ИННОВАЦИИ ШКОЛЫ

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА И ТРЕБОВАНИЯ
К РЕСУРСНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ШКОЛЫ ПОЛНОГО ДНЯ

Вирабова А.Р.
НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков
Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук
Некоммерческое образовательное учреждение
«Частная гуманитарно-экономическая школа «Самсон»

Школы полного дня в современных условиях появились как «ответ» на меняющуюся социально-экономическую ситуацию в стране. Рост трудовой активности значительной части населения (особенно в крупных городах) и, вместе с тем, невозможность обеспечить своим детям контролируемый и качественный досуг, сокращение учреждений культуры, спорта, дополнительного образования, рост преступности и постоянная опасность возникновения нештатных ситуаций заставляют родителей и организаторов образования искать возможность обеспечить безопасность и оптимальные условия для роста и развития детей. Одним из таких способов является организация школ полного дня.

Однако, школа полного дня наряду с решением ряда проблем создает и новые, прежде всего, связанные с трудностью обеспечить реализацию возможностей ребенка в одном образовательном учреждении, а также психологические проблемы, возникающие ввиду достаточно длительного пребывания детей в одном и том же коллективе.

Нивелировать эти проблемы в массовой школе сложно, как из-за неудовлетворительного материально-технического состоянии и нехватки подготовленных кадров, также отсутствия научно обоснованной системы личностно - ориентированного обучения детей как ведущего компонента современного образования, особенно в условиях школы полного дня.

В школе полного дня должен использоваться комплекс ресурсов: образовательных, материальных, человеческих, психологических, здоровьесберегающих, социальных, управленческих и др.

Исследуемая школа работает в экспериментальном режиме полного дня (09:00 – 18:30). Наполняемость классов до 10 человек. Набор помещений создает условия для изучения обязательных учебных дисциплин, а также дополнительных предметов по выбору обучающихся. Школа располагает набором помещений для спортивно-оздоровительной работы с детьми (3 современно оборудованных зала, тир, бассейн), для рекреаций (зимний сад). Создана возможность выбора спортивно-физкультурных и досуговых занятий с учетом интереса каждого ученика и его состояния здоровья. Организовано трехразовое, включая диетическое, горячее питание учащихся.

В школе имеет место формальное превышение по сравнению с существующими нормативами аудиторной нагрузки (от 2-х до 7-ми часов в неделю по разным возрастам). Однако при этом мы располагаем ресурсами для персонализации обучения и воспитания (малая наполняемость классов, личностно-ориентированная технология); для увеличения (по сравнению со стандартом) объема двигательной активности и психологического комфорта; реализации комплексной программы оздоровления детей в течение всего учебного года.

Используемые в школе организация и технологии обучения способствуют нормализации режима дня учащихся: меньшим затратам времени на подготовку домашних заданий, обеспечению возможности подготовки к поступлению в вузы и занятиям по интересам во внеурочное время в стенах школы.

Режим «школы полного дня» обеспечен значительным количеством часов двигательной активности, спортивными занятиями, плаванием, динамическими часами на свежем воздухе (аэрацией).

Расписание основных предметных часов составлено с учетом чередования интеллектуально активных часов с интеллектуально пассивными или разгрузочными, перемежаясь психологическими паузами, релаксацией.

Ежедневно проводится урок физкультуры - единый спортивный час (5 часов в неделю), разработка которого является результатом научно-методического исследования, секционные спортивные занятия (по интересам детей), занятия с психологом, ароматерапия, занятия кружков и студий дополнительного образования, развивающие мероприятия, индивидуальные занятия.

Подавляющее большинство (75-100%) обучающихся в начальных классах, удовлетворяют свою биологическую потребность в двигательной активности за счет организации различных спортивных игр, секций, плавания, хореографии и др. в рамках школы полного дня. Почти такое же количество младших школьников (58,3-100%) от 1,6 до 3,3 часа в неделю посещают кружки эстетической направленности в соответствии со своими интересами.

Одной из важных особенностей деятельности школы является комплексная оздоровительная работа с учащимися с учетом их состояния здоровья (фитопрофилактика и фитотерапия; профилактические курсы простудных и вирусных заболеваний с использованием гомеопатических препаратов; витаминопрофилактика (курсами 2 раза в год); лечебный массаж (курсами 2 раза в год); санация полости рта; диетическое питание (по медицинским показаниям); организация физиотерапевтических процедур (тубус-кварц); ежегодная противогриппозная вакцинация; формирование мотивации к здоровому образу жизни).

Весь этот комплекс мероприятий дает соответствующий положительный результат.

Динамические исследования умственной работоспособности учащихся 1-11 классов свидетельствуют, что повышенная по сравнению с традиционной суммарная учебно-воспитательная нагрузка в течение всего времени пребывания школьников в условиях полного дня не приводит у подавляющего большинства из них к переутомлению в динамике недели и года. Развивающееся в конце учебного дня утомление можно расценивать как «физиологическое», поскольку оно компенсируется рациональной организацией второй половины дня, которая предусматривает удовлетворение познавательных и спортивных интересов каждого учащегося. Все это способствует восстановлению умственной работоспособности школьников к началу следующего дня, о чем свидетельствуют высокие значения интегрального показателя работоспособности в утренних исследованиях.

Саногенетический мониторинг выявил преобладание доли детей с сбалансированным и достаточным уровнем функционирования сердечно - сосудистой, дыхательной систем, обменных процессов, обусловленных позитивным влиянием увеличенной двигательной активности учащихся на протяжении всего времени пребывания детей в школе, ее рациональной организации.

В школе отсутствуют дети, имеющие оценку «функционального напряжения» в состоянии миокарда, вариабельности сердечного ритма, АД и вариабельности АД, дыхательной системы и психомоторной координированности. В условно-нормальной популяции такие оценки регистрируются у 10% обследуемых.

Среди учащихся 79-80% школьников имеют нормальное физическое развитие, меньшее количество (13-16%) имеют дефицит массы тела. Избыток массы тела у обследованных детей встречается у 8,7-15,4% мальчиков 10-17 лет и 10,0-5,0% девочек 7-14 лет, в то время как эта проблема в последнее десятилетие не характерна для школьников г. Москвы (Ямпольская Ю.А., 2003).

В целом можно отметить, что наблюдается ряд положительных тенденций в физическом развитии мальчиков и девочек: 80% школьников имеют нормальное физическое развитие; меньшее число школьников имеют дефицит массы тела по сравнению с учащимися других школ нового вида; отсутствуют низкорослые дети; среди подростков более 90% имеют биологическое развитие, соответствующее календарному возрасту; по мере увеличения срока обучения в школе возрастает число школьников, имеющих функциональные показатели мышечной силы кистей рук и жизненной емкости легких выше среднего.

Среди учащихся экспериментальной школы, по сравнению с московскими школьниками, ниже общая распространенность функциональных нарушений; значительно меньше распространены функциональные изменения и хронические заболевания органов пищеварения и психической сферы, а также функциональные расстройства сердечно-сосудистой системы и эндокринно-обменные нарушения – избыток и дефицит массы тела; существенно ниже уровни острой заболеваемости и обострений хронических болезней, свидетельствующее о хорошем состоянии иммунной системы у детей и подростков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Опыт работы школы полного дня свидетельствует, что только личностно-ориентированное обучение, основным субъектом которого является ученик с присущими ему психо-физиологическими качествами и здоровьесберегающая среда школы позволяют реально влиять на формирование иммунологического потенциала детей и подростков, способствовать охране и укреплению здоровья подрастающего поколения.

Показана эффективность применения физиолого-гигиенически обоснованного расписания занятий детей в течение дня, организации питания, физического воспитания, лечебно-профилактической работы. Оптимальное санитарно-гигиеническое состояние образовательной среды обеспечивается достаточно высоким уровнем материально-технического оснащения образовательного пространства, т.е. ресурсного обеспечения в процессе личностно-ориентированного обучения в школе полного дня.

Предложены и обоснованы новые алгоритмы деятельности медико-психологических служб школы. Доказана необходимость работы центра психолого-педагогического сопровождения учеников с обязательным штатом возрастных психологов, логопедов, дефектологов, врачей в условиях школы полного дня.

Вернуться к списку статей...