ИННОВАЦИИ ШКОЛЫ

СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Вирабова А.Р.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.03.01 г. № 224 в стране осуществляется эксперимент по модернизации образовательного процесса в общеобразовательной школе. Цель проводимого эксперимента заключается не только в повышении качества образования и совершенствования его структуры, но и в укреплении здоровья учащихся, и обеспечении психологического комфорта участникам образовательного процесса.

Впервые в стране перестройка образования производится в интересах охраны здоровья обучающихся. Одним из главных побудительных мотивов проводимой модернизации школьного образования является существенное ухудшение состояния здоровья современных детей и подростков: увеличение заболеваемости практически по всем классам болезней, ухудшение физического развития, снижение уровня физической подготовленности на фоне выраженной гипокинезии и гиподинамии школьников (Кучма В.Р., 2001, 2002, 2004; Макарова А.Ю., 2001; Степанова М.И., 2003; Куинджи Н.Н., 2000; Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Павлович К.Э., 2004).

В сложившейся ситуации, когда общество практически потеряло поколение абсолютно здоровой молодёжи, здоровьесберегающая направленность проводимой модернизации школьного образования сближает профессиональные интересы медиков, педагогов и психологов.

Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативной всем другим системам и подходам.

Содержание и организация обучения всегда должны соответствовать возрастным морфо-функциональным особенностям ученика. Подбор объема учебной нагрузки и уровня сложности изучаемого материала в соответствии с индивидуальными возможностями учащегося – одно из главных и обязательных требований к любой образовательной технологии, определяющей характер ее влияния на здоровье учащегося. Однако сделать это в массовой современной школе очень сложно, как из-за неудовлетворительного материально-технического состоянии и нехватки кадров, также отсутствия научно обоснованной системы личностно-ориентированного обучения детей как ведущей парадигмы построения здоровьесберагающих образовательных технологий.

Личностно-ориентированная здоровьесберегающая образовательная среда может быть полноценно сформирована лишь только в случае создания и использования системы ресурсов, необходимых для её эффективного функционирования.

В нашей школе используется комплексная система воздействия совокупности ресурсов: человеческих, материальных, психолого-педагогических, здоровьесберегающих, социальных, управленческих и др.

С этой целью в школе создано образовательное пространство, которое обеспечивает возможности развития каждого ученика в соответствии с его интересами и сохранением здоровья.

Материальные условия для создания образовательного пространства включают 31 учебный кабинет, 3 кабинета-лаборатории для занятий по физике, химии, биологии, актовый зал на 600 мест, музыкальную звукозаписывающую студию, музыкальный концертный зал, обеденный зал на 200 мест, библиотеку с фондом 10812 ед. учебных изданий и 3615 ед. художественных изданий, компьютерный класс, подготовительный центр с 4-мя учебно-игровыми и 2-мя спальнями, зимний сад, спортивный зал, бассейн, тир, тренажерный зал, зал ЛФК, теннисный зал, гардероб.

Содержание деятельности учащихся в образовательном пространстве состоит из основного и дополнительного блоков образования.

Спортивные секции: баскетбол, мини-футбол, волейбол, гандбол, плавание, аэробика, атлетическая гимнастика, настольный теннис, художественная гимнастика, большой теннис.

Студии: мастерская по изобразительному искусству, театр танца «Самсон», музыкальная школа (индивидуально), театральная студия, вокал (индивидуально), инструментальный ансамбль, класс гитары (индивидуально).

Элективные курсы: «История России», «Практическая грамотность», «Решение конкурсных задач», «Английская грамматика», «Деловой английский язык», «Расширение и углубление курса математики», «Время учить немецкий», «Обзор современных программных средств», «Бизнес информатика», «Компьютерная графика», «Теория и практика написания сочинений», «Теория и практика написания сочинений разных жанров», довузовская подготовка по русскому языку в ГУ-ВШЭ, довузовская подготовка по физике.

Спецкурсы: «Русской речи чудеса», «Литература и кино», «клуб интересных встреч», «Мы играем по-английски», «Курс грамматики английского языка», «Французский язык», «Мозаика», «Компьютерный клуб», «Наглядная геометрия», «Физика вокруг нас», «Живой организм», «Испанский язык», «Книголюб».

Наши исследования выполнены в условиях естественного гигиенического эксперимента, продолжительностью в 13 лет – период функционирования школы с личностно ориентированной системой обучения детей и подростков.

Школа работает в условиях полного дня (09:00 – 18:30). Набор помещений создает условия для изучения обязательных учебных дисциплин, а также дополнительных предметов по выбору обучающихся. Организовано трехразовое, включая диетическое, горячее питание учащихся.

Режим «школы полного дня» обеспечен значительным количеством часов двигательной активности, спортивными занятиями, динамическими часами на свежем воздухе, плаванием, аэрацией (динамические прогулки).

Ведущим условием созадния устойчивого развития школы является постоянное совершенствование ресурсов, среди которых главное состоит в повышении профессиональной компетентности учителей и медицинского персонала в области педагогики.

Вернуться к списку статей...