ИННОВАЦИИ ШКОЛЫ

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ
В УСЛОВИЯХ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Вирабова А.Р.
(НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, Москва)

В настоящее время к основным здоровьесберегающим ресурсам системы образования относят: материально-техническую базу; финансовое обеспечение; нормативно-правовую базу; санитарно-гигиенические основы как фактор сохранения здоровья детей; вариативный характер содержания образования; педагогов, целенаправленно и систематически ведущих работу по укреплению здоровья школьников (Харисов Ф.Ф., 2003). Однако здоровьесберегающие ресурсы достаточно полно и эффективно реализуются на практике не всегда.

Содержание и организация обучения должны соответствовать возрастным морфо-функциональным особенностям учащихся. Подбор объема учебной нагрузки и уровня сложности изучаемого материала в соответствии с индивидуальными возможностями учащегося – одно из главных и обязательных требований к любой образовательной технологии. Однако сделать это в массовой школе невозможно, как из-за неудовлетворительного материально-технического состоянии и нехватки кадров, так и отсутствия научно обоснованной системы личностно-ориентированного обучения детей.

Целью работы явилось обоснование, внедрение и оценка ресурсного обеспечения личностно-ориентированного обучения детей в частной гуманитарно-экономической общеобразовательной школе полного дня.

Исследования выполнены в условиях естественного гигиенического эксперимента. В работе использованы общепринятые методы исследований, включая гигиенические, антропометрические, клинико-статистические, физиолого-гигиенические [1, 2, 3, 4]. Под наблюдением находились все учащиеся 1-11 классов. Физиологические исследования проводились в динамике учебного дня, недели и года.

Школа, реализующая личностно-ориентированное обучение, организована на базе реконструированного типового здания дошкольного образовательного учреждения. Участок благоустроен, на нём оборудована спортивная и игровая площадки для младших школьников. Вместимость учреждения - 200 человек, количество обучающихся составляет 177 человек, из них 145 учащихся 1-11-х классов, и 32 воспитанника дошкольных групп.

Наполняемость классов от 4 до 10 человек, что создает возможность для реализации личностно-ориентированного подхода к учащимся, учета индивидуальных особенностей каждого ребенка, темпа его учебной деятельности.

Учебные помещения (за исключением помещения тира) размещаются в наземных этажах здания, высота здания - 2 этажа. Гардеробы для учащихся с оборудованием ячеек для каждого класса находятся в подвальном этаже, причем в верхней одежде дети спускаются по одной лестнице, сняв ее, поднимаются по другой лестнице, что, с эпидемиологической точки зрения, является положительным моментом.

Учащиеся I ступени обучаются в закрепленных за каждым классом учебных помещениях. Обучающиеся II и III ступени занимаются по кабинетной системе. Площадь основных кабинетов составляет от 4 до 5,4м2 / учащегося (при нормативе 2,5 м2/учащегося). В школе оборудован зимний сад площадью 200 м2, что расширяет возможности для изучения естественных наук, способствует улучшению микроклимата в здании школы, используется и для рекреационных целей. Для углубленного индивидуального изучения иностранных языков имеется пять кабинетов английского языка (обязательный язык), а для изучения второго иностранного языка (немецкого, французского, испанского) оборудованы еще три кабинета. Имеется специализированный кабинет для занятий по экономике. Все кабинеты оснащены аудио/видеоаппаратурой.

Для реализации задач основного и дополнительного блока образования в школе помимо двух кабинетов музыки имеется музыкальная студия площадью 70 м2, изостудия площадью 40 м2, зал хореографии площадью 108 м2.

Спортзал школы площадью 633 м2 при необходимости используется как актовый зал. При спортзале имеются помещение для тренеров, раздевалки для мальчиков и девочек, а рядом – небольшой тренажерный зал, зал настольного тенниса, массажный кабинет площадью 14 м2, а также бассейн с раздевалкой для мальчиков и девочек и душевыми.

Медицинский кабинет (включая процедурный) для врача и медсестры располагается на первом этаже. В школе работает психологическая и логопедическая служба. Для проведения индивидуальных коррекционных занятий оборудован специальный кабинет.

Для всех учащихся организовано 3-х разовое горячее питание (завтрак, обед, полдник) в столовой, которая работает на сырье. Предусмотрено вариативное меню с учетом рекомендаций врача. Для питья используется очищенная йодированная вода. Учащиеся обеспечиваются также буфетной продукцией. Столовая состоит из двух обеденных залов. Количество мест в обеденных залах соответствует числу детей, обучающихся в школе.

Таким образом, гуманитарно-экономическая школа, реализующая личностно ориентированное обучение, имеет достаточное количество классов, кабинетов и площадей для проведения индивидуализирующих занятий по общеобразовательной программе с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла, организации самоподготовки учащихся, занятий дополнительного образования. В школе созданы условия для спортивно - оздоровительной работы с детьми, имеется возможность выбора спортивно - физкультурных занятий с учетом интереса ребенка и его состояния здоровья.

Общее количество работающих в школе 183 человека, в том числе 88 педагогов. Врач и медицинская сестра работают в школе на полную ставку. Их расписание работы составлено так, что на протяжении всего полного дня работы школы обеспечены медицинской помощью.

Ученики школы изучают те же самые предметы, что и их сверстники из муниципальных школ-гимназий. Начиная с младших классов, в программу обучения введены информатика, иностранный язык (с третьего класса – второй иностранный по выбору). Учащимся предоставляется возможность для изучения 4 иностранных языков (два обязательно). При обучении не только гуманитарным, но и естественным наукам, используются авторские программы.

Учебный процесс организован по 5-дневной учебной неделе с шестым развивающим днем. Объем недельной аудиторной нагрузки во всех возрастных группах превышает гигиенические нормативы от 2-х до 7 часов. В школе используется триместровая система аттестации учебной успеваемости с традиционной организацией каникул. Продолжительность урока - 40 минут.

Школа функционирует в режиме полного дня. Организация блока дополнительного образования создает возможности выбора как спортивных, так и студийных занятий (спортивные секции: баскетбол, мини-футбол, волейбол, гандбол, плавание, аэробика, атлетическая гимнастика, настольный теннис, художественная гимнастика, большой теннис; студийные занятия: изобразительное искусство, театр танца, музыкальная школа, театральная студия, вокал, инструментальный ансамбль, класс гитары). Продолжительность пребывания детей в школе – с 9 часов до 17-18 часов 30 минут.

Процесс обучения в школе имеет ряд особенностей. Прежде всего это увеличение двигательной активности обучаемых. Ежедневно в середине дня проводится урок физкультуры (динамическая прогулка, плавание). В распорядок дня начальной школы еженедельно включено 7-8 двигательно - активных занятий, которые проводятся как в первую, так и во вторую половину дня. В средних классах ежедневно в первую половину проводится единый спортивный час, во вторую половину дня большинство детей занимается в спортивных секциях по выбору. В старшей школе в расписание уроков включено 2 урока физкультуры с возможностью по окончании уроков дополнительно заниматься в спортивной секции по выбору. Интеллектуально - активные часы занятий чередуются с интеллектуально пассивными часами или разгрузочными. На занятиях физической культурой предусмотрен индивидуальный подход с учетом личностных возможностей, включая организацию физвоспитания в группах ЛФК. В школе осуществляется интеграция в учебные программы вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;

Соблюдение гигиенических требований к условиям обучения; рационально составленное расписание уроков с учетом биоритмальных изменений умственной работоспособности в динамике учебного дня и недели являются обязательными в школе.

Одной из важных особенностей деятельности школы является комплексная оздоровительная работа с учащимися с учетом их состояния здоровья (фитопрофилактика и фитотерапия; профилактические курсы простудных и вирусных заболеваний с использованием гомеопатических препаратов; витаминопрофилактика (курсами 2 раза в год); лечебный массаж (курсами 2 раза в год); санация полости рта; диетическое питание (по медицинским показаниям); организация физиотерапевтических процедур (тубус-кварц); ежегодная противогриппозная вакцинация; формирование мотивации к здоровому образу жизни).

Таким образом, превышение по сравнению с существующими нормативами образовательной нагрузки сочетается с наличием системы ресурсного обеспечения для персонализации обучения и воспитания, созданием возможности для увеличения (по сравнению со стандартом) объема двигательной активности, полноценного питания, психологического комфорта, реализацией комплексной программы оздоровления детей в течение всего учебного года.

Оценка функционального состояния обучающихся в условиях личностно-ориентированной системы образования, показывает, что повышенная по сравнению с традиционной суммарная учебно-воспитательная нагрузка в течение всего времени пребывания школьников в условиях полного дня в школе не приводит к переутомлению в динамике недели и года, т.е. в основном соответствует их возрастным возможностям и не нарушает нормальный ход психофизиологического развития. Рациональная организация второй половины дня способствует восстановлению умственной работоспособности школьников к началу следующего дня, о чем свидетельствуют высокие значения интегрального показателя работоспособности в утренних исследованиях.

Оценка состояния здоровья обучающихся в условиях личностно - ориентированной системы образования показывает, что 80% школьников имеют нормальное физическое развитии; меньшее число школьников имеют дефицит массы тела по сравнению с учащимися других школ нового вида; отсутствуют низкорослые дети; среди подростков более 90% имеют биологическое развитие, соответствующее календарному возрасту; по мере увеличения срока обучения в школе возрастает число школьников, имеющих функциональные показатели мышечной силы кистей рук и жизненной емкости легких выше среднего. Здоровье учащихся экспериментальной школы по сравнению с московскими школьниками характеризуется лучшими показателями (значительно меньше распространены функциональные нарушения и хронические заболевания органов пищеварения и психической сферы, функциональные расстройства сердечно-сосудистой системы и эндокринно-обменные нарушения, существенно ниже уровни острой заболеваемости и обострений хронических болезней).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Баранов А.А., Кучма Л.М., Сухарева Л.М. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических осмотрах (руководство для врачей). М.: Издательский Дом «Династия», 2004. – 168 с.
  2. Кучма В.Р. Дети в мегаполисе: некоторые гигиенические проблемы. – М.: Издатель НЦЗД РАМН, 2002. – 280 с.
  3. Кучма В.Р. Оценка физического развития детей и подростков в гигиенической диагностике системы «Здоровье населения – среда обитания». – М.: Издательство ГУ НЦЗД РАМН, 2003. – 316 с.
  4. Кучма В.Р. Медико-профилактические основы обучения и воспитания детей: руководство для медицинских и педагогических работников образовательных и лечебно-профилактических учреждений, санитарно-эпидемиологической службы. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 528 с.: ил.
  5. Харисов Ф.Ф. Образование и здоровье. – М.: ООО Издательство «Весь мир», 2003. – 208 с.

Вернуться к списку статей...