ИННОВАЦИИ ШКОЛЫ

ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ

В сложившейся ситуации, когда общество практически потеряло поколение абсолютно здоровой молодёжи, здоровьесберегающая направленность проводимой модернизации школьного образования сближает профессиональные интересы медиков, педагогов и психологов.

Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативной всем другим системам и подходам.

Содержание и организация обучения всегда должны соответствовать возрастным морфо-функциональным особенностям учащихся. Подбор объема учебной нагрузки и уровня сложности изучаемого материала в соответствии с индивидуальными возможностями ученика – одно из главных и обязательных требований к любой образовательной технологии, определяющей характер ее влияния на здоровье учащегося.

Мы обосновали систему и физиолого-гигиенические принципы личностно-ориентированного обучения в условиях ресурсного обеспечения полноценного формирования и динамичного развития здоровьесберегающей образовательной среды в гуманитарно-экономической общеобразовательной школе, функционирующей 13 лет, с возможностью развития каждого ученика в соответствии с его интересами и состоянием здоровья.

Школа работает в режиме полного дня (09:00 – 18:30). Наполняемость классов до 10 человек. Набор помещений создает условия для изучения обязательных учебных дисциплин, дополнительных предметов по выбору, проведения спортивно-оздоровительной работы с детьми (3 современно оборудованных залов, тир, бассейн), для рекреаций (зимний сад). Создана возможность выбора спортивно - физкультурных и досуговых занятий. Организовано трехразовое, включая диетическое, горячее питание.

Режим «школы полного дня» обеспечен значительным количеством часов двигательной активности, спортивными занятиями, плаванием, динамическими часами на свежем воздухе (аэрацией).

Расписание учебного дня составлено с учетом чередования интеллектуально активных часов с интеллектуально пассивными или разгрузочными, перемежаясь психологическими паузами, релаксацией.

Ежедневно проводится урок физкультуры - единый спортивный час (5 часов в неделю), разработка которого является результатом научно-методического исследования, секционные спортивные занятия (по интересам детей), занятия с психологом, ароматерапия, занятия кружков и студий дополнительного образования, развивающие мероприятия, индивидуальные занятия.

Используемые в школе организация и технологии обучения способствуют нормализации режима дня учащихся: увеличению двигательной активности, меньшим затратам времени на подготовку домашних заданий, обеспечению возможности подготовки к поступлению в вузы и занятиям по интересам во внеурочное время в стенах школы.

Подавляющее большинство (75-100%) обучающихся в начальных классах, удовлетворяют свою биологическую потребность в двигательной активности за счет организации различных спортивных игр, секций, плавания, хореографии и др. в рамках школы полного дня. Почти такое же количество младших школьников (58,3-100%) от 1,6 до 3,3 часа в неделю посещают кружки эстетической направленности.

Динамические исследования умственной работоспособности учащихся 1-11 классов свидетельствуют, что повышенная по сравнению с традиционной суммарная учебно-воспитательная нагрузка в течение всего времени пребывания школьников в условиях полного дня не приводит у подавляющего большинства из них к переутомлению в динамике недели и года.

Саногенетический мониторинг выявил преобладание доли детей с сбалансированным и достаточным уровнем функционирования сердечно - сосудистой, дыхательной систем, обменных процессов.

В школе отсутствуют дети, имеющие оценку «функционального напряжения» в состоянии миокарда, вариабельности сердечного ритма, АД, дыхательной системы и психомоторной координированности. В условно-нормальной популяции такие оценки регистрируются у 10-15% обследуемых.

В целом можно отметить, что наблюдается ряд положительных тенденций в физическом развитии мальчиков и девочек: 80% школьников имеют нормальное физическое развитие; меньшее число школьников имеют дефицит массы тела по сравнению с учащимися других школ нового вида; отсутствуют низкорослые дети; среди подростков более 90% имеют биологическое развитие, соответствующее календарному возрасту; по мере увеличения срока обучения в школе возрастает число школьников, имеющих функциональные показатели мышечной силы кистей рук и жизненной емкости легких выше среднего.

Сравнительный анализ функционального состояния организма и режима дня учащихся нашей школы и их сверстников – учащихся московских гимназий выявил, что по большинству показателей, уровень адаптации, особенно на этапе обучения в основной школе, выше у обучающихся в экспериментальной школе.

Одной из важных особенностей деятельности школы «Самсон» является комплексная оздоровительная работа с учащимися с учетом их состояния здоровья (фитопрофилактика и фитотерапия; профилактические курсы простудных и вирусных заболеваний с использованием гомеопатических препаратов; витаминопрофилактика (курсами 2 раза в год); лечебный массаж (курсами 2 раза в год); санация полости рта; диетическое питание (по медицинским показаниям); организация физиотерапевтических процедур (тубус-кварц); ежегодная противогриппозная вакцинация; формирование мотивации к здоровому образу жизни).

Задачи школы в охране и укреплении здоровья школьников можно разделить на две части. Первая - создание в школе условий, которые не ухудшают здоровье, а способствовуют его сохранению и укреплению. Вторая - создание в школе системы работы по формированию ценности здоровья, здорового образа жизни, профилактики рисков здоровья, эффективного использования физической культуры.

Выдвинутая гипотеза о том, что формирование личностно-ориентированной образовательной среды, основным субъектом которой выступает ученик с присущими ему психо-физиологическими качествами, должно происходить в построении образовательного процесса школы с обязательной значительной долей участия здоровьесберегающего компонента, нашла своё подтверждение в результативной работе общеобразовательной школы «Самсон» в течение 13 лет.

Показана эффективность валеологического расписания, организации питания, физического воспитания и медицинской лечебно-профилактической работы, санитарно-гигиенического состояния образовательной среды, высокого уровня материально-технического оснащения образовательного пространства.

Предложены и обоснованы новые алгоритмы деятельности медико-психологических служб школы. Доказана необходимость работы центра психолого-педагогического сопровождения учеников с обязательным штатом возрастных психологов, логопедов, дефектологов, врачей в условиях личностно-ориентированного подхода в образовательной школе полного дня.

Концептуально обоснован новый подход в реализации здоровьесберегающей образовательной технологии на основе личностно-ориентированного обучения детей и подростков в условиях общеобразовательной школы.

Вернуться к списку статей...