ИННОВАЦИИ ШКОЛЫ

В.Р.Кучма, А.Р.Вирабова

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ОБУСЛОВЛЕННЫХ НАРУШЕНИЙ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков
Научного центра здоровья детей РАМН (г.Москва)

НОУ «Частная гуманитарно-экономическая школа «Самсон»
Департамента образования г.Москвы (г.Москва)

Средняя продолжительность жизни в России меньше чем в развитых странах, где давно уже преодолен 70-летний рубеж.

Ухудшение состояния здоровья населения связано с высоким уровнем заболеваемости, всецело зависящим от состояния окружающей среды, экологического равновесия и факторов агрессивного воздействия на организм человека.

1/3 составляют заболевания органов дыхания. Болезни кровообращения - 25%. Далее болезни нервной системы и органов чувств, болезни органов пищеварения, а также несчастные случаи, травмы, отравления. Из других заболеваний особо следует отметить сахарный диабет, частота которого за последние 15 лет увеличилась вдвое. Растет число вирусных заболеваний, к которым относится СПИД.

Тревожным фактором является ухудшение здоровья молодых людей. Так, по данным Института гигиены детей и подростков, только 20% юношей призывного возраста могут служить в армии. Что касается девушек, то уже в подростковом возрасте у 9,9% регистрируется дисгармоничное развитие. Почти 2/3 из них имеют хронические заболевания и нуждаются в оздоровлении. Заболеваемость и смертность зависят от образа жизни и окружающей среды.

Одним из важнейших приобретенных по наследству свойств здорового организма является постоянство его внутренней среды. Длительное пребывание в условиях, значительно отличающихся от показателей окружающей среды, к которым человек был приспособлен, нарушает постоянство внутренней среды организма, влияя на здоровье.

К факторам, влияющим на здоровье относятся:

1. Образ жизни, привычки и поведения:

  • курение, употребление алкоголя;
  • неправильное питание, гиподинамия;
  • стрессовые ситуации;
  • низкий образовательный и культурный уровень урбанизации.

2. Генетика, биология человека:

  • предрасположенность к наследственным болезням.

3. Внешняя среда, природно-климатические условия:

  • загрязнение воздуха;
  • загрязнение воды;
  • загрязнение почвы;
  • магнитные и другие излучения.

4. Здравоохранение:

  • низкое качество медицинской помощи;
  • неэффективность, профилактических мероприятий;
  • несвоевременность оказания медицинской помощи.

Каждый из нас имеет право знать о всех экологических изменениях, происходящих в среде обитания (районе, городе, регионе), знать о пище, которую употребляем, о состоянии воды, которую пьем. Социальные условия также влияют на состояние организма и его здоровья.

Правильный образ жизни и состояние окружающей среды являются факторами здоровья.

В последние годы значительно ухудшилось функциональное состояние организма школьников. Причина тому - повышенная нагрузка, вредные привычки, ухудшение условий жизни.

Большая учебная нагрузка создает серьезные препятствия для реализации возрастных биологических потребностей детского организма в двигательной активности, пребывании на воздухе.

Новым явлением современных социально-экономических условий стало стихийное вовлечение подростков в трудовую деятельность: 20% – 7-8 классы, свыше 40% - старшие.

Ранняя трудовая деятельность увеличивает долю школьников, приобщающихся к негативным формам поведения взрослых (алкоголизм, курение, наркомания, ранняя сексуальная активность, девиантное поведение).

Большую роль в решении вопросов сохранения здоровья играют уроки биологии, тематические беседы, уроки здоровья с показом видеофильмов, практические работы, связанные с самооценкой здоровья. Для здорового образа жизни необходимо обеспечить равновесие между адаптивными возможностями организма и постоянно меняющейся средой.

По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, только 10% школьников относятся к числу здоровых, 50% имеют хроническую патологию, 40% относятся к группе риска. Наряду с ухудшением соматического здоровья школьников, отмечается увеличение распространенности у них психических нарушений в течение каждых последних десяти лет на 10-15%.

К числу основных причин ухудшения здоровья можно отнести следующие:

  • нарушение социально-экономических условий, нарушение рациона питания;
  • постоянная интенсификация учебного процесса, возрастающие учебные нагрузки, не всегда соответствующие функциональным и психическим возможностям детей;
  • отрицательное влияние условий окружающей среды;
  • низкая гигиеническая культура (культура здоровья) родителей и педагогов, отсутствие навыка здорового образа жизни;
  • снижение доступности и достаточности медицинской помощи.

Решать проблему здоровья детей непросто, но именно желание разрешить ее поставило наш педагогический коллектив перед целью: обеспечить равновесие между возможностями детского организма и внешней средой, сформировать разумную систему потребностей, и в первую очередь потребность в здоровом образе жизни.

Отмечается факт, что современная школа ухудшает здоровье учащихся, чему способствует сложившаяся здоровьезатратная система образования, основанная на технократическом мышлении педагога. Освоение знаний в условиях современной школы дается учащимся дорогой ценой - ценой своего здоровья.

Рассматриваемая функция в ряду других функций школы личностно-ориентированного направления занимает особое место в силу того, что сохранение физического, психического и нравственного здоровья является первостепенной задачей любого образовательного учреждения.

По данным некоторых российских и зарубежных исследователей существуют четыре основных фактора, определяющих здоровье человека:

  • физическая активность (35%),
  • генетическая предрасположенность (20-25%),
  • образ жизни (труд, жилье, питание, экология и др). (25-30%),
  • медицина (качество лечения, профилактика болезней и т.п.) (5-10%).

Степень влияния, усиления или снижения их действий различны. Для улучшения условий жизни, качества питания, окружающей среды, медицинского обслуживания необходимы большие финансовые и материальные затраты, обеспечить которые в современной российской действительности весьма проблематично.

Есть другой рациональный (с позиции финансового обеспечения) путь решения проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся. Он заключается в актуализации активности человека, направленной на оздоровление организма средствами физической культуры.

В аспекте реализации рассматриваемой функции важное значение имеет изменение позиции школьного врача, который вместе с учителями и психологами должен активно участвовать в построении и реализации образовательного процесса.

Здоровьесберегающие технологии в школе преследуют следующие цели:

  • компенсация малоподвижного образа жизни школьников;
  • приобщений их к какому-либо виду спорта;
  • развитие основных двигательных качеств (ловкости, выносливости, координации и т.п.)
  • знакомство учеников с основными оздоровительными системами и методиками;
  • получение ими навыков быстрого переключения с одного вида деятельности на другой;
  • получение учащимися навыков безопасности, начальных медицинских знаний;
  • получение знаний о состоянии окружающей среды и участия человека в поддержании экологического равновесия в природе.

Если здоровьесберегающие ресурсы не обновляются и не растрачиваются, то они малоэффективны. Здоровье, как биологический феномен, определяется функциональным ресурсом организма, обеспечивающим его приспособление к меняющимся условиям внешней и внутренней среды. Говоря о конструктивном переходе к формированию и сохранению здоровья, определяя место и роль образования в этом процессе, необходимо подчеркнуть, что основное свойство этих ресурсов в том, что они должны постоянно включаться в функциональную деятельность, т.е. растрачиваться и пополняться, а значит и обновляться.

Другими словами, только тот организм можно считать здоровым, который затрачивает свои ресурсы и успешно их восстанавливает.

Природой установлено так, что здоровьесберегающие ресурсы индивидуализированы, многогранны. Вот почему основным в решении задачи: образование и здоровье - является вопрос - как определить тот объем здоровьересурсов, который обязан затратить организм для достижения предъявленного требования: например, достижения успешности в учебе, и как способствовать наиболее быстрому восстановлению затраченной энергии.

В статье 8 закона г. Москвы "О развитии образования в г. Москве" сказано, что: обеспечение и сохранение здоровья обучающихся, воспитанников образовательных учреждений и организаций осуществляется на основе межведомственной программы "Образование и здоровье", обеспечивающей взаимодействие образовательных и медицинских учреждений и организаций города, которая утверждается Правительством Москвы один раз в три года.

У школы есть свои задачи в охране и укреплении здоровья школьников. И эти задачи можно разделить на две части. Первая создание в школе таких условий жизни и обучения, которые не будут ухудшать здоровье, а будут способствовать его сохранению и укреплению. Вторая – создание в школе системы работы по формированию ценности здоровья, здорового образа жизни, профилактики рисков здоровья, эффективного использования физической культуры.

Для реализации этих задач личностно-ориентированный образовательный процесс школы «Самсон», состоящий из 3-х основных направлений:

  • процесс воспитания;
  • процесс обучения;
  • процесс сохранения здоровьесберегающего потенциала осуществляется в условиях формирования здоровьесберегающей образовательной среды.

Здоровьесберегающая направленность работы школы «Самсон» отражена в устройстве режима дня, начиная с утренних часов.

Режим «школы полного дня» обеспечен значительным количеством часов двигательной активности, спортивными занятиями, динамическими часами на свежем воздухе, плаванием, аэрацией (динамические прогулки).

Валеологическое расписание основных предметных часов составлено с учетом чередования интеллектуальной активности, напряжения и релаксации. Интеллектуально активные часы чередуются с интеллектуально пассивными или разгрузочными, перемежаясь психологическими паузами.

Ежедневно проводится урок физкультуры - единый спортивный час (5 часов в неделю), разработка которого является результатом научно-методического исследования и объектом интеллектуальной собственности школы «Самсон» - Свидетельство №8081 в реестре Российского авторского общества от 29 декабря 2004 года, секционные спортивные занятия (по интересам детей), трехразовое горячее питание, в дошкольном центре - четырехразовое питание, занятия с логопедом, психологом, ароматерапия, занятия кружков и студий дополнительного образования, развивающие мероприятия, индивидуальные занятия.

Работа школы в режиме «полного дня» с использованием валеологического расписания здоровьесберегающего направления дает положительный результат, выраженный в активном участии детей в учебном процессе в течение всего рабочего дня с 9.00 до 18.30.

Отмечено хорошее восприятие информации во второй половине дня как и в первой, интеллектуальная активность, усвоение учебного материала, высокий уровень произвольного и непроизвольного внимания, хорошее самочувствие, нормальная двигательная активность.

Состояние здоровья ученика, показатели физической и физиологической активности имеют свое отражение в индивидуальной карточке здоровья каждого учащегося. Параметры определяются в начале (сентябрь) и в конце (май) учебного года. При необходимости учет данных происходит посеместрово или по полугодиям. По окончании исследования для определения состояния физического здоровья выносится заключение медицинской службы и методического совета кафедры физической культуры.

Индивидуальная карточка здоровья ученика имеет разделы информации по годам обучения ребенка, что обеспечивает наглядность изменения физического развития по возрасту, положительную или отрицательную динамику.

Для определения физиологического состояния учеников школы «Самсон» в условиях личностно-ориентированного образовательного процесса и влияния этого процесса на организм ребенка (положительно либо отрицательно) проводились следующие физиологические исследования.

Данные исследования проводились научно-исследовательскими лабораториями Института гигиены и охраны здоровья детей и подростков Российского научного центра охраны детей РАМН РФ.

Тестирование.

Заполнение таблицы на внимание

  • в 9.40 (начало учебного дня)
  • в конце всех уроков
  • 18.20 (по окончании полного учебного дня)

Измерение артериального давления

  • 10.00-10.30 (перед началом второго урока), в начале недели (вторник) и в конце рабочей недели (пятница)

Заполнение анкеты

  • по режиму детей
  • по невротизации (дети, родители)

Физиологическое состояние.

Лазерная корреляционная спектроскопия (ротоглоточный смыв)

№ пробирки ЛКС

Ротоглоточные смывы - состояние иммунной системы и обмена веществ в соотношении к вегетативным системам (дыхательной, кровеносной, нервной):

Выявляется:

  • дистрофический тип;
  • анаболический тип;
  • интоксикация;
  • аллергизация;
  • аутоиммунные сдвиги.

КИД (компьютерный измеритель движения) - /12 показателей/

Определяется:

  • точность движения;
  • психомоторная координация (плавность движения);
  • сенсомоторная реактивность (на свет и на звук);
  • скорость переключения двигательного стереотипа;
  • ассиметрия управления (показатели необходимы для психологических исследований).

САКР (спироартериокардиоритмограф):

  • показатели сердечного комплекса + ударный объем крови + минутный объем кровообращения (по большому кругу кровообращения);
  • сердечный ритм (вариабильность сердечного ритма, частота сердечных сокращений, ритмограмма);
  • состояние вегетативного баланса - симпатической и парасимпатической системы (метод Баевского);
  • сосудистая система, артериальное давление периферических сосудов (давление в пальце), абсолютное значение, вариабельность - влияние симпатической и парасимпатической нервной системы;
  • дыхательная система: дыхательный объем в покое, максимальные показатели: жизненная емкость легких и индекс тефно (бронхиальная проводимость).

Измерение по баллам.

Определяется:

  • сбалансированное состояние (предельно сбалансированная система);
  • функционально-достаточная система;
  • функционально-напряженное состояние (не патология, но требующее внимания);
  • патология.

Выдвинутая гипотеза о том, что формирование личностно-ориентированной образовательной среды, основным субъектом которой выступает ученик с присущими ему психо-физиологическими качествами, должно происходить в построении образовательного процесса школы с обязательной значительной долей участия здоровьесберегающего компонента, нашла своё подтверждение в результативной работе общеобразовательной школы «Самсон» в течение 13 лет.

Предложены и обоснованы новые алгоритмы деятельности медико-психологических служб школы. Доказана необходимость работы центра психолого-педагогического сопровождения учеников с обязательным штатом возрастных психологов, логопедов, дефектологов, врачей в условиях личностно-ориентированного подхода в образовательной школе.

Средняя общеобразовательная школа не только обучает, её основная задача - формирование личности, личности физически, социально и нравственно здоровой, интеллектуальной и гуманной, интеллигентной и воспитанной, умеющей аналитически мыслить, влиять на состояние окружающей среды, видеть и решать проблемы, грамотно воздействовать на сохранение и поддержание позитивного баланса живой природы. Из личностей состоит общество. Если школа выполнит поставленные перед ней социальные задачи, наше Российское общество будет во всех смыслах здоровым, процветающим и перспективным.

Кучма Владислав Ремирович
доктор медицинских наук, профессор
НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков
Научного центра здоровья детей РАМН
директор

Вирабова Анна Рафаиловна
кандидат медицинских наук
НОУ «Частная гуманитарно-экономическая школа «Самсон»
Департамента образования г.Москвы
директор

Вернуться к списку статей...