ИННОВАЦИИ ШКОЛЫ

РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ПРОЦЕССЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

кандидат медицинских наук Вирабова А.Р.

Международная конференция «Euro Education 2005»
Ceremony «Award of Europe»
17-20 апреля 2005 года
Оксфорд, Великобритания

В сравнительно недавнее время понятие «частное образование» в России было чем-то абсолютно непривычным и экзотическим. Но именно тогда начинали воплощаться в жизнь всеобъемлющие реформы, кардинально изменившие лицо нашей страны. Единственно возможной основой будущего процветания России в смутную эпоху разрушения многих идеалов могло стать только конкурентоспособное образование. Необходимо было приумножить опыт, накопленный отечественной системой образования, воссоздать заново славу российских гимназий, сохранить фундаментальность трехуровневой системы школьного, вузовского и послевузовского образования. Нелегко сразу осознать важность этой задачи и представить, сколько нравственных и интеллектуальных усилий пришлось приложить для воплощения замысла в реальность. Прогрессивные люди отдают воспитанию будущей элиты России не только ум и все свои силы, но и душу. Ведь существует один единственный способ превратить нашу пережившую слишком много потрясений страну в разумное и могучее государство нового тысячелетия - вырастить поколение граждан, способных видеть и решать любые проблемы XXI века.

Решение этих и других задач современного образования является основной целью работы коллектива школы «Самсон», одного из самых достойных учебных заведений Москвы, ведущего образовательного учреждения России. Каждый выпускник школы «Самсон», выходя из своей alma mater, обладает не только отличным уровнем знаний, высоким интеллектом, умением оперативно работать с информацией, аналитически мыслить, но и крепким физическим и нравственным здоровьем, отличным воспитанием, что весьма немаловажно и крайне редко для нынешнего молодого поколения.

Достижение лучших результатов потребовало изменения содержания и технологий образования, перехода к личностно-ориентированной педагогике. Но эта система образования, как впрочем и всякая другая, должна строиться не на пустом месте, а опираться на традиционную систему образования, мудрость народного воспитания, труды отечественных и зарубежных философов, психологов, педагогов.

Я глубоко уверена, что именно такая система образования в настоящее время развивается в нашей стране. Уже возникают школы нового типа, созданные именно для того, чтобы сформировать личность, которая необходима государству сегодня. К таким школам можно отнести школу полного дня, которая кстати решает еще и проблему детской беспризорности и безнадзорности, школу, содействующую сохранению и укреплению здоровья. Мощным средством активизации учебного процесса является научно-исследовательская деятельность учащихся с широким использованием информационных технологий.

Особое внимание в своей школе мы уделяем воспитанию, построению высокомотивационной обучающей среды и укреплению в сознании детей престижности качественного образования. Без воспитания нет мотивации, без мотивации нет обучения. Жизнь требует от нас создания школы, где приоритетное внимание уделялось бы процессу формирования нового человека, обладающего лидерскими качествами, эрудированного, с широким кругозором, высоконравственного, гуманного, умеющего аналитически мыслить, результатами завоевывать авторитет в обществе, доказывать правильность своих позиций. Еще И.Кант когда-то сказал, что учить надо не мыслям, а мыслить.

Именно такие цели ставит перед собой и преподавательский коллектив школы «Самсон». Вот уже 13 лет, а именно столько существует школа «Самсон», наши педагоги работают с детьми, выявляя и развивая талантливость, стараясь использовать весь инновационный материал российской образовательной науки. В школе разработана и внедрена новая программа персонализации учебного процесса в условиях здоровьесберегающей образовательной среды. Образовательный процесс ориентирован на индивидуальный план развития каждого ученика. Школа представляет своего рода экспериментальное пространство, где используются лучшие достижения в образовании.

Что такое образование? Образование готовит людей к жизни, к работе, к творчеству. Образование формирует личность. Через школьный порог - через души и руки учителей - проходит каждый! Поэтому у образования особое место в обществе, особенное предназначение. Относительно экономики государства - я считаю, что образование - наиглавнейшая отрасль экономики. Оно определяет уровень развития общества, страны, ее элиту, менталитет граждан. Образовательный уровень россиян напрямую связан с их интеллектуальным уровнем и потенциальными возможностями. Изменить ситуацию в образовательном пространстве России вполне возможно, прежде всего я определила бы государственную концепцию, которая заключается в повышении уровня российского общества: уровня жизни, уровня образованности, уровня производства, уровня культуры, в т.ч. культуры взаимоотношений. Реализация этой концепции ведет к необходимости изменения существующего законодательства. В каждом процессе есть причинно-следственная связь. Если сегодня общество еще не в полной мере готово к позитивным преобразованиям, то, на мой взгляд, нужно выяснить – почему, и что нужно сделать, чтобы изменить ситуацию. Люди не совсем готовы, потому что плохо сформирована, образована и воспитана личность, т.е я опять обращаюсь к проблемам, решение которых находится в компетенции образовательных учреждений.

Я человек, имеющий собственную гражданскую позицию. Я люблю свою страну и хочу, чтобы она стала лучшей. Используя тринадцатилетний опыт формирования работы школы «Самсон», мы создали свой проект реформы образования, и начинали с совершенствования содержания. Модернизация активизирует педагогов на поиск новых педагогических средств, а возникающие в практике и науке инновации, в свою очередь, обеспечивают решение проблем модернизации образования. Для нашего государства главным сейчас является развитие конкурентоспособного образования - обеспечивающего сильную Россию.

В заключение хочу сказать, что от нас, педагогов, от состояния Российского, Европейского и мирового образования в целом зависит устойчивое развитие общества в мире. Сколько сегодня интеллекта, любви и заботы мы вложим в наших детей, как обучим их, воспитаем, привьем навыки культуры, настолько благополучным будет завтрашний день нашей планеты (Европы, всего мирового сообщества).

Вернуться к списку статей...