ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ:
МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
Вирабова А.Р.
Некоммерческое образовательное учреждение
«Частная гуманитарно-экономическая школа «Самсон»
Федеральными законами «Об образовании» (1992), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999), «Об утверждении федеральной программы развития образования» (2000) на образовательные учреждения возложена ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.03.01 г. № 224 в стране осуществляется эксперимент по модернизации образовательного процесса в общеобразовательной школе. Цель проводимого эксперимента заключается не только в повышении качества образования и совершенствования его структуры, но и в укреплении здоровья учащихся, и обеспечении психологического комфорта участникам образовательного процесса.
Впервые в стране перестройка образования производится в интересах охраны здоровья обучающихся. Одним из главных побудительных мотивов проводимой модернизации школьного образования является существенное ухудшение состояния здоровья современных детей и подростков: увеличение заболеваемости практически по всем классам болезней, ухудшение физического развития, снижение уровня физической подготовленности на фоне выраженной гипокинезии и гиподинамии школьников (Кучма В.Р., 2001, 2002, 2004; Макарова А.Ю., 2001; Степанова М.И., 2003; Куинджи Н.Н., 2000; Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Павлович К.Э., 2004).
В сложившейся ситуации, когда общество практически потеряло поколение абсолютно здоровой молодёжи, здоровьесберегающая направленность проводимой модернизации школьного образования сближает профессиональные интересы медиков, педагогов и психологов.
Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативной всем другим системам и подходам.
Содержание и организация обучения всегда должны соответствовать возрастным морфо-функциональным особенностям ученика. Подбор объема учебной нагрузки и уровня сложности изучаемого материала в соответствии с индивидуальными возможностями учащегося – одно из главных и обязательных требований к любой образовательной технологии, определяющей характер ее влияния на здоровье учащегося. Однако сделать это в массовой современной школе очень сложно, как из-за неудовлетворительного материально-технического состоянии и нехватки кадров, также отсутствия научно обоснованной системы личностно-ориентированного обучения детей как ведущего компонента современных здоровьесберагающих образовательных технологий.
Личностно-ориентированная здоровьесберегающая образовательная среда может быть полноценно сформирована лишь только в случае использования системы ресурсов, необходимых для её эффективного функционирования.
В нашей школе используется комплексная система воздействия, составляющими которой являются процессы, методы, предметы, объекты, субъекты, ценности, возможности, т.е. средства (ресурсы), необходимые для полноценного формирования и развития личностно-ориентированной здоровьесберегающей образовательной среды.
Привлечение процессов, методов и средств (ресурсов), обеспечивающих развитие личностно-ориентированной здоровьесберегающей образователь-ной среды, должно быть концептуально обосновано, с обязательным условием соблюдения системности в подходе к использованию ресурсных возможностей, включающих образовательные ресурсы, материальные, человеческие, психологические, здоровьесберегающие, социальные, управленческие.
Эти проблемы еще в большей степени актуализируются в связи с принятием Правительством Российской Федерации постановления «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» (2004).
Мы обосновали систему и физиолого-гигиенические принципы личностно-ориентированного обучения в условиях ресурсного обеспечения полноценного формирования и динамичного развития здоровьесберегающей образовательной среды в частной гуманитарно-экономической общеобразовательной школе полного дня.
Исследования выполнены в условиях естественного гигиенического эксперимента, продолжительностью в 13 лет – период функционирования школы с личностно ориентированной системой обучения детей и подростков.
Школа работает в условиях полного дня (09:00 – 18:30). Наполняемость классов от 5 до 10 человек. Набор помещений создает условия для изучения обязательных учебных дисциплин, а также дополнительных предметов по выбору обучающихся. Школа располагает набором помещений для спортивно-оздоровительной работы с детьми (3 современно оборудованных залов, тир, бассейн), для рекреаций (зимний сад). Создана возможность выбора спортивно - физкультурных и досуговых занятий с учетом интереса каждого учащегося и его состояния здоровья. Организовано трехразовое, включая диетическое, горячее питание учащихся.
Режим «школы полного дня» обеспечен значительным количеством часов двигательной активности, спортивными занятиями, динамическими часами на свежем воздухе, плаванием, аэрацией (динамические прогулки).
Расписание основных предметных часов составлено с учетом чередования интеллектуальной активности, напряжения и релаксации. Интеллектуально активные часы чередуются с интеллектуально пассивными или разгрузочными, перемежаясь психологическими паузами.
Ежедневно проводится урок физкультуры - единый спортивный час (5 часов в неделю), разработка которого является результатом научно-методического исследования и объектом интеллектуальной собственности школы «Самсон» - Свидетельство №8081 в реестре Российского авторского общества от 29 декабря 2004 года, секционные спортивные занятия (по интересам детей), занятия с психологом, ароматерапия, занятия кружков и студий дополнительного образования, развивающие мероприятия, индивидуальные занятия.
В школе имеет место формальное превышение по сравнению с существующими нормативами аудиторной нагрузки (от 2-х до 7-ми часов в неделю по разным возрастам). Однако при этом мы располагаем ресурсами для персонализации обучения и воспитания (малая наполняемость классов, личностно-ориентированная технология); для увеличения (по сравнению со стандартом) объема двигательной активности и психологического комфорта; реализации комплексной программы оздоровления детей в течение всего учебного года.
Используемые в школе организация и технологии обучения способствуют нормализации режима дня учащихся: увеличению двигательной активности, меньшим затратам времени на подготовку домашних заданий, обеспечению возможности подготовки к поступлению в вузы и занятиям по интересам во внеурочное время в стенах школы.
Подавляющее большинство (75-100%) обучающихся в начальных классах, удовлетворяют свою биологическую потребность в двигательной активности за счет организации различных спортивных игр, секций, плавания, хореографии и др. в рамках школы полного дня. Почти такое же количество младших школьников (58,3-100%) от 1,6 до 3,3 часа в неделю посещают кружки эстетической направленности в соответствии со своими интересами.
Динамические исследования умственной работоспособности учащихся 1-11 классов свидетельствуют, что повышенная по сравнению с традиционной суммарная учебно-воспитательная нагрузка в течение всего времени пребывания школьников в условиях полного дня не приводит у подавляющего большинства из них к переутомлению в динамике недели и года. Развивающееся в конце учебного дня утомление можно расценивать как «физиологическое», поскольку оно компенсируется рациональной организацией второй половины дня, которая предусматривает удовлетворение познавательных и спортивных интересов каждого учащегося. Все это способствует восстановлению умственной работоспособности школьников к началу следующего дня, о чем свидетельствуют высокие значения интегрального показателя работоспособности в утренних исследованиях.
Саногенетический мониторинг выявил преобладание доли детей с сбалансированным и достаточным уровнем функционирования сердечно - сосудистой, дыхательной систем, обменных процессов, обусловленных позитивным влиянием увеличенной двигательной активности учащихся на протяжении всего времени пребывания детей в школе, ее рациональной организации.
В школе отсутствуют дети, имеющие оценку «функционального напряжения» в состоянии миокарда, вариабельности сердечного ритма, АД и вариабельности АД, дыхательной системы и психомоторной координированности. В условно-нормальной популяции такие оценки регистрируются у 10% обследуемых [2].
В уровне обмена веществ (по показателям лазерной корреляционной спектрометрии носоглоточных смывов) у большинства школьников выявлена либо норма, либо слабо выраженные сдвиги. Выраженные сдвиги метаболизма отмечены у 6 детей (у 2 – свидетельствуют об аллергизации, у 4 – об интоксикации).
Среди учащихся 79-80% школьников имеют нормальное физическое развитие, меньшее количество (13-16%) имеют дефицит массы тела. Избыток массы тела у обследованных детей встречается у 8,7-15,4% мальчиков 10-17 лет и 10,0-5,0% девочек 7-14 лет, в то время как эта проблема в последнее десятилетие не характерна для школьников г. Москвы (Ямпольская Ю.А., 2003).
В целом можно отметить, что наблюдается ряд положительных тенденций в физическом развитии мальчиков и девочек: 80% школьников имеют нормальное физическое развитие; меньшее число школьников имеют дефицит массы тела по сравнению с учащимися других школ нового вида; отсутствуют низкорослые дети; среди подростков более 90% имеют биологическое развитие, соответствующее календарному возрасту; по мере увеличения срока обучения в школе возрастает число школьников, имеющих функциональные показатели мышечной силы кистей рук и жизненной емкости легких выше среднего.
Среди учащихся экспериментальной школы, по сравнению с московскими школьниками, ниже общая распространенность функциональных нарушений; значительно меньше распространены функциональные нарушения и хронические заболевания органов пищеварения и психической сферы, а также функциональные расстройства сердечно-сосудистой системы и эндокринно-обменные нарушения – избыток и дефицит массы тела; существенно ниже уровни острой заболеваемости и обострений хронических болезней, свидетельствующее о хорошем состоянии иммунной системы у детей и подростков.
Сравнительный анализ функционального состояния организма и режима дня учащихся частной школы и их сверстников – учащихся московских гимназий выявил, что по большинству показателей, уровень адаптации, особенно на этапе обучения в основной школе, выше у обучающихся в нашей школе. Адекватность повышенной образовательной нагрузки возрастным и функциональным возможностям учащихся достигается за счет личностно-ориентированной образовательной среды в школе, оптимизации условий пребывания детей в ней.
Одной из важных особенностей деятельности школы является комплексная оздоровительная работа с учащимися с учетом их состояния здоровья (фитопрофилактика и фитотерапия; профилактические курсы простудных и вирусных заболеваний с использованием гомеопатических препаратов; витаминопрофилактика (курсами 2 раза в год); лечебный массаж (курсами 2 раза в год); санация полости рта; диетическое питание (по медицинским показаниям); организация физиотерапевтических процедур (тубус-кварц); ежегодная противогриппозная вакцинация; формирование мотивации к здоровому образу жизни).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Выдвинутая гипотеза о том, что формирование личностно-ориентированной образовательной среды, основным субъектом которой выступает ученик с присущими ему психо-физиологическими качествами, должно происходить в построении образовательного процесса школы с обязательной значительной долей участия здоровьесберегающего компонента, нашла своё подтверждение в результативной работе общеобразовательной школы «Самсон» в течение 13 лет.
Личностно-ориентированный здоровьеохраняющий и развивающий образовательный процесс должен иметь одно из 3-х составляющих направлений - здоровьесберегающее, т.е.:
- процесс обучения;
- процесс воспитания;
- процесс сохранения здоровьесберегающего потенциала.
Показана эффективность валеологического расписания, организации питания, физического воспитания и медицинской лечебно-профилактической работы, санитарно-гигиенического состояния образовательной среды, высокого уровня материально-технического оснащения образовательного пространства, т.е. ресурсного обеспечения детей в процессе личностно-ориентированного обучения в школе полного дня.
Показано значение воспитательного личностно-ориентированного процесса для полноценного развития личности, её социально-нравственного здоровья, гуманизации.
Концептуально обоснован новый подход в реализации здоровьесберегающей образовательной технологии на основе личностно-ориентированного обучения детей и подростков в условиях общеобразовательной школы.
Предложены и обоснованы новые алгоритмы деятельности медико-психологических служб школы. Доказана необходимость работы центра психолого-педагогического сопровождения учеников с обязательным штатом возрастных психологов, логопедов, дефектологов, врачей в условиях личностно-ориентированного подхода в образовательной школе.
Общеобразовательная школа не только обучает, на мой взгляд её основная задача - формирование личности, личности физически, социально и нравственно здоровой, интеллектуальной и гуманной, интеллигентной и воспитанной, умеющей аналитически мыслить, видеть и решать проблемы. Из личностей состоит общество. Если школа выполнит поставленные перед ней социальные задачи, наше Российское общество будет во всех смыслах здоровым, процветающим и перспективным.