форме подачи были проекты «Экология и здоровье человека» и «Как спасти нашу планету?». Не случайно каждого выступающего зал награждал заслуженными аплодисментами.
Не можем не отметить мастерство и педагогический такт ведущего. Валентина Александровна Зимненко указывала на «изюминку» каждого проекта, подбадривала выступавших, находила теплые слова для похвалы юных исследователей, рождая в их сердцах еще большее рвение к новым открытиям.
Позиция организаторов и участников конференции ясна: решая свою маленькую эвристическую задачу, проверяя гипотезу, делая сопоставления и выводы, создатели проектов проходят тот же путь, что и большие ученые. Познавательная активность, эмпирический подход, анализ материалов, как и вся проектная деятельность в целом, - это ступеньки в большую науку и неотъемлемая часть формирования личности с активной научной позицией.
Завершая рассказ о важнейшем событии школьной жизни, отметим, что каждый ребенок был награжден Почетной грамотой и пополнил собственное портфолио. Поздравим их с успехом, пожелаем новых проектов и интересных исследований в замечательном мире науки, путь в который они начали. Когда-то великий Курчатов сказал: «Жизнь человека не вечна, но наука и знания переступают пороги столетий». Так пусть же знания следуют сквозь века в умах таких юных талантов, как учащиеся школы «Самсон»!
Учитель русского языка и литературы
Чиркина Е.Е.