ИННОВАЦИИ ШКОЛЫ

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ
И ПОДРОСТКОВ: КОНЦЕПЦИЯ, СТРУКТУРА,
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИ, РЕСУРСЫ

Доктор медицинских наук Вирабова А. Р.

Сегодня обществом востребовано не только повышение качества образования и совершенствование его структуры, но и укрепление здоровья учащихся, обеспечение психологического комфорта участникам образовательного процесса. Актуальность нашей работы обусловлена отсутствием комплексных исследований по физиолого-гигиенической оценке личностно-ориентированного обучения, которое призвано стать одним из основных направлений модернизации российской общеобразовательной школы и находится на стыке интересов основных национальных проектов: медицинского, образовательного и демографического.

Цель настоящего исследования – на основе современного понимания «здоровьесберегающие образовательные технологии» научно обосновать гигиенические принципы организации личностно-ориентированного обучения в условиях современной общеобразовательной школы, изучить основные тенденции изменения функционального состояния организма и здоровья детей в процессе личностно-ориентированного обучения.

Принимая во внимание процессы интеграции российского образования в европейское (Болонский процесс), и не только по содержанию, но и формам, а также осознание обществом необходимости полноценного финансирования школы, адекватного запросам модернизируемого образования, работа важна для перспектив реального внедрения здоровьесберегающих образовательных технологий в школы Российской Федерации.

В работе использованы общепринятые методы исследований, включая гигиенические, антропометрические, клинико-статистические, физиолого-гигиенические, в том числе саногенетический мониторинг. Под непосредственным наблюдением находились 230 учащихся 1-11 классов. Физиологические исследования проводились в динамике учебного дня, недели и года. Суммарно собран материал и проанализированы показатели функционального состояния организма и состояния здоровья около одной тысячи учащихся различных образовательных учреждений. Всего подвергнуто статистической обработке и анализу свыше 15 тысяч показателей.

Школа, реализующая личностно-ориентированное обучение, работает в режиме полного дня (09:00 – 18:30). Наполняемость классов до 10 человек. На одного педагога приходится 2,1 учащегося. Набор помещений создает условия для изучения обязательных учебных дисциплин, а также дополнительных предметов по выбору обучающихся. Школа располагает набором помещений для спортивно-оздоровительной работы с детьми (3 современно оборудованных зала, бассейн, тир, 2 спортплощадки на территории школы), для рекреаций (зимний сад). Создана возможность выбора спортивно-физкультурных и досуговых занятий детей.

Педагогический процесс построен по системе преемственности обучения, при проведении уроков используется от 4 до 7 видов учебной деятельности (опрос, слушание, письмо, ответы на вопросы, самостоятельная работа и т.д.). Они регулярно (через 7-10 минут) чередуются. Используются задачно-целевая, адаптивная, рефлексивная и другие формы поурочного обучения. Используются ведущие каналы восприятия информации учениками (аудиовизуальный, кинестетический и др.). Обеспечивается персонализированный подход к учащимся с учетом личностных возможностей. Осуществляется выбор педагогических технологий, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учеников.

В школе используются игровые педагогические технологии, технологии интенсификации обучения, перспективно-опережающего обучения, проектно-исследовательская деятельность и технология по модели «ученик – класс».

Специфика организации учебно-воспитательного процесса заключается в превышении по сравнению с существующими нормативами аудиторной нагрузки (от 2-х до 7-ми часов в неделю по разным возрастам), однако наличие ресурсного обеспечения для персонализации обучения и воспитания (малая наполняемость классов, личностно-ориентированная технология, современное учебное оборудование, психологический комфорт) и увеличение (по сравнению с привычной) объема двигательной активности, успешно нивелируют этот процесс.

Обоснованы и внедрены новые педагогические технологии в области физической культуры, «единый спортивный час» (5 часов физкультуры в неделю), реализующий рекомендации ВОЗ по двигательной активности, разработка которого является интеллектуальной собственностью школы «Самсон», уроки физической культуры с образовательной и тренирующей направленностью, динамические прогулки, занятия ЛФК, индивидуальные занятия с учащимися, дающие выраженный эффект.

Подавляющее большинство (75-100%) обучающихся в начальных классах удовлетворяют свою биологическую потребность в двигательной активности за счет организации в рамках школы полного дня различных спортивных игр, секций плавания, хореографии и др.

В процессе обучения, высокого уровня развития физических качеств достигли 39% учащихся, что на 21% выше, чем в начале учебного года, одновременно на 5% сократилось количество учащихся с низким уровнем физической подготовленности.

Обосновано и внедрено медицинское обеспечение, включающее: ежегодный диспансерный осмотр всех детей 7ю узкими специалистами, клинико-лабораторное обследование; профилактику простудных и вирусных заболеваний; фитопрофилактику и фитотерапию; витаминопрофилактику; лечебный массаж; санацию полости рта; диетическое питание (по медицинским показаниям); физиотерапевтические процедуры; формирование мотивации к здоровому образу жизни.

Психологическая служба школы на основе разработанных принципов обеспечивает создание эмоционального комфорта и условий для самовыражения, самосознания и саморазвития каждого учащегося; гуманизацию школьных отношений, выстраивание гармоничных взаимоотношений между детьми, педагогами и родителями; определение возможностей и личностного потенциала каждого ученика, выявление генетически обусловленных способностей, их развитие и превращение в условиях психолого-педдагогического сопровождения в качества перспективной успешности; стимулирование инновационно-образовательной деятельности педагогов, связанной с внедрением личностно ориентированных и эффективных психологических технологий в практику образования.

Оценка интеллектуального потенциала показывает, что личностно-ориентированное обучение обеспечивает средний и выше среднего уровень интеллектуального развития у 74-84% учащихся 1-4-х классов, 100% учащихся 5-6-х классов, 87,5-100% учащихся 7-8-х классов и 93-98% старшеклассников, а его повышение в процессе обучения наблюдается во всех возрастных группах.

Результирующим показателем деятельности любой школы является уровень обученности и воспитанности учеников. Государственная аттестация, проводимая Департаментом образования г.Москвы, базового уровня освоения знаний и умений учащихся за курсы начальной, основной и старшей школы, показал высокий уровень обученности по всем предметам.

Расходы на обучение одного учащегося по системе личностно-ориентированного образования в школе «Самсон», являющиеся важным компонентом ресурсного обеспечения, составляют от 310 до 350 тысяч рублей в год. Для сравнения: затраты на обучение одного ученика (без капитальных вложений и арендных платежей за помещения) в общеобразовательной школе составляет 30,7 тыс. рублей, а в лицее, школе здоровья – 50,7 тыс. рублей.

Нами установлено, что в суточном бюджете времени учащихся 1-11 классов отмечается дефицит ночного сна и пребывания на воздухе, заполнение домашнего досуга просмотром телепередач и занятиями с компьютером, что характерно для всей современной популяции школьников. Однако используемые в школе организация и технологии обучения способствуют нормализации режима дня учащихся: меньшим затратам времени на подготовку домашних заданий, обеспечению возможности подготовки к поступлению в вузы и занятиям по интересам во внеурочное время в стенах школы.

Внедренные нами здоровьесберегающие педагогические технологии личностно-ориентированного обучения позволяют обеспечить высокий уровень работоспособности детей, что можно проиллюстрировать на примере начальной школы. Анализ показателей умственной работоспособности учащихся начальных классов в динамике года по средним данным выявил повышение уровня работоспособности к концу учебного года. Увеличилась скорость выполнения корректурных тестов с одновременным улучшением качества их выполнения. Отмечалась тенденция к улучшению качественных показателей умственной работоспособности (увеличилось число отличных и хороших работ, а неудовлетворительных и плохих – уменьшилось, соответственно увеличился и интегральный показатель работоспособности – коэффициент преобладания «П» – с 1,1 до 1,26 усл.ед.).

Вегетативное обеспечение умственной работоспособности позволяет определить «физиологическую стоимость» школьных требований к организму детей. Число неблагоприятных реакций артериального давления (АД) в ответ на учебную нагрузку снизилось в 1,5 раза – с 50% в середине учебного года до 35% в его конце. Причем эти цифры существенно ниже, чем данные в муниципальных образовательных учреждениях, в которых они составляют 60-80%.

Динамические исследования умственной работоспособности учащихся свидетельствуют об отсутствии у подавляющего большинства учеников переутомления в динамике недели и учебного года.

Установлено, что при личностно-ориентированном обучении меньше детей с повышенным и высоким уровнем невротизма (63% против 74%). Это, на наш взгляд, объясняется психологически комфортным микроклиматом в коллективе, учетом индивидуальных познавательных особенностей, отказом от авторитарного стиля в общении с учениками.

Определение свободного кортизола в слюне учащихся показало, что его концентрация в подавляющем большинстве случаев соответствует возрастным нормативам, что указывает на высокую степень адаптации учеников к образовательным нагрузкам.

Саногенетический мониторинг выявил преобладание доли детей со сбалансированным и достаточным уровнем функционирования сердечно-сосудистой, дыхательной систем, обменных процессов.

В школе отсутствуют дети, имеющие оценку «функционального напряжения» в состоянии миокарда, вариабельности сердечного ритма, АД, дыхательной системы и психомоторной координированности. В условно-нормальной популяции таких детей более 10%.

Распределение субпопуляций учащихся со сбалансированным, достаточным и напряженным физиологическим статусом в школах сравнения существенно различаются. В школе, реализующей личностно-ориентированное обучение, не выявлено детей с напряженным уровнем баланса.

Исследованы корреляционные зависимости параметров саногенетического статуса и психолого-физиологического состояния детей. В частности по цветовому тесту Люшера, выявлена корреляционная связь между полом и вегетативным коэффициентом, характеризующим работоспособность ребенка. Среди мальчиков чаще встречаются индивиды с низким уровнем работоспособности, высокой утомляемостью, но с компенсируемым состоянием усталости.

Выявлена прямая корреляционная зависимость между силой нервной системы и ЧСС, и обратная корреляция между силой нервной системы и точностью двигательных актов. Корреляционная зависимость выявлена также между лабильностью нервной системы и точностью движений (r=-0,4; p<=0,017).

Биологический возраст учащихся школы «Самсон», соответствующий календарному, имеют 92% мальчиков и 94% девочек и лишь у 8% мальчиков и у 6% девочек наблюдается его отставание. Данные показатели значительно лучше показателей, характерных для популяции московских школьников (Ямпольская Ю.А., 2003).

Показатели мышечной силы кистей рук ниже среднего имеют 67% детей в младших классах, 58% в средней школе, жизненной емкости легких – 11% в начальной школе и 16% в классах средней школы. Среди старшеклассников отсутствуют подростки, имеющие физиометрические показатели ниже среднего.

Показатели состояния здоровья учащихся школы, реализующей личностно-ориентированное обучение, представлены в таблице.

Обращает на себя внимание тот факт, что в школе дети часто и длительно болеющие отсутствуют. Установлены низкие уровни острой заболеваемости и обострений хронических болезней среди учащихся, что следует отметить как благоприятное явление, свидетельствующее о хорошем состоянии иммунной системы учеников школы «Самсон».

Установлено также, что среди учащихся школы, реализующей личностно-ориентированное обучение по сравнению с московскими школьниками значительно меньше распространены функциональные нарушения и хронические заболевания органов пищеварения и психической сферы, а также функциональные расстройства сердечно-сосудистой системы и эндокринно-обменные нарушения – избыток и дефицит массы тела.

Таким образом, впервые проведенное комплексное исследование, доказало выраженный здоровьесберегающий эффект научно обоснованной преемственной системы личностно-ориентированного образования.

Изучены проблемы адаптации организма ребенка к условиям личностно-ориентированного обучения, показана его «физиологическая стоимость» и «цена адаптации» на системном и организменном уровнях, а также по комплексной оценке состояния здоровья учащихся.

Впервые предложены новые алгоритмы деятельности медицинской и психогигиенической служб личностно-ориентированной школы.

Создана и внедрена система психолого-педагогического сопровождения учеников в процессе полного курса преемственного обучения. Разработано и внедрено в педагогическую практику методико-практическое пособие «Карта психологического обследования учащихся».

Разработана и внедрена новая здоровьесберегающая педагогическая технология в области физической культуры, авторская программа «Единый спортивный час» (5 час. физкультуры в неделю), получившая высокую оценку и рекомендации для внедрения в Российское образование.

Для практического использования предложена и внедрена система рефлексивного управления школой в условиях построения личностно-ориентированного здоровьесберегающего процесса обучения.

Сформулированы гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима работы школы полного дня, реализующей личностно-ориентированный образовательный процесс. Подготовлены учебно-методические пособия и нормативные документы для педагогических и медицинских работников, психологов и логопедов-дефектологов образовательных учреждений, опирающиеся на сформулированные нами основные гигиенические принципы личностно-ориентированного обучения детей и подростков:

  • учет в организации педагогического процесса заболеваемости современных учащихся (преобладание функциональных отклонений и заболеваний желудочно-кишечного тракта, опорно-двигательного аппарата, нервно-психической сферы, сердечно-сосудистой системы);
  • развивающая нагрузка основного и дополнительного образования с учетом личностных морфо-функциональных особенностей включая интеллектуальное развитие в каждом возрастном периоде;
  • условия обучения не только полностью соответствуют гигиеническим требованиям, но и позволяют обеспечить индивидуализацию учебного процесса. (архитектурно-планировочные решения, достаточность площадей для возможности индивидуализации, варьирование наполняемости классов от 4 до 20, в зависимости от групповой принадлежности предмета, оптимальное соотношение учеников, персонала школы и педагогического коллектива, владеющего инновационными педагогическими компетенциями. Это предполагает соответствующее финансирование);
  • рациональное построение режима полного дня, включающее физиологически обоснованное чередование видов деятельности, полное удовлетворение естественной биологической индивидуальной потребности учащихся в движении и регулярное 3-4-х разовое сбалансированное питание;
  • регулярный системный мониторинг психо-эмоционального статуса и функционального состояния основных систем организма ребенка, корректировка по его результатам индивидуальных образовательных траекторий оздоровительных и профилактических мероприятий.

Общеобразовательная школа не только обучает, на мой взгляд ее основная задача – формирование личности, личности физически, социально и нравственно здоровой, интеллектуальной и гуманной, интеллигентной и воспитанной, умеющей аналитически мыслить, видеть и решать проблемы. Из личностей состоит общество. Если школа выполнит поставленные перед ней социальные задачи, наше Российское общество будет во всех смыслах здоровым, процветающим и перспективным. На мой взгляд, нам удалось успешно справиться с решением этих задач.

Благодарю за внимание!

Вернуться к списку статей...