ИННОВАЦИИ ШКОЛЫ

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

А.Р.Вирабова
кандидат медицинских наук

Активное развитие ИТ в последние годы, их применение для решения разнообразных задач не могло не затронуть и школьный образовательный процесс. Современные информационные технологии стали одним из важнейших инструментов модернизации школы.

В НОУ «Частная гуманитарно-экономическая школа «Самсон» ИТ используется в трех основных направлениях:

  1. Изучение предмета «Основы информатики и вычислительной техники».
  2. Использование информационно-компьютерных технологий в качестве технических средств обучения в образовательном процессе по различным предметам.
  3. Использование ИКТ в процессе управления школой.

Преподавание предмета ОИВТ в школе «Самсон» ведется по программе, специально разработанной и утвержденной с учетом общей направленности школы, специфики ее работы, и проходит в три этапа: первый – ознакомительный – для детей 4-6 лет (дошкольный центр), второй – пропедевтический – предназначен для учащихся 1-6 классов, третий – базовый – для учащихся 7-10 классов. При необходимости углубленного изучения предмета для успешного продолжения образования в вузе учащиеся 11 классов могут посещать специальные курсы, тематика и программа которых составляется индивидуально для каждого ученика.

Кабинет «Информационные технологии» оборудован современным компьютерным оборудованием, объединенным в локальную сеть, являющуюся сегментом общешкольной сети. С каждого рабочего места возможен контролируемый доступ к сети Интернет. Обучение проводится с использованием современного программного обеспечения.

В процессе обучения на кафедрах начальной школы и дошкольного центра, естественных наук, химии и физики, общественных наук, экономики, эстетического воспитания, русского языка и литературы, центра психолого-педагогического сопровождения и логопедической службы выделяются следующие основные направления использования ИТ:

  • создание дидактического и интерактивного демонстрационного материала;
  • моделирование с применением ИТ различных процессов и явлений;
  • проведение тестирования учащихся;
  • ведение учителем мониторинга успеваемости по предмету;
  • доступ к разнообразным методическим материалам, размещенным на образовательных порталах в сети Интернет;
  • получение информации из электронных энциклопедий и медиатек;
  • использование специально разработанного программного обеспечения по различным предметам.

Компьютерные программы, используемые для фронтальной и индивидуальной работы в обучении дошкольников и младших школьников, повышают интерес к предмету, создают мотивацию. Использование ИТ непривычных приемов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, развивает произвольное и непроизвольное внимание детей, обеспечивает личностно-ориентированный подход с учетом визуалов и кинестетиков в классе.

Дети переключаются с аудиовосприятия на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение.

Вне уроков компьютерные игры используются для развития психических способностей, необходимых для интеллектуальной деятельности: восприятие, внимание, память, мышление, развитие мелкой моторики; приучают к самостоятельности, развивают навык самоконтроля.

Использование информационных технологий в деятельности центра психолого-педагогического сопровождения и психологической службы позволяет выйти за рамки традиционных форм работы, обеспечить интерес и высокий мотивационный уровень детей во время тестирования и диагностических исследований.

Возможность создания электронного банка данных, обработка информации, исключение ошибки при расчетах для исследователя имеет огромное значение. Информационные технологии обеспечивают оперативное взаимодействие специалистов центра и участников образовательного процесса.

Логопеды школы систематизировали по лексическим темам дидактический материал, представленный в игровой форме и вызывающий заинтересованность у детей, в результате чего улучшилось развитие всех сторон речи.

С использованием ИТ разработана методика для автоматизации звуков, собран специальный картинный материал для проведения артикуляционной гимнастики, постановки правильного речевого дыхания.

Используются дидактические разработки по видам дисграфий (нарушений письменной речи), дислексий (нарушений чтения), коррекции грамматического строя речи (согласование, управление и т.п.).

Работа с компьютером, как этап логопедического занятия, вызывает интерес у ребенка и повышает эффективность коррекционной работы.

Наиболее эффективный способ преподавания химии и физики это наглядная демонстрация и объяснение изучаемого материала одновременно, динамическая модель явления или процесса, видеофильм, демонстрационный эксперимент, схема, рисунок, фото и т.д.

Использование программы Poewr Point XP позволяет создавать интересные по содержанию материалы к уроку с демонстрацией на любых его этапах, во внеурочное время, при самоподготовке (для ученика), в проектной работе.

Приоритет в использовании ИТ при изучении экономики в школе имеют системы компьютерного моделирования и программы контроля знаний учащихся.

Для изучения экономической деятельности предприятий используются программные продукты «КАРЛ» и «ДЕЛЬТА», программа МЭМ – Моделирование Экономики и Менеджмента. Моделируется определенная ситуация. Команды принимают решения о производстве, цене, вложениях в маркетинг, инвестиции и НИОКР (всего 5 параметров). На основе данных учащихся проводятся расчеты, определяется коэффициент успешности рыночных решений. Программа имеет большое количество модулей, моделирующих различные ситуации.

ИТ в сочетании с другими методами обучения повышают качество образования на уроках экономики, реализуя личностно-ориентированный подход.

Использование электронных энциклопедий по музыке и искусству при подготовке урока эстетического цикла позволяет расширить объем демонстрационного материала. Наличие оперативного доступа к большим объемам информации дает возможность более качественной подготовки к уроку.

Условия самостоятельной работы учащихся с информационными источниками глобальной сети повышают мотивацию в изучении предмета.

Подготовка общешкольных мероприятий с использованием информационных технологий делает их более яркими и впечатляющими.

Кафедра русского языка и литературы использует ИТ для подготовки дидактического и наглядного материала, в том числе и индивидуального.

В старшей школе используется программно-методический комплекс компании «Медиахауз», позволяющий осуществить дифференцированный подход к формированию задания для каждого учащегося, самостоятельно оценивать знания по отрабатываемой теме, выполнять коррекцию ошибок.

Программа «Фраза», используемая при работе с учащимися 5-9 классов, включает в себя систематизированный тематический материал правил русской орфографии и пунктуации для подготовки к выпускным экзаменам.

К урокам литературы используется программа «Большая хрестоматия. Проза. Поэзия» с критическими и биографическими материалами, иллюстрациями, программа «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», включающая материалы по литературе и искусству для старшеклассников, ориентированных на выполнение индивидуальной работы с углублением.

Применение ИТ на уроках русского языка и литературы позволяет сформировать прочные навыки орфографической и пунктуационной зоркости, эффективно учить детей говорить и писать правильно, не допускать пробелов в знаниях.

В управлении школой ИТ используются для решения задач автоматизации финансово-хозяйственной деятельности и управления учебным процессом.

Проводится мониторинг образовательного процесса школы «Самсон». Создаются базы данных с информацией о результатах обучения каждого ученика (индивидуальный портфолио), что позволяет анализировать успешность учащегося, качество работы педагогического коллектива и при необходимости корректировать образовательный процесс.

Применение ИТ по перечисленным направлениям ведет к созданию единой информационной среды школы «Самсон», объединяющей в своем поле всех участников образовательного процесса: учащихся, педагогов, администрацию и родителей. Данная среда является одним из инструментов построения системы личностно-ориентированного подхода в образовании.

Вернуться к списку статей...