ШКОЛЬНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП

По страницам романа Л.Н. Толстого
«Война и мир»

Л.Н.Толстой является одним из самых ярких представителей русской и мировой литературы.

Жизнь великого русского писателя Л. Н. Толстого, его литературная деятельность постоянно привлекают внимание общественности. Интерес к Толстому как человеку и художнику слова не ослабевает и по сей день. И все же этот писатель, и поныне воспринимающийся в мире наряду с Достоевским, как воплощение и символ русской словесности, выразитель множества откровений, остается также и хранителем многих тайн.

Эти тайны попытались разгадать учащиеся нашей школы.

В рамках «Недели гуманитарных наук» 26 января прошел литературный вечер «Перелистаем страницы …», посвященный 155-летию начала работы над одним из самых значительных романов Толстого «Война и мир». Преподаватели и учащиеся «Центра образования «САМСОН» под руководством заведующей кафедрой гуманитарных наук Зайцевой С.В. решили перелистать страницы великого произведения и поделиться своими впечатлениями.

«Война и мир» есть произведение гениальное, равное всему лучшему и истинно великому, что произвела русская литература», - отмечал литературный критик Н.Страхов. Именно этой мыслью бала пронизана презентация, посвященная истории создания романа, с которой и начался литературный праздник. На страницах презентации учитель истории и обществознания Лаврентьев А.Г., творчески подошедший к созданному Толстым шедевру, рассказал о характерах героев и событиях романа, раскрыл смысл названия литературного труда писателя, привел интересные факты о работе Л.Н. Толстого над романом.

Любимые герои Толстого проходят сложный путь духовных исканий, прежде чем находят смысл жизни. Поэтому сцены встречи Андрея Болконского в исполнении Трофимова Ильи, учащегося 10 класса, в разные периоды его жизни со старым дубом пронизывают повествование вечера.

Природное начало, противопоставленное временному, суетному, побеждает, торжествуют простые человеческие радости, которые воплощены в образе Наташи Ростовой. Проникновенный и искренний монолог девушки о красоте ночи, представленный учащимися 7 класса «А» в сцене «Ночь в Отрадном», возродил Андрея Болконского к жизни, разжег огонь в его душе и сердце.

А в чём секрет освежающего и обновляющего влияния Наташи Ростовой на интеллектуальных героев романа? Прежде всего, в её непосредственности. Обаяние ее – в простоте, естественности. Она близка к народу. Вдохновенно поет и пляшет русская Наташа Ростова…Эпизод «У дядюшки», без которого нельзя представить себе сущность героини, был представлен учащимися 6 класса «А». Зажигательный русский народный танец Наташи Ростовой в исполнении Гусевой Софьи был воспринят «на ура!». Публика долго аплодировала исполнительнице роли Наташи, которая «сбросила с себя платок …и, подперши руки в бока, сделала движение плечами» и пустилась в пляс. «Где, как вобрала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух, откуда взяла она эти приёмы? Но дух и приемы были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские». «Ну, племянница! - крикнул дядюшка (Кузнецов Илья 6 «А» класс), взмахнув к Наташе рукой».

«В «Войне и мире» я любил мысль народную вследствие войны 1812 года», - говорит Л.Н.Толстой. Напряженная борьба насмерть с Наполеоном пробудила дремавшие силы России и заставили ее увидеть в себе силы и средства, которых она дотоле сама в себе не подозревала. Поэтому участники праздничного вечера не могли обойти военные страницы романа.

Зрителям была представлена инсценировка эпизода «Петя Ростов в отряде Денисова», сыгранная учащимися 5 классов «В» и «Г».

Военный совет в Филях является значительным эпизодом, раскрывающим причину отступления русской армии. Здесь Кутузов принимает решение оставить Москву. Напряженная обстановка, трудность в принятии сложного решения для полководца замечательно продемонстрировали учащиеся 10 класса «А», блестяще представившие полководцев, участников этого важного совещания. «Пока будет существовать армия …останется надежда с честью окончить войну, но при уничтожении армии не только Москва, но и вся Россия будет потеряна», - объявил свое окончательное решение Кутузов в исполнении Циулева Никиты.

Война 1812 года не могла не волновать и других писателей. В 1812 г. была создана басня Крылова И.А. “Волк на псарне”. Поводом для ее написания было желание Наполеона вступить в переговоры. Тонкости диалога пленника-Волка, случайно попавшего на псарню, с Ловчим сумели передать учащиеся 8 класса «Б». Косовский Владислав, блестяще исполнивший роль Волка, клятвенно обещает не только не резать больше овец, но и защищать их от своих свирепых сородичей. “Ты сер, а я, приятель, сед,” – отвечает Волку Усачев Александр, исполнитель роли Ловчего.

Праздник завершила Манаенкова Мария, ученица 11 класса «А», исполнившая песню, посвященную солдатам и офицерам, сложившим свою голову на полях сражений Отечественной войны 1812 года.

Инсценированное представление очень понравилось всем присутствующим. Много слов благодарности участники представления услышали из уст администрации школы. И это было оправдано, потому что все участники отнеслись к празднику со всей ответственностью и интересом, раскрыли потаенные уголки своего таланта, позволившего проявить творческую смекалку и детскую артистичность.

Куратор 11-А класса
Демина М.В.

Фоторепортаж

(выберите любую фотографию для просмотра)

Князь Андрей Болконский в исполнении учащегося 7 класса «А».

Наташа Ростова и Соня в Отрадном.

Вдохновенно поет и пляшет русская Наташа Ростова.

Ну, племянница! Наташа Ростова в исполнении учащей ся 6 «А» класса.

У костра. Учащиеся 5 «В»и «Г» классов

В отряде Денисова. Учащиеся 5 «В»и «Г» классов

«Приведите пленного!»

«Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом. Зубами щелкая и ощетиня шерсть». (Учащиеся 8«Б» класса)

«Друзья! к чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум». (Инсценировка басни Крылова «Волк на псарне»)

Кутузов и Барклай-де-Толли в исполнении учащихся 10 класса «А».

Совет в Филях. Сцена из романа «Война и мир» в исполнении учащихся 10 класса «А».

Ученица 11 класса «А» исполняет финальную песню.

Участники литературного вечера.

Участники выступления принимают поздравления.