ИННОВАЦИИ ШКОЛЫ

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ -
ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИИ

докт. мед. наук Вирабова А.Р.
Некоммерческое образовательное учреждение
«Частная гуманитарно-экономическая школа «Самсон»

Основой будущего процветания нашего государства в эпоху смены ценностей многих идеалов может стать только конкурентоспособное образование. Приумножая опыт, накопленный отечественной системой образования, необходимо воссоздать заново славу российских гимназий и университетов, сохранить фундаментальность трехуровневой системы школьного, вузовского и послевузовского образования. Чтобы превратить нашу пережившую слишком много потрясений страну в разумное и могучее государство нового тысячелетия, необходимо вырастить поколение граждан России, способных видеть и решать любые проблемы XXI века.

Решение этих задач является основной целью современного образования России. Каждый выпускник, выходя из своей alma mater, должен обладать не только отличным уровнем знаний, высоким интеллектом, умением оперативно работать с информацией, аналитически мыслить, но и крепким физическим и нравственным здоровьем, отличным воспитанием, что весьма немаловажно и крайне редко для нынешнего молодого поколения.

В сложившейся ситуации, когда общество практически потеряло поколение абсолютно здоровой молодежи, здоровьесберегающая направленность проводимой модернизации образования сближает профессиональные интересы медиков, педагогов и психологов.

Концепция современного подхода и требований к образовательным технологиям предусматривает взамен традиционной формы академичного образования, строящейся по принципу субъект-объектных отношений педагога и обучающегося технологию формирования субъект-субъектных взаимоотношений между участниками образовательного процесса, базируясь на принципах диалога и сотрудничества, учитывая персональные психологические характеристики личности, с получением емкого коэффициента качественных знаний, умений и навыков, хорошего уровня обученности, профессиональной подготовленности и высокого процента остаточных знаний.

Достижение высоких результатов потребовало изменения содержания и технологий образования, перехода к личностно-ориентированной здоровьесберегающей педагогике. Но эта система образования, как впрочем и всякая другая, должна строиться не на пустом месте, а опираться на традиционную систему образования, мудрость народного воспитания, труды отечественных и зарубежных философов, психологов, педагогов, гигиенистнов.

Думаю, что именно такая система образования в настоящее время развивается в нашей стране. Уже возникают школы и высшие учебные заведения нового типа, созданные именно для того, чтобы сформировать физически и нравственно здоровую личность, которая необходима государству сегодня. К таким школам можно отнести школу полного дня, которая кстати решает еще и проблему детской беспризорности и безнадзорности, школу, содействующую сохранению и укреплению здоровья. Мощным средством активизации учебного процесса является научно-исследовательская деятельность обучающихся с широким использованием информационных технологий. Пока таких учебных заведений недостаточно, что объясняется нехваткой высокопрофессиональных педагогов новой формации.

Особое внимание в образовательных учреждениях надо уделять воспитанию, построению высокомотивационной обучающей среды и укреплению в сознании молодежи престижности качественного образования. Без воспитания нет мотивации, без мотивации нет обучения. Жизнь требует от нас создания образовательного пространства, где приоритетное внимание уделялось бы процессу формирования нового человека физически и психически здорового, обладающего лидерскими качествами, эрудированного, с широким кругозором, высоконравственного, гуманного, умеющего аналитически мыслить, результатами своих достижений завоевывать авторитет в обществе, доказывать правильность своих позиций. Еще И.Кант когда-то сказал, что учить надо не мыслям, а мыслить.

Что такое образование? Образование готовит людей к жизни, к работе, к творчеству. Образование формирует личность. Через души и руки учителей - проходит каждый! Поэтому у образования особое место в обществе, особенное предназначение. Относительно экономики государства, считаю, что образование - наиглавнейшая отрасль экономики. Оно определяет уровень развития общества, страны, творческую элиту, менталитет граждан. Образовательный уровень россиян напрямую связан с их интеллектуальным уровнем и потенциальными возможностями. Изменить ситуацию в образовательном пространстве России вполне возможно. Необходимо определить государственную концепцию, которая заключается в повышении уровня российского общества: уровня жизни, уровня образованности, уровня производства, уровня культуры, в т.ч. культуры взаимоотношений. В каждом процессе есть причинно-следственная связь. Если сегодня общество еще не в полной мере готово к позитивным преобразованиям, то, на мой взгляд, нужно выяснить, почему и что надо сделать, чтобы изменить ситуацию. Люди не совсем готовы к общественным преобразованиям, потому что плохо сформирована, образована и воспитана личность, т.е опять обращаюсь к проблемам, решение которых находится в компетенции образовательных учреждений.

Модернизация образовательной системы активизирует педагогов на поиск новых методических средств, а возникающие в практике и науке инновации, в свою очередь, обеспечивают решение проблем модернизации образования. Для нашего государства главным сейчас является развитие конкурентоспособного образования, обеспечивающего создание сильной России. Таким образом модернизация образования - фактор развития инновационных процессов в России.

В заключение хочу сказать, что от нас, педагогов, от состояния Российского, Европейского и мирового образования в целом зависит устойчивое развитие социума, завтрашний день нашего государства, Европы и всего мирового сообщества.

Вернуться к списку статей...