ИННОВАЦИИ ШКОЛЫ

РЕФЛЕКСИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА УЧЕНИКА В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

кандидат медицинских наук Вирабова А.Р.
Департамент образования г.Москвы,
НОУ «Частная гуманитарно-экономическая школа «Самсон»

Федеральными законами «Об образовании» (1992), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999), «Об утверждении федеральной программы развития образования» (2000) на образовательные учреждения возложена ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса, а программы и методики обучения, используемые при этом должны иметь санитарно-эпидемиологические заключения об их безвредности для здоровья детей. Гигиенистами разработана система физиолого-гигиенической оценки программ, методик и режимов обучения и воспитания детей, подростков и молодежи (Кучма В.Р., Степанова М.И., Сухарева Л.М., Куинджи Н.Н., 2001-2004).

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.03.01 г. № 224 в стране осуществляется эксперимент по модернизации образовательного процесса в общеобразовательной школе. Цель проводимого эксперимента заключается не только в повышении качества образования и совершенствования его структуры, но и в укреплении здоровья учащихся, и обеспечении психологического комфорта участникам образовательного процесса.

Впервые в стране перестройка образования производится в интересах охраны здоровья обучающихся. Одним из главных побудительных мотивов проводимой модернизации школьного образования является существенное ухудшение состояния здоровья современных детей и подростков: увеличение заболеваемости практически по всем классам болезней, ухудшение физического развития, снижение уровня физической подготовленности на фоне выраженной гипокинезии и гиподинамии школьников (Кучма В.Р., 2001, 2002, 2004; Макарова А.Ю., 2001; Степанова М.И., 2003; Куинджи Н.Н., 2003; Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Павлович К.Э., 2004). В сложившейся ситуации, когда общество практически потеряло поколение абсолютно здоровой молодёжи, здоровьесберегающая направленность проводимой модернизации школьного образования сближает профессиональные интересы медиков, педагогов и психологов. Сформулированные гигиенические критерии здоровье сберегающих педагогических технологий (Кучма В.Р., Степанова М.И., Куинджи Н.Н., 2001) еще не стали руководящими документами для организаторов образования, разработчиков современных педагогических технологий. Широкомасштабный эксперимент по модернизации структуры и содержания образования не имеет должного научного и медицинского обеспечения, что не позволяет судить о его результатах с точки зрения сохранения и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников российских школ.

Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативной всем другим системам и подходам. Содержание и организация обучения всегда должны соответствовать возрастным морфо-функциональным особенностям учащихся. Подбор объема учебной нагрузки и уровня сложности изучаемого материала в соответствии с индивидуальными возможностями учащегося - одно из главных и обязательных требований к любой образовательной технологии, определяющей характер ее влияния на здоровье учащегося. Однако сделать это в массовой современной школе невозможно, как из-за неудовлетворительного материально-технического состоянии и нехватки кадров, а также отсутствия научно обоснованной системы личностно-ориентированного обучения детей как ведущего компонента современных здоровьесберагающих образовательных технологий.

Эти проблемы еще в большей степени актуализируются в связи с принятием Правительством Российской Федерации постановления «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» (2004).

Основным объектом исследования здоровьесберегающей педагогики является управление процессом сохранения здоровьесберегающего потенциала ученика, где предметом исследования выступает фактор использования рефлексии (формы теоретической деятельности, направленной на осмысление своих собственных действий; деятельности самопознания, раскрывающей специфику осознанного восприятия) в процессе управления.

Целью исследований в области персонализации образовательного процесса может стать научное обоснование системы и физиолого-гигиенических принципов личностно-ориентированного обучения в условиях общеобразовательной школы, на основе современной дефиниции «здоровьесберегающих образовательных технологий».

Для решения задач исследования необходимо провести анализ современных здоровьесберегающих образовательных технологий, используемых как отдельными педагогами, так и образовательным учреждением, научно обосновать условия реализации личностно-ориентированного обучения детей в общеобразовательной школе, включая архитектурно-планировочные решения, материально-техническое оснащение педагогического процесса, кадровое обеспечение всех служб школы, вопросы финансирования, провести гигиеническую оценку образовательной программы и учебного плана личностно-ориентированного обучения, апробировать методику физиолого-гигиенической экспертизы современных образовательных учреждений. Провести оценку информативности физиолого-гигиенического мониторинга образовательных технологий, установить особенности формирования школьно обусловленных заболеваний у детей в условиях личностно-ориентированного обучения. Дать сравнительный анализ физиологической стоимости, медико-биологической и психосоциальной адаптации учащихся общеобразовательных школ и обучающихся по личностно-ориентированным программам. Научно обосновать методы психолого-педагогического сопровождения, организацию питания, физического воспитания и медицинского обеспечения в процессе личностно-ориентированного обучения в школе полного дня. Оценить эффективность использования личностно-ориентированного обучения в условиях общеобразовательной школы.

Формирование личностно-ориентированной образовательной среды, основным субъектом которой выступает ученик с присущим ему психо-физиологическими качествами, приводит к мысли о необходимости выстраивания образовательного процесса в школе с большей долей участия процесса сохранения здоровье сберегающего потенциала.

Личностно-ориентированный здоровье сохраняющий и развивающий образовательный процесс состоит из 3-х основных направлений (процессов):

  • процесс обучения;
  • процесс воспитания;
  • процесс сохранения здоровье сберегающего потенциала.

Процесс развития, который традиционно является одним из 3-х составляющих образовательного процесса, в условиях построения личностно-ориентированной образовательной среды с использованием технологий, обеспечивающих персонализацию образования, априори является неотъемлемой частью процесса обучения и воспитания, с дополнительным образованием.

Результаты исследований позволяют впервые с гигиенических и медико-профилактических позиций дать определение и оценить современные здоровьесберегающие образовательные технологии, используемые в ходе реформирования системы образования в стране; обосновать систему и условия реализации личностно-ориентированного обучения, предложить научно обоснованные архитектурно-планировочные решения, требования к материально-техническому оснащению и кадровому обеспечению школы, установить основные статьи расходов на организацию и осуществление персонализации процесса обучения, дать положительную оценку образовательной программы и учебного плана личностно-ориентированного обучения, реализуемого в условиях общеобразовательной школы. Подтвердить эффективность методики физиолого-гигиенической экспертизы современных образовательных учреждений, внести предложения по корректировке информативного блока физиолого-гигиенического мониторинга образовательных технологий. Важно установить особенности физиологического развития, социально-психологического статуса, фактора формирования школьно обусловленных заболеваний у детей, дать сравнительный анализ физиологической стоимости, медико-биологической и психосоциальной адаптации учащихся, показать эффективность методов психолого-педагогического сопровождения, организации питания, физического воспитания и медицинского обеспечения детей в процессе личностно-ориентированного обучения в школе полного дня.

Основополагающими явились новые предложенные и обоснованные алгоритмы деятельности медико-психологических служб школы, центра психолого-педагогического сопровождения учеников с обязательным штатом возрастных психологов, логопедов, дефектологов, врачей в условиях личностно-ориентированного подхода в образовательном пространстве.

Средняя общеобразовательная школа не только обучает, на мой взгляд её основная задача - формирование личности, личности физически, социально и нравственно здоровой, интеллектуальной и гуманной, интеллигентной и воспитанной, умеющей аналитически мыслить, видеть и решать проблемы. Из личностей состоит общество. Если школа выполнит поставленные перед ней социальные задачи, наше Российское общество будет во всех смыслах здоровым, процветающим и перспективным.

Вернуться к списку статей...