ИННОВАЦИИ ШКОЛЫ

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ
В УСЛОВИЯХ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Вирабова А.Р., Степанова М.И.
(НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН,
НОУ частная гуманитарно-экономическая школа «Самсон», Москва)

В настоящее время обществом востребовано не только повышение качества образования и совершенствование его структуры, но и укрепление здоровья учащихся, и обеспечение психологического комфорта участникам образовательного процесса. Одним из главных побудительных мотивов модернизации школьного образования является существенное ухудшение состояния здоровья современных детей и подростков: увеличение заболеваемости практически по всем классам болезней, ухудшение физического развития, снижение уровня физической подготовленности школьников (Кучма В.Р., 2001, 2002, 2004, 2005; Макарова А.Ю., 2001; Степанова М.И., 2003; Куинджи Н.Н., 2000; Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Павлович К.Э., 2004).

Целью настоящего исследования явилась физиолого-гигиеническая оценка адаптации детей в условиях личностно-ориентированного обучения детей в частной гуманитарно-экономической школе полного дня.

Специфика организации учебно-воспитательного процесса в школе заключается в превышении по сравнению с существующими нормативами аудиторной нагрузки (от 2-х до 7-ми часов в неделю по разным возрастам); сочетании учебной нагрузки с наличием системы ресурсного обеспечения для персонализации обучения и воспитания (малая наполняемость классов, личностно-ориентированная технология); создании возможности для увеличения (по сравнению со стандартом) объема двигательной активности и психологического комфорта.

Подавляющее большинство (75-100%) обучающихся в начальных классах, удовлетворяют свою биологическую потребность в двигательной активности за счет организации различных спортивных игр, секций, плавания, хореографии и др. в рамках школы полного дня. Почти такое же количество младших школьников (58,3-100%) от 1,6 до 3,3 часа в неделю посещают кружки эстетической направленности в соответствии со своими интересами.

Анализ показателей умственной работоспособности учащихся начальных классов в динамике года (середина и конец учебного года) по средним данным за неделю выявил повышение уровня работоспособности к концу учебного года. Увеличилась скорость выполнения корректурных тестов с одновременным улучшением качества выполнения работ. Так, число просмотренных знаков увеличилось с 190,2±2,9 до 215,9±2,7, а число ошибок уменьшилось с 9,19±0,16 в феврале до 8,1±0,15 в апреле (табл. 1). Установлена тенденция к улучшению качественных показателей умственной работоспособности (несколько увеличилось число отличных и хороших работ, а неудовлетворительных и плохих – уменьшилось, соответственно несколько увеличился и интегральный показатель работоспособности – коэффициент преобладания «П» – с 1,1 до 1,26 усл.ед.).

Вегетативное обеспечение умственной работоспособности оценивалось по характеру изменений реакций со стороны ведущей – сердечно-сосудистой – системы. Число неблагоприятных реакций артериального давления (АД) в ответ на учебную нагрузку снизилось в 1,5 раза – с 50,0% в середине учебного года до 34,6% в конце. Причем эти цифры существенно ниже, чем в муниципальных образовательных учреждениях – 60,0-80,0%. Анализ дневной динамики работоспособности школьников (табл. 2) выявил постепенное снижение ее уровня от утренних данных к вечерним (1700). После учебных занятий скорость выполнения корректурных тестов снижалась незначительно (t=1,9), при этом существенно ухудшалось качество работ (t=10,87), что сказалось на их комплексной оценке – снижение отличных и хороших работ. За счет этого снизился коэффициент «П» практически до порогового уровня (1,0 усл. ед.). 37,6% школьников заканчивали учебные занятия в первой половине дня с явным и выраженным утомлением, что незначительно превышает пороговый уровень, характерный для школьной популяции (30%).

Вечернее исследование умственной работоспособности проводилось в 1700 после самоподготовки, поскольку последующие занятия были с двигательной направленностью. Этим объясняется закономерное некоторое снижение работоспособности учащихся. Ухудшались в основном качественные показатели работоспособности: увеличивалось число ошибок в работах, число неудовлетворительных и плохих работ, а число хороших и отличных – уменьшалось, т.е. в центральной нервной системе преобладали процессы торможения. На треть в 1700 по сравнению с дневными данными снижался коэффициент преобладания и составлял 0,71 усл. ед. против 0,97 усл. ед. Неблагоприятные сдвиги работоспособности встречались практически одинаково часто как в первой, так и во второй половине дня (37,6% и 41,5% соответственно). Последующие спортивные мероприятия, прогулка, досуговая деятельность способствовали восстановлению уровня работоспособности. Так, коэффициент «П» в утренних исследованиях превышал пороговый уровень, равный 1,0 усл. ед., и составил 1,9 усл. ед. (табл. 2).

На протяжении всей недели умственная работоспособность оставалась на достаточно высоком уровне (табл. 3). Коэффициент «П», отражающий работоспособность всего коллектива, колебался от 1,05 усл. ед. в понедельник до 1,48 усл. ед. в четверг и только в пятницу он снижался до 0,85 усл. ед., причем его значение приближалось к пороговому уровню (1,0 усл. ед.) – кумуляции утомления к концу недели не наблюдалось.

Динамические исследования умственной работоспособности всех учащихся свидетельствуют, что повышенная по сравнению с традиционной суммарная учебно-воспитательная нагрузка в течение всего времени пребывания школьников в условиях полного дня не приводит у подавляющего большинства из них к переутомлению в динамике недели и года. Развивающееся в конце учебного дня утомление можно расценивать как «физиологическое», поскольку оно компенсируется рациональной организацией второй половины дня, которая предусматривает удовлетворение познавательных и спортивных интересов каждого учащегося. Все это способствует восстановлению умственной работоспособности школьников к началу следующего дня, о чем свидетельствуют высокие значения интегрального показателя работоспособности в утренних исследованиях.

Саногенетический мониторинг выявил преобладание доли детей со сбалансированным и достаточным уровнем функционирования сердечно-сосудистой, дыхательной систем, обменных процессов, обусловленным позитивным влиянием увеличенной двигательной активности учащихся на протяжении всего времени пребывания детей в школе, ее рациональной организации (разнообразие спортивных кружков и возможность выбора, наличие бассейна в школе, тренажерный и хореографический залы, рациональное питание, фитотерапия и др.).

При анализе возрастной динамики адаптивности управления движением по параметру длительности перестройки двигательных установок (ПДУ), выраженной в секундах, было обнаружено, что ее величина достоверно уменьшается на возрастном интервале 6-8 лет с 6,0 с до 3,6 с, а затем, на протяжении последующих 8 лет ее средние значения в различных возрастных группах достоверно не различаются. Однако в период от 6 до 8 лет ненормированная длительность ПДУ уменьшается параллельно с укорочением цикла движения, т.е. более быстрый переход на другой режим движения может частично определяться увеличением скорости перемещения рычага к граничной метке (световому маркеру). С другой стороны, на фоне возрастания темпа движения длительность ПДУ в секундах почти не изменяется в период от 8 до 16 лет, в результате чего нормированная длительность перестройки двигательной установки, выраженная в числе циклов, необходимом для достижения требуемой точности движения в новом амплитудном режиме, возрастает с 10 до 16-лет. Нормированные значения длительности ПДУ достоверно выше у 9-летних по сравнению с 8-летними детьми и у подростков 14-16 лет по сравнению со школьниками 10 лет.

Таким образом, оценка возрастной динамики отдельных характеристик выполнения тестов на компьютерном измерителе движений (прибор КИД-3) дает важную информацию об особенностях адаптации детей и позволяет определить этапы развития, на которых изменения психомоторной деятельности ребенка наиболее выражены.

В школе отсутствуют дети, имеющие оценку «функционального напряжения» в состоянии миокарда, вариабельности сердечного ритма, АД и вариабельности АД, дыхательной системы и психомоторной координированности. В условно-нормальной популяции отмечают наличие таких оценок у 10% обследуемых [1].

Важнейшим интегральным показателем адаптации детей и подростков является состояние здоровья. Здоровье учащихся характеризуется широкой распространенностью функциональных нарушений и хронических заболеваний опорно-двигательного аппарата (нарушения осанки, уплощение стоп и плоскостопие) и хронического тонзиллита. Частота встречаемости функциональных отклонений среди мальчиков составляет 1857,1‰, среди девочек – 1689,7‰, в целом – 1771,9‰.

В структуре функциональных расстройств на первом ранговом месте находятся функциональные нарушения опорно-двигательного аппарата. На втором ранговом месте – функциональные расстройства зрения (в основном спазм аккомодации, миопия и астигматизм слабой степени). На третьем ранговом месте – психические расстройства (минимальная мозговая дисфункция, невротические и гиперкинетические расстройства). Нарушения ЛОР-органов (в основном аденоидные разрастания и гипертрофия миндалин I- II ст., искривление носовой перегородки без нарушения дыхания) и функциональные нарушения нервной системы, преимущественно вегетативная лабильность, располагаются на четвертом-пятом ранговых местах. На шестом – функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта, преимущественно дискинезия желчевыводящих путей, на седьмом – функциональные нарушения сердечно-сосудистой системы (функциональная кардиопатия, малые аномалии развития сердца).

Выявлено уменьшение количества учащихся старших классов по сравнению с учениками 5-9 классов, имеющих нервно-психические расстройства. Количество лиц, имеющих нарушения здоровья, выявленные педиатром, отоларингологом, окулистом и ортопедом в старших классах, практически соответствует аналогичным показателям, характерным для 5-9 классов. Однако количество старшеклассников, имеющих расстройства зрения, нервно-психические отклонения и нарушения опорно-двигательного аппарата, значительно больше, чем среди учащихся младших классов.

Комплексная оценка состояния здоровья свидетельствует, что дети с I группой здоровья (абсолютно здоровые) среди учащихся 5-9 классов нет. Только в пятом классе 45,5% детей имеют II группу здоровья, в остальных классах эта группа здоровья значительно меньше (25-10%). Основная масса детей страдает хронической патологией в компенсированной форме и относится к III группе здоровья (54,5-90%). В целом в классах второй ступени имеют II группу здоровья 22,8% учащихся и III группу здоровья – 77,2%. Установлено, что подростков с I и II группой здоровья среди учащихся 10 и 11 классов нет. Все старшеклассники страдают хронической патологией в компенсированной форме и относятся к III группе здоровья (100,0%).

В целом среди учащихся экспериментальной школы по сравнению с московскими школьниками: ниже распространенность функциональных нарушений; значительно меньше распространены функциональные нарушения и хронические заболевания органов пищеварения и психической сферы, а также функциональные расстройства сердечно-сосудистой системы и эндокринно-обменные нарушения – избыток и дефицит массы тела; существенно ниже уровни острой заболеваемости и обострений хронических болезней, свидетельствующее о хорошем состоянии иммунной системы у детей и подростков.

Таким образом, личностно-ориентированная стратегия обучения по влиянию на функциональное состояние организма (умственная работоспособность и ее вегетативное обеспечение, саногенетический статус) и состояние здоровья позволяет оценить её как способствующую нормальному протеканию процессов адаптации детей и подростков к условиям обучения и воспитания, сохранению и укреплению здоровья.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Комаров Г.Д., Кучма В.Р., Носкин Л.А. Полисистемный саногенетический мониторинг. – М: МИПКРО, 2001. – 343 с.
  2. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 139 с.
  3. Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. – М.: Изд-во Научного центра здоровья детей РАМН. 2001. – 376 с.: ил.
  4. Кучма В.Р. Дети в мегаполисе: некоторые гигиенические проблемы. – М.: Издатель НЦЗД РАМН, 2002. – 280 с.
  5. Кучма В.Р. Оценка физического развития детей и подростков в гигиенической диагностике системы «Здоровье населения – среда обитания». – М.: Издательство ГУ НЦЗД РАМН, 2003. – 316 с.
  6. Кучма В.Р. Медико-профилактические основы обучения и воспитания детей: руководство для медицинских и педагогических работников образовательных и лечебно-профилактических учреждений, санитарно-эпидемиологической службы. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 528 с.: ил.
  7. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Павлович К.Э. Подросток: Физиолого-гигиенические и психологические основы обучения и воспитания. – М.: МИОО, 2004. – 280 с.
  8. Макарова А.Ю. Физиолого-гигиеническая характеристика влияния современных форм и методов обучения и воспитания на состояние здоровья учащихся 1-4 классов. Автореф. дисс. на соискание уч. степени к.м.н. – М., 2001. – 24 с.
  9. Степанова М.И. Гигиенические основы организации начального обучения детей в современной школе. Автореф. дисс. на соискание уч. степени д.м.н. – М., 2003. – 48 с.

Вернуться к списку статей...