ИННОВАЦИИ ШКОЛЫ

Формирование физического и психического здоровья школьников
на основе системы ресурсного обеспечения
здоровьесберегающей образовательной среды

доктор медицинских наук, профессор Вирабова А.Р.

Кафедра гигиены детей и подростков
Факультета послевузовского профессионального образования педиатров
Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова,

Некоммерческое образовательное учреждение
«Частная гуманитарно-экономическая школа «Самсон»,
г.Москва, Россия

В настоящее время в нашей стране происходит реформирование образования в интересах охраны здоровья обучающихся. Федеральными законами 1992-2000 г.г. на образовательные учреждения возложена ответственность за жизнь и здоровье учащихся.

Главной причиной проводимой модернизации школьного образования является существенное ухудшение состояния здоровья современных детей и подростков. Цель эксперимента не только в повышении качества и совершенствовании структуры образования, но и в укреплении здоровья, обеспечении психологического комфорта всем участникам образовательного процесса.

Практически потеряв поколение абсолютно здоровой молодёжи, общество определило необходимость здоровьесберегающей направленности проводимой модернизации школьного образования, сближая профессиональные интересы медиков, педагогов и психологов.

Содержание и организация здоровьесберегающей педагогики, не являющейся альтернативной всем другим системам и подходам, всегда должны соответствовать возрастным морфо-функциональным особенностям учащихся. Подбор объема и сложности изучаемого материала в соответствии с индивидуальными возможностями ученика – одно из обязательных требований к любой образовательной технологии, оказывающей влияние на здоровье ученика.

Использование комплексной системы воздействия, необходимой для полноценного формирования, развития и эффективного функционирования личностно-ориентированной здоровьесберегающей образовательной среды, должно быть концептуально обосновано, и в большей степени актуализируется в связи с принятием Правительством РФ Постановления «О приоритетных направлениях развития образовательной системы России» (2004), становясь одной из главных составляющих модернизации российской общеобразовательной школы и находясь на стыке интересов основных национальных проектов: медицинского, образовательного и демографического.

Обосновав систему и физиолого-гигиенические принципы личностно-ориентированного обучения в условиях ресурсного обеспечения полноценного формирования и развития здоровьесберегающей образовательной среды в школе полного дня, мы определяли возможность развития каждого ученика в соответствии с его интересами и состоянием здоровья.

Здоровьесберегающая образовательная среда, концептуально направленная на сохранение имеющегося здоровья, по принципу «не навреди», укрепление и развитие здоровья, профилактику острых и хронических заболеваний и контроль состояния предболезни а также формирование отношения к своему здоровью, ценности здорового образа жизни, мотивации к участию в процессе сохранения и укрепления здоровья; использует систему ресурсов, каждый из которых в отдельности не может справиться с поставленными задачами, а в системе ресурсы интегрируя свой потенциал дают новый саногенетически подтвержденный результат.

В своем исследовании мы ставим целью рассмотрение вопросов об использовании системы ресурсов для формирования физического и психического здоровья школьников.

Система ресурсного обеспечения развития здоровьесберегающей образовательной среды в общеобразовательной школе может включать следующие составляющие ресурсы: образовательные, материальные, человеческие, здоровьесберегающие (медицинские), психологические, социальные, управленческие, временные, природные, информационные.

Под здоровьесберегающими ресурсами следует понимать факторы, влияющие на формирование здоровьесберегающей образовательной среды с использованием арсенала медицинских средств для системной диспансеризации, морфо-функциональных исследований, профилактической работы и лечения выявленных патологий или состояния предболезни учащихся; участие в формировании новой компетенции приоритетности осознания здорового образа жизни у учителя и всех участников образовательного процесса; участие в формировании персональной траектории психолого-педагогического сопровождения учеников.

Здоровьесберегающие ресурсы школы «Самсон» имеют медицинское обеспечение, включающее ежегодные медицинский осмотр (диспансеризация) всех детей 7ю узкими специалистами, клинико-лабораторное обследование, профилактику простудных и вирусных заболеваний, фитопрофилактику и фитотерапию, витаминопрофилактику, лечебный массаж, санацию полости рта, диетическое питание (по медицинским показаниям), физиотерапевтические процедуры, формирование мотивации к здоровому образу жизни.

Человеческие ресурсы (профессиональные) - это готовность учителя выйти на новые компетенции, подготовка учителя для участия в создании и развитии здоровьесберегающей среды, участие всех сотрудников школы и родителей в формировании среды.

Образовательные ресурсы, выраженные в использовании образовательных технологий, личностно-ориентированном подходе, сформированной высоко-мотивированной образовательной среде выстроены в систему урочного, внеурочного, дополнительного и развивающего обучения, программу воспитательного процесса, внутришкольного самоуправления, рейтинговых интеллектуальных конкурсов, марафонов и олимпиад учеников.

Педагогический процесс построен по системе преемственности обучения. Используются задачно-целевая, адаптивная, рефлексивная и другие формы поурочного обучения. Обеспечивается персонализированный подход к учащимся с учетом личностных возможностей. Осуществляется выбор педагогических технологий, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учеников.

В школе используются игровые педагогические технологии, технологии интенсификации обучения, перспективно-опережающего обучения, проектно-исследовательская деятельность и технология по модели «ученик – класс».

Внедрена новая педагогическая программа в области физической культуры, «единый спортивный час» (5 часов физкультуры в неделю), реализующая рекомендации ВОЗ по двигательной активности, разработка которой является интеллектуальной собственностью школы «Самсон», уроки физической культуры с образовательной и тренирующей направленностью, занятия ЛФК.

Психологические ресурсы выражены в психолого-педагогическом сопровождении всех участников образовательного процесса: ученик, учитель, кураторы, администрация, родители.

Психологическая служба школы на основе разработанных принципов обеспечивает создание эмоционального комфорта и условий для самовыражения, самосознания и саморазвития каждого учащегося; гуманизацию школьных отношений, выстраивание гармоничных взаимоотношений между детьми, педагогами и родителями; определение личностного потенциала ученика, выявление генетически обусловленных способностей, их развитие и превращение в условиях психолого-педагогического сопровождения в качества перспективной успешности.

Управленческие ресурсы являются составной частью системы ресурсного обеспечения, находясь в прямой зависимости от слаженности взаимодействия всех остальных ресурсов. Оптимизация управления прямо пропорциональна развитию объекта управления (образовательного учреждения).

Важный компонент ресурсного обеспечения - материальные ресурсы, которые являются питающей системой любой эффективно работающей организации.

Основные показатели финансового плана школы на учебный год определены в соответствии с направлениями программы «Здоровьесберегающие технологии в личностно-ориентированном обучении в условиях «Некоммерческого образовательного учреждения «Частная гуманитарно-экономическая школа «Самсон» и включают финансирование службы медицинского сопровождения с проведением диспансеризации, выполнением медицинских назначений узких специалистов, проведением профилактических мероприятий, иммунизации, аромотерапии, куфотерапии, фитопрофилактики, вакцинации и ревакцинации, обеззараживания помещений (кварцевание), ионизации воздуха в учебных классах, обеззараживания воды в бассейне, проведения занятий ЛФК, массажа и физиотерапии.

Финансирование центра психолого-педагогического сопровождения с проведением мониторинга и корректировкой психического развития детей, методического центра, предметных кафедр, эстетического воспитания с формированием ценностных компетенций через интеграцию знаний и дополнительное образование, предусматривающее экскурсионную, студийную и секционную работу.

Финансирование формирования образовательного пространства с организацией индивидуального обучения с учетом состояния здоровья учеников, зон релаксации, аэрации, занятий физкультурой и спортом, предусматривающих сбалансированное чередование видов нагрузки, времени занятий и отдыха.

Финансирование деятельности школьной столовой по организации сбалансированного трехразового горячего питания и диетического питания (стол № 1, 4,5,7,9), организации системы занятий физической культурой и спортом в спортивном зале, бассейне, тренажерном зале, на открытой спортивной площадке, а также участие команд школы по различным видам спорта в выездных соревнованиях.

Социальные условия страны, региона, города, округа, района, муниципалитета, органов управления исполнительной власти, органов законодательной власти, управления образования, здравоохранения и др. социальнозначимые структуры являются социальными ресурсами.

Ведущим условием создания устойчивого развития здоровьесберегающего образовательного пространства школы является постоянное совершенствование ресурсов, среди которых главное состоит в повышении профессиональной компетентности учителей, и медицинского персонала в области педагогики.

Общеобразовательная школа не только обучает, на мой взгляд ее основная задача – формирование личности, личности физически, психически, социально и нравственно здоровой, интеллектуальной и гуманной, интеллигентной и воспитанной, умеющей аналитически мыслить, видеть и решать проблемы. Из личностей состоит общество. Если школа выполнит поставленные перед ней социальные задачи, наше Российское общество будет во всех смыслах здоровым, процветающим и перспективным.

Вернуться к списку статей...