ИННОВАЦИИ ШКОЛЫ

СИСТЕМА РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Вирабова А.Р.
Некоммерческое образовательное учреждение
«Частная гуманитарно-экономическая школа «Самсон»

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.03.01 г. № 224 в стране осуществляется эксперимент по модернизации образовательного процесса в общеобразовательной школе. Цель проводимого эксперимента заключается не только в повышении качества образования и совершенствования его структуры, но и в укреплении здоровья учащихся, и обеспечении психологического комфорта участникам образовательного процесса.

Сегодня обществом востребовано повышение качества образования, совершенствование его структуры, укрепление здоровья учащихся, и обеспечение психологического комфорта участникам образовательного процесса. Одним из главных побудительных мотивов модернизации школьного образования является существенное ухудшение состояния здоровья современных детей и подростков: увеличение заболеваемости практически по всем классам болезней, ухудшение физического развития, снижение уровня физической подготовленности школьников (Кучма В.Р., 2001, 2002, 2004; Макарова А.Ю., 2001; Степанова М.И., 2003; Куинджи Н.Н., 2000; Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Павлович К.Э., 2004).

Содержание и организация образовательного процесса обязательно должны соответствовать возрастным морфо-функциональным особенностям ученика. Подбор объема учебной нагрузки и уровня сложности изучаемого материала в соответствии с индивидуальными возможностями учащегося – главное требование к любой образовательной технологии, однако сложно реализуемое из-за отсутствия научно обоснованной системы личностно-ориентированного обучения детей как ведущего компонента современных здоровьесберагающих образовательных технологий.

Личностно-ориентированная здоровьесберегающая образовательная среда может быть полноценно сформирована в случае использования системы ресурсов, необходимых для её эффективного функционирования.

Здоровьесберегающие ресурсы системы образования включают целый ряд компонентов: материально-техническую базу (оснащенность спортивным инвентарем, спортивными залами, специальным (по возрасту) учебным оборудованием, мебелью, оборудованными медицинскими кабинетами и столовыми); финансовое обеспечение; нормативно-правовую базу; санитарно-гигиенические основы как фактор сохранения здоровья детей; соблюдение техники безопасности; психологический климат в коллективе; образование и все его компоненты; временной и пространственный фактор системы образования обеспечивает наибольшую эффективность процесса укрепления здоровья (около 15-20 человек находится в образовательном пространстве); вариативность содержания образования; педагоги, ведущие системную работу по укреплению здоровья школьников; образовательные учреждения, интегрирующие целостность процесса формирования культуры здоровья (Харисов Ф.Ф., 2003).

Целью нашей работы явилось физиолого-гигиеническое исследование в условиях естественного гигиенического эксперимента в течение 13 лет, личностно-ориентированного обучения детей в частной гуманитарно-экономической школе полного дня, включающее общую стратегию, структуру, образовательные технологии и ресурсы для её осуществления.

В работе использованы общепринятые методы исследований, включая гигиенические, антропометрические, клинико-статистические, физиолого-гигиенические, в том числе саногенетический мониторинг. Под наблюдением находились все учащиеся 1-11 классов (230 человек). Физиологические исследования проводились в динамике учебного дня, недели и года.

Условия работы в режиме полного дня (09:00 – 18:30). Наполняемость классов до 10 человек. Набор помещений возможен для изучения обязательных учебных дисциплин и дополнительных предметов по выбору обучающихся. Школа располагает набором помещений для спортивно-оздоровительной работы с детьми (3 современно оборудованных залов, тир, бассейн), для рекреаций (зимний сад). Создана возможность выбора спортивно - физкультурных и досуговых занятий с учетом интереса каждого учащегося и его состояния здоровья. Организовано трехразовое, включая диетическое, горячее питание учащихся.

Режим «школы полного дня» обеспечен значительным количеством часов двигательной активности, системой дополнительного образования, спортивными занятиями, динамическими часами на свежем воздухе, плаванием, аэрацией (динамические прогулки).

Расписание составлено с учетом чередования интеллектуально активных часов с интеллектуально пассивными или разгрузочными, перемежаясь психологическими паузами и релаксацией.

Ежедневно проводится урок физкультуры - единый спортивный час (5 часов в неделю), методическая разработка которого является объектом интеллектуальной собственности школы «Самсон»; секционные мероприятия (по интересам детей), занятия с психологом, ароматерапия, работа кружков и студий дополнительного образования, развивающие мероприятия, индивидуальные занятия.

В школе функционирует центр психолого-педагогического сопровождения учащихся, в который входит психологический, логопедический и медицинский отделы. Основными направлениями психологического сопровождения учащихся являются: стимулирование познавательной активности; развитие критического мышления, навыков самоанализа; коммуникабельности, сотрудничества, толерантности, ответственности, развитие рефлексивных и эмпатических способностей, навыков общения; разрешения жизненных проблем, саморегуляции, в том числе стрессоустойчивости, самоорганизации и самоопределения, чувства уверенности на основе адекватной самооценки.

Логопедический отдел способствует развитию сенсорных и моторных функций, кинестетической основы артикуляционных движений, мимической мускулатуры, интеллектуальных функций, эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности. Осуществляет коррекцию звуков, обучение грамоте, тематическое развитие речи и активизацию словаря, коррекцию чтения и письма.

Медицинский отдел проводит ежегодную диспансеризацию с участием 7 узких специалистов, лабораторных и клинических исследований, оказывает стоматологическую и профилактическую помощь, проводит занятия лечебной физкультурой, лечебный массаж. Основными направления в оздоровлении учащихся являются проведение индивидуальной целенаправленной круглогодичной программы, включающей коррекцию режима дня, питания, физические и медицинские курсы профилактики и оздоровления.

Используемые в школе организация и технологии обучения способствуют нормализации режима дня учащихся: увеличению двигательной активности, меньшим затратам времени на подготовку домашних заданий, обеспечению возможности подготовки к поступлению в вузы и занятиям по интересам во внеурочное время в стенах школы.

Подавляющее большинство (75-100%) обучающихся в начальных классах, удовлетворяют свою биологическую потребность в двигательной активности за счет организации различных спортивных мероприятий, плавания, хореографии и др. Почти такое же количество младших школьников (58,3-100%) от 1,6 до 3,3 часа в неделю посещают кружки эстетической направленности в соответствии со своими интересами.

Динамические исследования умственной работоспособности учащихся 1-11 классов свидетельствуют, что повышенная по сравнению с традиционной суммарная учебно-воспитательная нагрузка в течение всего времени пребывания школьников в условиях полного дня не приводит у подавляющего большинства из них к переутомлению в динамике недели и года. Развивающееся в конце учебного дня утомление можно расценивать как «физиологическое», поскольку оно компенсируется рациональной организацией второй половины дня, которая предусматривает удовлетворение познавательных и спортивных интересов каждого учащегося. Все это способствует восстановлению умственной работоспособности школьников к началу следующего дня, о чем свидетельствуют высокие значения интегрального показателя работоспособности в утренних исследованиях.

Саногенетический мониторинг выявил преобладание доли детей с сбалансированным и достаточным уровнем функционирования сердечно - сосудистой, дыхательной систем, обменных процессов, обусловленных позитивным влиянием увеличенной двигательной активности учащихся на протяжении всего времени пребывания детей в школе, ее рациональной организации.

В школе отсутствуют дети, имеющие оценку «функционального напряжения» в состоянии миокарда, вариабельности сердечного ритма, АД, дыхательной системы и психомоторной координированности. В условно-нормальной популяции такие оценки регистрируются у 10% обследуемых.

В уровне обмена веществ (по показателям лазерной корреляционной спектрометрии носоглоточных смывов) у большинства школьников выявлена либо норма, либо слабо выраженные сдвиги. Выраженные сдвиги метаболизма отмечены у 6 детей (у 2 – свидетельствуют об аллергизации, у 4 – об интоксикации).

В целом можно отметить, что наблюдается ряд положительных тенденций в физическом развитии мальчиков и девочек: 80% школьников имеют нормальное физическое развитие; меньшее число школьников имеют дефицит массы тела по сравнению с учащимися других школ нового вида; отсутствуют низкорослые дети; среди подростков более 90% имеют биологическое развитие, соответствующее календарному возрасту; по мере увеличения срока обучения в школе возрастает число школьников, имеющих функциональные показатели мышечной силы кистей рук и жизненной емкости легких выше среднего.

Среди учащихся экспериментальной школы, по сравнению с московскими школьниками, значительно меньше распространены функциональные нарушения и хронические заболевания органов пищеварения и психической сферы, а также функциональные расстройства сердечно-сосудистой системы и эндокринно-обменные нарушения – избыток и дефицит массы тела; существенно ниже уровни острой заболеваемости и обострений хронических болезней.

Сравнительный анализ функционального состояния организма и режима дня учащихся частной школы и их сверстников – учащихся московских гимназий выявил, что по большинству показателей, уровень адаптации, особенно на этапе обучения в основной школе, выше у обучающихся в нашей школе. Адекватность повышенной образовательной нагрузки возрастным и функциональным возможностям учащихся достигается за счет личностно-ориентированной образовательной среды в школе, оптимизации условий пребывания детей в ней.

Одной из важных особенностей деятельности школы является комплексная оздоровительная работа с учащимися с учетом их состояния здоровья (фитопрофилактика и фитотерапия; профилактические курсы простудных и вирусных заболеваний с использованием гомеопатических препаратов; витаминопрофилактика (курсами 2 раза в год); лечебный массаж (курсами 2 раза в год); санация полости рта; диетическое питание (по медицинским показаниям); организация физиотерапевтических процедур (тубус-кварц); ежегодная противогриппозная вакцинация; формирование мотивации к здоровому образу жизни).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Гипотеза о том, что формирование личностно-ориентированной образовательной среды, основным субъектом которой выступает ученик с присущими ему психо-физиологическими качествами, должно происходить в построении образовательного процесса школы с обязательной значительной долей участия здоровьесберегающего компонента, нашла своё подтверждение в результативной работе общеобразовательной школы «Самсон» в течение 13 лет.

Личностно-ориентированный здоровьеохраняющий и развивающий образовательный процесс должен иметь одно из 3-х составляющих направлений - здоровьесберегающее, т.е.:

  • процесс обучения;
  • процесс воспитания;
  • процесс сохранения здоровьесберегающего потенциала.

ВЫВОДЫ:

  1. Повышенная по сравнению с традиционной суммарная учебно-воспитательная нагрузка в течение всего времени пребывания школьников в условиях полного дня в школе не приводит к переутомлению в динамике недели и года, т.е. в основном соответствует их возрастным возможностям и не нарушает нормальный ход психофизиологического развития. Рациональная, с гигиенической точки зрения, организация второй половины дня способствует восстановлению умственной работоспособности школьников к началу следующего дня, о чем свидетельствуют высокие значения интегрального показателя работоспособности в утренних исследованиях.
  2. Показана эффективность валеологического расписания, организации питания, физического воспитания и медицинской лечебно-профилактической работы, санитарно-гигиенического состояния образовательной среды, высокого уровня материально-технического оснащения образовательного пространства, т.е. ресурсного обеспечения процесса личностно-ориентированного обучения в школе полного дня.
  3. Показано значение личностно-ориентированного воспитательного процесса для полноценного развития личности, её социально-нравственного здоровья, гуманизации.

    Концептуально обоснован новый подход в реализации здоровьесберегающей образовательной технологии на основе личностно-ориентированного обучения детей и подростков в условиях общеобразовательной школы.

  4. Состояние здоровья обучающихся по личностно-ориентированной системе характеризуется по сравнению с московскими школьниками значительно меньшим распространением функциональных нарушений и хронических заболеваний органов пищеварения и психической сферы, а также функциональных расстройств сердечно-сосудистой системы и эндокринно-обменных нарушений, существенно более низкими уровнями острой заболеваемости и обострений хронических болезней.
  5. Личностно-ориентированная стратегия обучения с достаточным ресурсным обеспечением влияния на функциональное состояние организма (умственная работоспособность и ее вегетативное обеспечение, саногенетический статус), позволяет оценить её как способствующую сохранению и укреплению здоровья.
  6. Предложены и обоснованы новые алгоритмы деятельности медико-психологических служб школы. Доказана необходимость работы центра психолого-педагогического сопровождения учеников с обязательным штатом возрастных психологов, логопедов, дефектологов, врачей в условиях личностно-ориентированного подхода в образовательной школе.
  7. Общеобразовательная школа не только обучает, на мой взгляд её основная задача - формирование личности, личности физически, социально и нравственно здоровой, интеллектуальной и гуманной, интеллигентной и воспитанной, умеющей аналитически мыслить, видеть и решать проблемы. Из личностей состоит общество. Если школа выполнит поставленные перед ней социальные задачи, наше Российское общество будет во всех смыслах здоровым, процветающим и перспективным.

Вернуться к списку статей...