ИННОВАЦИИ ШКОЛЫ

ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В ШКОЛЕ

Вирабова А.Р.
Директор Некоммерческого образовательного учреждения
«Частная гуманитарно-экономическая школа «Самсон»,
кандидат медицинских наук
г.Москва

Федеральными законами «Об образовании» (1992), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999), «Об утверждении федеральной программы развития образования» (2000) на образовательные учреждения возложена ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.03.01 г. № 224 в стране осуществляется эксперимент по модернизации образовательного процесса в общеобразовательной школе. Цель проводимого эксперимента заключается не только в повышении качества образования и совершенствования его структуры, но и в укреплении здоровья учащихся, и обеспечении психологического комфорта участникам образовательного процесса.

Впервые в стране перестройка образования производится в интересах охраны здоровья обучающихся. Одним из главных побудительных мотивов проводимой модернизации школьного образования является существенное ухудшение состояния здоровья современных детей и подростков: увеличение заболеваемости практически по всем классам болезней, ухудшение физического развития, снижение уровня физической подготовленности на фоне выраженной гипокинезии и гиподинамии школьников (Кучма В.Р., 2001, 2002, 2004; Макарова А.Ю., 2001; Степанова М.И., 2003; Куинджи Н.Н., 2000; Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Павлович К.Э., 2004).

Содержание и организация обучения всегда должны соответствовать возрастным морфо-функциональным особенностям учащихся. Подбор объема учебной нагрузки и уровня сложности изучаемого материала в соответствии с индивидуальными возможностями учащегося – одно из главных и обязательных требований к любой образовательной технологии, определяющей характер ее влияния на здоровье учащегося. Однако сделать это в массовой современной школе невозможно, как из-за неудовлетворительного материально-технического состоянии и нехватки кадров, а также отсутствия научно обоснованной системы личностно-ориентированного обучения детей как ведущего компонента современных здоровьесберагающих образовательных технологий.

Целью работы явилась физиолого-гигиеническая оценка личностно - ориентированного обучения детей в частной гуманитарно-экономической общеобразовательной школе полного дня.

Исследования выполнены в условиях естественного гигиенического эксперимента, продолжительностью в 12 лет – период функционирования школы с личностно ориентированной системой обучения детей и подростков.

В работе использованы общепринятые методы исследований, включая гигиенические, антропометрические, клинико-статистические, физио-логогигиенические, в том числе саногенетический мониторинг. Под наблюдением находились все учащиеся 1-11 классов (220 человек). Физиологические исследования проводились в динамике учебного дня, недели и года.

Школа работает в условиях полного дня (09:00 – 18:30). Наполняемость классов от 5 до 10 человек. Набор помещений создает условия для изучения обязательных учебных дисциплин, а также дополнительных предметов по выбору обучающихся, в соответствии с их интересами и дифференциацией по направлениям для углубленного изучения одного – двух – трех предметов. Школа располагает набором помещений для спортивно-оздоровительной работы с детьми (3 современно оборудованных залов, тир, бассейн), для рекреаций (зимний сад). Создана возможность выбора спортивно - физкультурных и досуговых занятий с учетом интереса каждого учащегося и его состояния здоровья. Организовано трехразовое, включая диетическое, горячее питание учащихся.

Специфика организации учебно-воспитательного процесса в школе заключается в превышении по сравнению с существующими нормативами аудиторной нагрузки (от 2-х до 7-ми часов в неделю по разным возрастам); сочетании учебной нагрузки с наличием системы ресурсного обеспечения для персонализации обучения и воспитания (малая наполняемость классов, личностно-ориентированная технология); создании возможности для увеличения (по сравнению со стандартом) объема двигательной активности и психологического комфорта; реализации комплексной программы оздоровления детей в течение всего учебного года.

Оценка суточного бюджета времени учащихся 1-11 классов выявила дефицит ночного сна и пребывания на воздухе, заполнение домашнего досуга просмотром телепередач и занятиями с компьютером, что характерно для современной популяции школьников. Однако используемые в школе организация и технологии обучения способствуют нормализации режима дня учащихся: увеличению двигательной активности, меньшим затратам времени на подготовку домашних заданий, обеспечению возможности подготовки к поступлению в вузы и занятиям по интересам во внеурочное время в стенах школы.

Подавляющее большинство (75-100%) обучающихся в начальных классах, удовлетворяют свою биологическую потребность в двигательной активности за счет организации различных спортивных игр, секций, плавания, хореографии и др. в рамках школы полного дня. Почти такое же количество младших школьников (58,3-100%) от 1,6 до 3,3 часа в неделю посещают кружки эстетической направленности в соответствии со своими интересами.

Динамические исследования умственной работоспособности учащихся 1-11 классов свидетельствуют, что повышенная по сравнению с традиционной суммарная учебно-воспитательная нагрузка в течение всего времени пребывания школьников в условиях полного дня не приводит у подавляющего большинства из них к переутомлению в динамике недели и года. Развивающееся в конце учебного дня утомление можно расценивать как «физиологическое», поскольку оно компенсируется рациональной организацией второй половины дня, которая предусматривает удовлетворение познавательных и спортивных интересов каждого учащегося. Все это способствует восстановлению умственной работоспособности школьников к началу следующего дня, о чем свидетельствуют высокие значения интегрального показателя работоспособности в утренних исследованиях.

Саногенетический мониторинг выявил преобладание доли детей с сбалансированным и достаточным уровнем функционирования сердечно - сосудистой, дыхательной систем, обменных процессов, обусловленных позитивным влиянием увеличенной двигательной активности учащихся на протяжении всего времени пребывания детей в школе, ее рациональной организации.

При анализе возрастной динамики адаптивности управления движением по параметру длительности перестройки двигательных установок (ПДУ), выраженной в секундах, было обнаружено, что ее величина достоверно уменьшается в возрастном интервале 6-8 лет с 6,0 с до 3,6 с, а затем, на протяжении последующих 8 лет ее средние значения в возрастных группах достоверно не различаются. Однако в период от 6 до 8 лет ненормированная длительность ПДУ уменьшается параллельно с укорочением цикла движения, т.е. более быстрый переход на другой режим движения может частично определяться увеличением скорости перемещения рычага к световому маркеру. С другой стороны, на фоне возрастания темпа движения длительность ПДУ в секундах почти не изменяется в период от 8 до 16 лет, в результате чего нормированная длительность перестройки двигательной установки, выраженная в числе циклов, необходимых для достижения требуемой точности движения в новом амплитудном режиме, возрастает с 10 до 16 лет. Нормированные значения длительности ПДУ достоверно выше у 9-летних по сравнению с 8-летними детьми и у подростков 14-16 лет по сравнению со школьниками 10 лет.

В школе отсутствуют дети, имеющие оценку «функционального напряжения» в состоянии миокарда, вариабельности сердечного ритма, АД и вариабельности АД, дыхательной системы и психомоторной координированности. В условно-нормальной популяции такие оценки регистрируются у 10% обследуемых.

В уровне обмена веществ (по показателям лазерной корреляционной спектрометрии носоглоточных смывов) у большинства школьников выявлена либо норма, либо слабо выраженные сдвиги в различных направлениях. Выраженные сдвиги метаболизма отмечены у 6 детей (у 2 – свидетельствуют об аллергизации, у 4 – об интоксикации). Оценка корреляции уровня метаболизма с показателями соматического здоровья и психомоторной координированности показала наличие слабой корреляции степени метаболических сдвигов с балльной оценкой веса тела (r=0.153, p=0.110).

Сравнительный анализ функционального состояния организма и режима дня учащихся частной школы и их сверстников – учащихся московских гимназий выявил, что по большинству показателей, уровень адаптации, особенно на этапе обучения в основной школе, выше у обучающихся в экспериментальной школе. Адекватность повышенной образовательной нагрузки возрастным и функциональным возможностям учащихся достигается за счет личностно-ориентированной образовательной среды в школе, оптимизации условий пребывания детей в ней.

Среди учащихся 79-80% школьников имеют нормальное физическое развитие, меньшее количество (13-16%) имеют дефицит массы тела. Избыток массы тела у обследованных детей встречается у 8,7-15,4% мальчиков 10-17 лет и 10,0-5,0% девочек 7-14 лет, в то время как эта проблема в последнее десятилетие не характерна для школьников г. Москвы (Ямпольская Ю.А., 2003).

В целом можно отметить, что наблюдается ряд положительных тенденций в физическом развитии мальчиков и девочек: 80% школьников имеют нормальное физическое развитии; меньшее число школьников имеют дефицит массы тела по сравнению с учащимися других школ нового вида; отсутствуют низкорослые дети; среди подростков более 90% имеют биологическое развитие, соответствующее календарному возрасту; по мере увеличения срока обучения в школе возрастает число школьников, имеющих функциональные показатели мышечной силы кистей рук и жизненной емкости легких выше среднего.

Здоровье учащихся характеризуется широкой распространенностью функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата (нарушения осанки, уплощение стоп и плоскостопие), нервно-психических расстройств и нарушений зрения.

Частота встречаемости функциональных отклонений среди мальчиков составляет 1857,1‰, среди девочек – 1689,7‰, в целом – 1771,9‰.

Детей с I группой здоровья (абсолютно здоровые) среди учащихся нет, II группу здоровья имеют 22,8% учащихся и III группу здоровья – 77,2%.

В структуре хронической патологии на первом-втором ранговых местах находятся хронические заболевания ЛОР-органов, в основном хронический тонзиллит, и заболевания опорно-двигательного аппарата – сколиозы и плоскостопие. На третьем-четвертом ранговых местах находятся психические расстройства (астенический и астено-невротический синдром) и нарушения зрения средней и высоких степеней. На пятом ранговом месте расположены болезни системы пищеварения. Среди девочек шире, по сравнению с мальчиками, распространены выраженные нарушения зрения, психические расстройства, хронический тонзиллит и хронический ринит, сколиозы и плоскостопие, хронический гастродуоденит.

Среди учащихся экспериментальной школы, по сравнению с московскими школьниками, ниже общая распространенность функциональных нарушений; значительно меньше распространены функциональные нарушения и хронические заболевания органов пищеварения и психической сферы, а также функциональные расстройства сердечно-сосудистой системы и эндокринно-обменные нарушения – избыток и дефицит массы тела; существенно ниже уровни острой заболеваемости и обострений хронических болезней, свидетельствующее о хорошем состоянии иммунной системы у детей и подростков.

Вернуться к списку статей...