ИННОВАЦИИ ШКОЛЫ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
В ШКОЛЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО НАПРАВЛЕНИЯ

Вирабова А.Р.
кандидат медицинских наук
Некоммерческое образовательное учреждение
Частная гуманитарно-экономическая школа «Самсон», Москва

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.03.01 г. № 224 в стране осуществляется эксперимент по модернизации образовательного процесса в общеобразовательной школе. Цель проводимого эксперимента – не только повышение качества образования и совершенствования его структуры, но и укрепление здоровья учащихся, обеспечение психологического комфорта участникам образовательного процесса.

Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативной всем другим системам и подходам. Содержание и организация обучения всегда должны соответствовать возрастным морфо-функциональным особенностям учащихся. Подбор объема учебной нагрузки и уровня сложности изучаемого материала в соответствии с индивидуальными возможностями ученика - одно из главных и обязательных требований к любой образовательной технологии, определяющей характер ее влияния на здоровье учащегося. Однако сделать это в массовой современной школе невозможно, как из-за неудовлетворительного материально-технического состояния и нехватки кадров, так и отсутствия научно обоснованной системы личностно-ориентированного обучения детей как ведущего компонента современных здоровьесберегающих образовательных технологий [3, 4, 5].

Формирование личностно-ориентированной образовательной среды, основным субъектом которой выступает ученик, с присущими ему психо-физиологическими качествами, возможно при использовании системы ресурсов, обеспечивающих полноценность и положительное развитие процесса сохранения здоровьесберегающего потенциала в школе.

Личностно-ориентированный здоровьесохраняющий и развивающий образовательный процесс состоит из 3-х основных направлений (процессов):

  • процесса обучения;
  • процесса воспитания;
  • процесса сохранения здоровьесберегающего потенциала.

Процесс развития, который традиционно является одним из составляющих образовательного процесса, в условиях построения личностно - ориентированной образовательной среды с использованием технологий, обеспечивающих персонализацию образования, априори является неотъемлемой частью процесса обучения и воспитания, с дополнительным образованием.

Понятие «здоровье» характеризуется сложностью и многогранностью. В нем отражаются аспекты биологического, социального и духовного бытия человека в мире. Каждый человек самой природой от рождения наделен собственным потенциалом здоровья, который часто оказывается до конца невостребованным и нереализованным.

Здоровьесберегающие технологии в школе преследуют следующие цели:

  • компенсация малоподвижного образа жизни школьников;
  • приобщение их к какому-либо виду спорта;
  • развитие основных двигательных качеств (ловкости, выносливости, координации и т.п.)
  • знакомство учеников с основными оздоровительными системами и методиками;
  • получение ими навыков быстрого переключения с одного вида деятельности на другой;
  • получение учащимися навыков безопасности, начальных медицинских знаний;
  • предупреждение появления «школьных болезней»;
  • формирование в процессе обучения полноценной нравственно-, психически-, физически- и психологически здоровой личности.

Здоровьесберегающие ресурсы подобны инвестициям: если не обновляются и не растрачиваются, то они малоэффективны. Говоря о формировании и сохранении здоровья, определяя место и роль образования в этом процессе, необходимо подчеркнуть, что основное свойство этих ресурсов в том, что они должны постоянно включаться в функциональную деятельность, т.е. растрачиваться и пополняться, а значит и обновляться.

У школы есть свои задачи в охране и укреплении здоровья школьников. И эти задачи можно разделить на две части. Первая создание в школе таких условий жизни и обучения, которые не будут ухудшать здоровье, а будут способствовать его сохранению и укреплению. Вторая – создание в школе системы работы по формированию ценности здоровья, здорового образа жизни, профилактики рисков для здоровья, эффективного использования физической культуры.

Для решения поставленных задач в условиях построения образовательного пространства школы «Самсон» нами была разработана и адекватно использована система ресурсного обеспечения развития здоровьесберегающей образовательной среды. Привлечение процессов, методов и средств (ресурсов), обеспечивающих развитие личностно-ориентированной здоровьесберегающей образовательной среды, должно быть концептуально обосновано, с обязательным условием соблюдения системности в подходе к использованию ресурсных возможностей, включающих образовательные ресурсы, материальные, человеческие, психологические, здоровьесберегающие, социальные, управленческие и т.д.

Исследования выполнены в условиях естественного гигиенического эксперимента, продолжительностью в 12 лет – период функционирования школы с личностно ориентированной системой обучения детей и подростков.

В работе использованы общепринятые методы исследований, включая гигиенические, антропометрические, клинико-статистические, физиолого-гигиенические, в том числе саногенетический мониторинг[1, 2]. Под наблюдением находились все учащиеся 1-11 классов (220 человек). Физиологические исследования проводились в динамике учебного дня, недели и года.

Школа работает в условиях полного дня (09:00 – 18:30). Наполняемость классов от 5 до 10 человек. Набор помещений создает условия для изучения обязательных учебных дисциплин, а также дополнительных предметов по выбору обучающихся. Школа располагает набором помещений для спортивно-оздоровительной работы с детьми (3 современно оборудованных зала, тир, бассейн), для рекреаций (зимний сад). Создана возможность выбора спортивно - физкультурных и досуговых занятий с учетом интереса каждого учащегося и его состояния здоровья. Организовано трехразовое, включая диетическое, горячее питание учащихся.

Специфика организации учебно-воспитательного процесса в школе заключается в превышении по сравнению с существующими нормативами аудиторной нагрузки (от 2-х до 7-ми часов в неделю по разным возрастам); сочетании учебной нагрузки с наличием системы ресурсного обеспечения для персонализации обучения и воспитания (малая наполняемость классов, личностно-ориентированная технология); создании возможности для увеличения (по сравнению со стандартом) объема двигательной активности и психологического комфорта; реализации комплексной программы оздоровления детей в течение всего учебного года.

Используемые в школе организация и технологии обучения способствуют нормализации режима дня учащихся: увеличению двигательной активности, меньшим затратам времени на подготовку домашних заданий, обеспечению возможности подготовки к поступлению в вузы и занятиям по интересам во внеурочное время в стенах школы.

Подавляющее большинство (75-100%) обучающихся в начальных классах, удовлетворяют свою биологическую потребность в двигательной активности за счет организации различных спортивных игр, секций, плавания, хореографии и др. в рамках школы полного дня. Почти такое же количество младших школьников (58,3-100%) от 1,6 до 3,3 часа в неделю посещают кружки эстетической направленности в соответствии со своими интересами.

Динамические исследования умственной работоспособности учащихся 1-11 классов свидетельствуют, что повышенная по сравнению с традиционной суммарная учебно-воспитательная нагрузка в течение всего времени пребывания школьников в условиях полного дня не приводит у подавляющего большинства из них к переутомлению в динамике недели и года. Развивающееся в конце учебного дня утомление можно расценивать как «физиологическое», поскольку оно компенсируется рациональной организацией второй половины дня, которая предусматривает удовлетворение познавательных и спортивных интересов каждого учащегося. Все это способствует восстановлению умственной работоспособности школьников к началу следующего дня, о чем свидетельствуют высокие значения интегрального показателя работоспособности в утренних исследованиях.

Саногенетический мониторинг выявил преобладание доли детей с сбалансированным и достаточным уровнем функционирования сердечно - сосудистой, дыхательной систем, обменных процессов, обусловленных позитивным влиянием увеличенной двигательной активности учащихся на протяжении всего времени пребывания детей в школе, ее рациональной организации.

При анализе возрастной динамики адаптивности управления движением по параметру длительности перестройки двигательных установок (ПДУ), выраженной в секундах, было обнаружено, что ее величина достоверно уменьшается в возрастном интервале 6-8 лет с 6,0 с до 3,6 с.

На фоне возрастания темпа движения длительность ПДУ в секундах почти не изменяется в период от 8 до 16 лет, в результате чего нормированная длительность перестройки двигательной установки, выраженная в числе циклов, необходимых для достижения требуемой точности движения в новом амплитудном режиме, возрастает с 10 до 16 лет. Нормированные значения длительности ПДУ достоверно выше у 9-летних по сравнению с 8-летними детьми и у подростков 14-16 лет по сравнению со школьниками 10 лет.

В школе отсутствуют дети, имеющие оценку «функционального напряжения» в состоянии миокарда, вариабельности сердечного ритма, АД и вариабельности АД, дыхательной системы и психомоторной координированности. В условно-нормальной популяции такие оценки регистрируются у 10% обследуемых.

В уровне обмена веществ (по показателям лазерной корреляционной спектрометрии носоглоточных смывов) у большинства школьников выявлена норма, либо слабо выраженные сдвиги в различных направлениях. Выраженные сдвиги метаболизма отмечены у 6 детей (у 2 – свидетельствуют об аллергизации, у 4 – об интоксикации). Оценка корреляции уровня метаболизма с показателями соматического здоровья и психомоторной координированности показала наличие слабой корреляции степени метаболических сдвигов с балльной оценкой веса тела (r=0.153, p=0.110).

Среди учащихся школы «Самсон», по сравнению с московскими школьниками, ниже общая распространенность функциональных нарушений; значительно меньше распространены функциональные нарушения и хронические заболевания органов пищеварения и психической сферы, а также функциональные расстройства сердечно-сосудистой системы и эндокринно-обменные нарушения; существенно ниже уровни острой заболеваемости и обострений хронических болезней, свидетельствующее о хорошем состоянии иммунной системы у детей и подростков.

Сравнительный анализ функционального состояния организма и режима дня учащихся частной школы и их сверстников – учащихся московских гимназий выявил, что по большинству показателей, уровень адаптации, особенно на этапе обучения в основной школе, выше у обучающихся в личностно-ориентированной школе [6]. Адекватность повышенной образовательной нагрузки возрастным и функциональным возможностям учащихся достигается за счет личностно-ориентированной образовательной среды в школе, оптимизации условий пребывания детей в ней.

Комплексная оценка состояния здоровья свидетельствует, что дети с I группой здоровья (абсолютно здоровые) среди учащихся 5-9 классов нет. Только в пятом классе 45,5% детей имеют II группу здоровья, в остальных классах эта группа здоровья значительно меньше (25-10%). Основная масса детей страдает хронической патологией в компенсированной форме и относится к III группе здоровья (54,5-90%). В целом в классах второй ступени имеют II группу здоровья 22,8% учащихся и III группу здоровья – 77,2%. Установлено, что подростков с I и II группой здоровья среди учащихся 10 и 11 классов нет. Все старшеклассники страдают хронической патологией в компенсированной форме и относятся к III группе здоровья (100,0%). Вместе с тем здоровье учащихся при личностно-ориентированной системе обучения по сравнению с московскими школьниками характеризуется лучшими показателями (значительно меньше распространены функциональные нарушения и хронические заболевания органов пищеварения и психической сферы, функциональные расстройства сердечно-сосудистой системы и эндокринно-обменные нарушения, существенно ниже уровни острой заболеваемости и обострений хронических болезней).

Таким образом, личностно-ориентированная педагогическая технология обучения и воспитания детей по показателям влияния обучения на функциональное состояние организма (умственная работоспособность и ее вегетативное обеспечение, саногенетический статус), состояния здоровья, суточного бюджета времени является здоровьесберегающей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Баранов А.А., Кучма Л.М., Сухарева Л.М. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических осмотрах (руководство для врачей). М.: Издательский Дом «Династия», 2004. – 168 с.
  2. Комаров Г.Д., Кучма В.Р., Носкин Л.А. Полисистемный саногенетический мониторинг. – М: МИПКРО, 2001. – 343 с.
  3. Кучма В.Р. Дети в мегаполисе: некоторые гигиенические проблемы. – М.: Издатель НЦЗД РАМН, 2002. – 280 с.
  4. Кучма В.Р. Медико-профилактические основы обучения и воспитания детей: руководство для медицинских и педагогических работников образовательных и лечебно-профилактических учреждений, санитарно-эпидемиологической службы. – М.: ГЭО-ТАР-Медиа, 2005. – 528 с.: ил.
  5. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Павлович К.Э. Подросток: Физиолого-гигиенические и психологические основы обучения и воспитания. – М.: МИОО, 2004. – 280 с.
  6. Степанова М.И. Гигиенические основы организации начального обучения детей в современной школе. Автореф. дисс. на соискание уч. степени д.м.н. – М., 2003. – 48 с.

Вернуться к списку статей...