ИННОВАЦИИ ШКОЛЫ

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ
В ШКОЛЕ НА РЕСУРСНОЙ ОСНОВЕ

докт. мед. наук Вирабова А.Р.
Некоммерческое образовательное учреждение
«Частная гуманитарно-экономическая школа «Самсон»

Одним из главных побудительных мотивов проводимой модернизации школьного образования является существенное ухудшение состояния здоровья современных детей и подростков.

В сложившейся ситуации, когда общество практически потеряло поколение абсолютно здоровой молодёжи, здоровьесберегающая направленность проводимой модернизации школьного образования сближает профессиональные интересы медиков, педагогов и психологов.

Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативной всем другим системам и подходам.

Содержание и организация обучения всегда должны соответствовать возрастным морфо-функциональным особенностям учащихся. Подбор объема учебной нагрузки и уровня сложности изучаемого материала в соответствии с индивидуальными возможностями ученика – одно из главных и обязательных требований к любой образовательной технологии, определяющей характер ее влияния на здоровье учащегося.

В нашей школе используется комплексная система воздействия, составляющими которой являются процессы, методы, предметы, объекты, субъекты, ценности, возможности, т.е. средства (ресурсы), необходимые для полноценного формирования, развития и эффективного функционирования личностно-ориентированной здоровьесберегающей образовательной среды.

Использование ресурсных возможностей, включающих образовательные ресурсы, материальные, человеческие, психологические, здоровьесберегающие, социальные, управленческие, временные, природные, информационные должно быть концептуально обосновано, и в большей степени актуализируется в связи с принятием Правительством Российской Федерации постановления «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» (2004), становясь одним из основных направлений модернизации российской общеобразовательной школы и находясь на стыке интересов основных национальных проектов: медицинского, образовательного и демографического.

Здоровьесберегающая образовательная среда, концептуально направленная на сохранение имеющегося здоровья, по принципу «не навреди», укрепление и развитие здоровья, профилактику острых и хронических заболеваний и контроль состояния предболезни а также формирование отношения к своему здоровью, ценности здорового образа жизни, мотивации к участию в процессе сохранения и укрепления здоровья; использует систему ресурсов, каждый из которых в отдельности не может справиться с поставленными задачами, а в системе ресурсы интегрируя свой потенциал дают новый саногенетически подтвержденный результат, - реформируя здоровьесберегающую образовательную среду в здоровьесозидающую.

В своем исследовании мы ставим целью рассмотрение вопросов об управлении ресурсами для полноценного формирования здоровьесбережения.

Под здоровьесберегающими ресурсами следует понимать факторы, влияющие на формирование здоровьесберегающей образовательной среды с использованием арсенала медицинских средств для системной диспансеризации, морфо-функциональных исследований, профилактической работы и лечения выявленных патологий или состояния предболезни учащихся; участие в формировании новой компетенции приоритетности осознания здорового образа жизни у учителя и всех участников образовательного процесса; участие в формировании персональной траектории психолого-педагогического сопровождения учеников. Т.е. цель использования здоровьесберегающих ресурсов:

  1. Создание в школе условий, не ухудшающих здоровье, а способствующих его сохранению и укреплению;
  2. Создание в школе системы работы по формированию ценности здоровья, здорового образа жизни, профилактики рисков здоровья, эффективности использования физической культуры.

Здоровьесберегающие ресурсы школы «Самсон» имеют медицинское обеспечение, включающее ежегодные медицинские осмотры (диспансеризация) всех детей 7ю узкими специалистами, клинико-лабораторное обследование, профилактику простудных и вирусных заболеваний, фитопрофилактику и фитотерапию, витаминопрофилактику, лечебный массаж, санацию полости рта, диетическое питание (по медицинским показаниям), физиотерапевтические процедуры, формирование мотивации к здоровому образу жизни.

Нами предложена и внедрена система рефлексивного управления школой в условиях личностно-ориентированного здоровьесберегающего процесса обучения. Учитывая необходимость использования совокупности ресурсов для достижения цели здоровьесохранения и развития, мы определили концептуальность личностно-ориентированного здоровьесберегающего образовательного процесса школы «Самсон», который состоит из 3х основных составляющих: процесса обучения, процесса воспитания и процесса сохранения здоровьесберегающего потенциала. Каждое из направлений имеет собственную систему деятельности и развития. Интегрируясь эти процессы выполняют триединую основную задачу воспитания и развития ребенка для достижения цели – формирования полноценной, грамотной, интеллигентной, гуманной, аналитически мыслящей личности ученика, способного видеть и решать проблемы современного мира – достойного гражданина будущего Российского общества.

Ведущим условием создания устойчивого развития здоровьесберегающего образовательного пространства школы является постоянное совершенствование ресурсов, среди которых главным является повышение профессиональной компетентности учителей и медицинского персонала в области педагогики.

Общеобразовательная школа не только обучает, на мой взгляд ее основная задача – формирование личности, личности физически, социально и нравственно здоровой, интеллектуальной и гуманной, интеллигентной и воспитанной, умеющей аналитически мыслить, видеть и решать проблемы. Из личностей состоит общество. Если школа выполнит поставленные перед ней социальные задачи, наше Российское общество будет во всех смыслах здоровым, процветающим и перспективным.

Вернуться к списку статей...