ИННОВАЦИИ ШКОЛЫ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

доктор медицинских наук, профессор Кучма В.Р.
кандидат медицинских наук Вирабова А.Р.

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков
Научного центра здоровья детей РАМН

Департамент образования г.Москвы,
НОУ «Частная гуманитарно-экономическая школа «Самсон»

Впервые в России перестройка образования осуществляется в интересах охраны и укрепления здоровья обучающихся, являясь залогом максимально полного использования возможностей развивающих технологий обучения, задачно-целевой и рефлексивной форм построения учебной деятельности детей.

Ввиду ухудшения состояния здоровья современных детей и подростков увеличилась заболеваемость по всем классам нозологий, ухудшилось физическое развитие школьников (Кучма В.Р. 2001,2002, 2004, Макарова А.Ю. 2001, Степанова М.И. 2003 и др.), общество лишено поколения абсолютно здоровой молодежи, что логично объясняет здоровьесберегающую направленность модернизации образования, с необходимостью взаимодействия медиков, педагогов и психологов в этом процессе.

Содержание и организация современного здоровье-сберегающего образовательного процесса должны соответствовать возрастным морфо-функциональным и психологическим особенностям и индивидуальным возможностям детей.

Исследования, проводимые в учебном заведении, осуществляющем данную концепцию, реализуя персонально-ориентированный здоровьесохраняющий и развивающий образовательный процесс, с использованием инновационных обучающих, здоровьесберегающих и рефлексивных технологий, в коллективе учащихся в возрасте от 6,5 до 17 лет (1-11 кл.) в количестве 150 человек последовательно в течение ряда лет с 1992 по 2005 годы, с интенсивным проведением профилактических и лечебных мероприятий, основанных на системном диспансерном обследовании, анализе результатов и морфо-функциональном изучении, с постоянным контролем и консультированием построения полноценной здоровьесберегающей образовательной среды школы, показали в абсолютных величинах и в процентном соотношении качественное улучшение состояния здоровья детей.

Количество учеников с патологиями опорно-двигательного аппарата, ЛОР-органов, желудочно-кишечного тракта, органов зрения, нервной системы значительно уменьшилось в среднем на 36%. В результате чего следует отметить факт положительного воздействия личностно-ориентированной здоровьесберегающей образовательной среды на функциональное состояние систем и органов ребенка школьного возраста, способствующее стимулированию познавательного процесса, повышению уровня обученности и качества знаний, формированию активной жизненной позиции учащихся, воспитание полноценной физически и психологически здоровой грамотной личности, пополняющей социально-активный потенциал лучшей части Российского общества.

Вернуться к списку статей...