ИННОВАЦИИ ШКОЛЫ

МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Вирабова А.Р.
(НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН,
НОУ «Частная гуманитарно-экономическая школа «Самсон», Москва)

Сегодня обществом востребовано не только повышение качества образования и совершенствование его структуры, но и укрепление здоровья учащихся, и обеспечение психологического комфорта участникам образовательного процесса. Одним из главных побудительных мотивов модернизации школьного образования является существенное ухудшение состояния здоровья современных детей и подростков: увеличение заболеваемости практически по всем классам болезней, ухудшение физического развития, снижение уровня физической подготовленности школьников (Кучма В.Р., 2001, 2002, 2004; Макарова А.Ю., 2001; Степанова М.И., 2003; Куинджи Н.Н., 2000; Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Павлович К.Э., 2004).

Целью настоящего исследования явилось физиолого-гигиеническое обоснование в условиях естественного гигиенического эксперимента в течение 13 лет личностно-ориентированного обучения детей в частной гуманитарно-экономической школе полного дня, включающее общую стратегию, структуру, образовательные технологии и ресурсы для её осуществления.

В работе использованы общепринятые методы исследований, включая гигиенические, антропометрические, клинико-статистические, физиолого-гигиенические, в том числе саногенетический мониторинг. Под наблюдением находились все учащиеся 1-11 классов (230 человек). Физиологические исследования проводились в динамике учебного дня, недели и года.

Школа работает в условиях полного дня (09:00 – 18:30). Наполняемость классов до 10 человек. На одного педагога в школе приходится 2,1 ребенка. Набор помещений создает условия для изучения обязательных учебных дисциплин, а также дополнительных предметов по выбору обучающихся, в соответствии с их интересами и дифференциацией по направлениям для углубленного изучения одного – двух – трех предметов. Школа располагает набором помещений для спортивно-оздоровительной работы с детьми (3 современно оборудованных зала, тир, бассейн), для рекреаций (зимний сад). Создана возможность выбора спортивно-физкультурных и досуговых занятий с учетом интереса каждого учащегося и его состояния здоровья.

В школе функционирует центр психолого-педагогического сопровождения учащихся, в который входит психологический, логопедический и медицинский отделы. Основными направлениями психологического сопровождения учащихся являются: стимулирование познавательной активности; развитие критического мышления, навыков самоанализа; формирование умения жить в обществе, сотрудничать; развитие толерантности (терпимости к другим людям, другим точкам зрения); развитие рефлексивных и эмпатических способностей; формирование ответственности; развитие навыков общения; обучение разрешению жизненных проблем; тренировка навыков саморегуляции, в том числе развитие стрессоустойчивости; формирование чувства уверенности на основе адекватной самооценки; развитие навыков самоорганизации; образование и тренировка умений в области самоопределения. Логопедический отдел способствует коррекционному развитию сенсорных и моторных функций; формирование кинестетической основы артикуляционных движений; развитие мимической мускулатуры; развитие интеллектуальных функций; развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности; формирование черт гармоничной и незакомплексированной личности, уважения, критичности, самооценки; осуществляет коррекционное обучение по четырем направлениям: коррекция звуков; обучение грамоте; тематическое развитие речи и активизация словаря; коррекция чтения и письма. Медицинский отдел проводит ежегодную диспансеризацию с участием узких специалистов, лабораторных и клинических исследований, оказывает стоматологическую и профилактическую помощь, проводит занятия лечебной физкультурой, лечебный массаж. Основными направления в оздоровлении учащихся являются проведение индивидуальной целенаправленной круглогодичной программы, включающей коррекцию режима дня, коррекцию питания, физические методы профилактики оздоровления, медицинские курсы профилактики.

Подавляющее большинство (75-100%) обучающихся удовлетворяют свою биологическую потребность в двигательной активности за счет организации различных спортивных игр, секций, плавания, хореографии и др. в рамках школы полного дня.

Питание в школьной столовой осуществляется в одну смену. Меню трехразового питания (завтрак, обед и полдник) разработано в соответствии с возрастными нормами, сбалансировано по содержанию белков, жиров и углеводов, калорийности блюд.

Педагогические (методические) приёмы включают: наличие в содержательной части урока целеполагания, вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни учащихся; формирование ценностей здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; соблюдение количества (4-7) видов учебной деятельности (опрос, слушание, письмо, ответы на вопросы, самостоятельная работа и т.д.) и частоты чередования различных видов учебной деятельности (7-10 минут); обучение с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и др.); персонализированный подход к учащимся с учетом личностных возможностей; выбор педагогических технологий, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся; создание ситуации успеха на уроке; контроль научности изучаемого материала; контроль плотности урока.

Здоровьесберегающие технологии позволяют обеспечить высокий уровень работоспособности детей, что можно проиллюстрировать на примере начальной школы. Анализ показателей умственной работоспособности учащихся начальных классов в динамике года (середина и конец учебного года) по средним данным за неделю выявил повышение уровня работоспособности к концу учебного года. Увеличилась скорость выполнения корректурных тестов с одновременным улучшением качества выполнения работ. Так, число просмотренных знаков увеличилось с 190,2±2,9 до 215,9±2,7, а число ошибок уменьшилось с 9,19±0,16 в феврале до 8,1±0,15 в апреле. Отмечалась тенденция к улучшению качественных показателей умственной работоспособности (несколько увеличилось число отличных и хороших работ, а неудовлетворительных и плохих – уменьшилось, соответственно несколько увеличился и интегральный показатель работоспособности – коэффициент преобладания «П» – с 1,1 до 1,26 усл.ед.).

Вегетативное обеспечение умственной работоспособности позволяет определить «физиологическую стоимость» школьных требований к организму детей (Куинджи Н.Н., 2000) и оценивалось нами по характеру изменений реакций со стороны ведущей – сердечно-сосудистой – системы. Число неблагоприятных реакций артериального давления (АД) в ответ на учебную нагрузку снизилось в 1,5 раза – с 50,0% в середине учебного года до 34,6% в конце. Причем эти цифры существенно ниже, чем в муниципальных образовательных учреждениях – 60,0-80,0%. Анализ дневной динамики работоспособности школьников выявил постепенное снижение ее уровня от утренних данных к вечерним (1700).

На протяжении всей недели умственная работоспособность оставалась на достаточно высоком уровне. Коэффициент «П», отражающий работоспособность всего коллектива, колебался от 1,05 усл. ед. в понедельник до 1,48 усл. ед. в четверг. И только в пятницу он снижался до 0,85 усл. ед., причем его значение приближалось к пороговому уровню (1,0 усл. ед.). Т.о., кумуляции утомления к концу недели не наблюдалось.

Саногенетический мониторинг выявил преобладание доли детей со сбалансированным и достаточным уровнем функционирования сердечно-сосудистой, дыхательной систем, обменных процессов, обусловленным позитивным влиянием увеличенной двигательной активности учащихся на протяжении всего времени пребывания детей в школе, ее рациональной организации (разнообразие спортивных кружков и возможность выбора, наличие бассейна в школе, тренажерный и хореографический залы, рациональное питание, фитотерапия и др.).

Вернуться к списку статей...