УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ
В ШКОЛЕ НА РЕСУРСНОЙ ОСНОВЕ
доктор медицинских наук Вирабова А.Р.
директор Некоммерческого образовательного учреждения
«Частная гуманитарно-экономическая школа «Самсон»
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.03.01 г. № 224 в стране осуществляется эксперимент по модернизации образовательного процесса в общеобразовательной школе, цель которого не только в повышении качества образования и совершенствования его структуры, но и в укреплении здоровья учащихся, и обеспечении психологического комфорта участникам образовательного процесса.
Одним из главных побудительных мотивов проводимой модернизации школьного образования является существенное ухудшение состояния здоровья современных детей и подростков: увеличение заболеваемости практически по всем классам болезней (Кучма В.Р., 2001, 2002, 2004; Макарова А.Ю., 2001; Степанова М.И., 2003; Куинджи Н.Н., 2000; Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Павлович К.Э., 2004).
В сложившейся ситуации, когда общество практически потеряло поколение абсолютно здоровой молодёжи, здоровьесберегающая направленность проводимой модернизации школьного образования сближает профессиональные интересы медиков, педагогов и психологов.
Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативной всем другим системам и подходам.
Содержание и организация обучения всегда должны соответствовать возрастным морфо-функциональным особенностям учащихся. Подбор объема учебной нагрузки и уровня сложности изучаемого материала в соответствии с индивидуальными возможностями ученика – одно из главных и обязательных требований к любой образовательной технологии, определяющей характер ее влияния на здоровье учащегося.
В нашей школе используется комплексная система воздействия, составляющими которой являются процессы, методы, предметы, объекты, субъекты, ценности, возможности, т.е. средства (ресурсы), необходимые для полноценного формирования, развития и эффективного функционирования личностно-ориентированной здоровьесберегающей образовательной среды.
Использование ресурсных возможностей, включающих образовательные ресурсы, материальные, человеческие, психологические, здоровьесберегающие, социальные, управленческие, временные, природные, информационные должно быть концептуально обосновано, и в большей степени актуализируется в связи с принятием Правительством Российской Федерации постановления «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» (2004), становясь одним из основных направлений модернизации российской общеобразовательной школы и находясь на стыке интересов основных национальных проектов: медицинского, образовательного и демографического.
Здоровьесберегающая образовательная среда, концептуально направленная на сохранение имеющегося здоровья, по принципу «не навреди», укрепление и развитие здоровья, профилактику острых и хронических заболеваний и контроль состояния предболезни а также формирование отношения к своему здоровью, ценности здорового образа жизни, мотивации к участию в процессе сохранения и укрепления здоровья; использует систему ресурсов, каждый из которых в отдельности не может справиться с поставленными задачами, а в системе ресурсы интегрируя свой потенциал дают новый саногенетически подтвержденный результат, - реформируя здоровьесберегающую образовательную среду в здоровьесозидающую.
В своем исследовании мы ставим целью рассмотрение вопросов об управлении ресурсами для полноценного формирования здоровьесберегающей образовательной среды, сбережения и развития здоровья детей, подготовки к здоровому образу жизни, воспитание отношения к своему физическому и нравственному здоровью.
Под здоровьесберегающими ресурсами следует понимать факторы, влияющие на формирование здоровьесберегающей образовательной среды с использованием арсенала медицинских средств для системной диспансеризации, морфо-функциональных исследований, профилактической работы и лечения выявленных патологий или состояния предболезни учащихся; участие в формировании новой компетенции приоритетности осознания здорового образа жизни у учителя и всех участников образовательного процесса; участие в формировании персональной траектории психолого-педагогического сопровождения учеников. Т.е. цель использования здоровьесберегающих ресурсов:
- Создание в школе условий, не ухудшающих здоровье, а способствующих его сохранению и укреплению;
- Создание в школе системы работы по формированию ценности здоровья, здорового образа жизни, профилактики рисков здоровья, эффективности использования физической культуры.
- проведение диспансеризации с целью выявления патологий;
- выполнение медицинских назначений в соответствии с консультациями узких специалистов;
- проведение профилактических мероприятий с целью предупреждения возможности возникновения заболеваний, иммунизация, аромотерапия, куфотерапия, фитопрофилактика и пр.;
- проведение вакцинации и ревакцинации;
- оказание первой медицинской помощи;
- проведение мероприятий по обеззараживанию помещений (кварцевание);
- проведение мероприятий по ионизации воздуха в учебных классах;
- проведение мероприятий по обеззараживанию воды в бассейне;
- проведение занятий ЛФК, массажа, физиотерапии в соответствии с назначением врачей-консультантов.
- центр психолого-педагогического сопровождения учащихся с проведением мониторинга и корректировки психического развития учащегося: восприятия, внимания, памяти, речи, мышления, воображения;
- методический центр по разработке и внедрению индивидуальных учебных программ по предметам, проведению мониторинга и корректировки эмоционально-волевой сферы и уровня обученности школьников, разработке системы воспитательной работы, способствующей привитию ценностей здорового образа жизни;
- кафедра кураторов с проведением ежедневного контроля над выполнением режима дня, качественной подготовкой домашних заданий, организацией целенаправленной работы по воспитанию культуры поведения на уроках, переменах, внеурочных мероприятиях, воспитание самоконтроля, саморегуляции, самоорганизации учащихся;
- кафедра иностранного языка с проведением углубленной языковой подготовки и ранним изучением второго языка;
- элективные курсы с профилизацией обучения в старшей школе;
- кафедра эстетического воспитания по формированию ценностных компетенций через интеграцию знаний;
- дополнительное образование, предусматривающее включение в учебный план экскурсии, уроки музыки, изо, хореографии, этики; а также организацию работы студий: вокальной, хоровой, изо, хореографической, театральной, вокально-инструментального ансамбля.
- расходы по капитальному строительству и оснащению дополнительных учебных помещений с учетом санитарно-эпидемиологических норм для организации индивидуального обучения с учетом состояния здоровья учащегося;
- строительство и организацию зон релаксации, аэрации, занятий физкультурой и спортом с учетом разработанного режима дня и расписания занятий, который предусматривает сбалансированное чередование видов нагрузки, времени занятий и отдыха;
- приобретение основных средств, учебных и методических пособий;
- предоставление учащимся школьной формы и других материалов, необходимых для организации учебно-воспитательного процесса.
- приобретение спортивного, игрового инвентаря и тренажеров,
- введение в штатное расписание дополнительных ставок учителей физкультуры, преподавателя ЛФК;
- строительство, содержание и инженерное сопровождение систем обеспечения нормального функционирования спорткомплекса,
- строительство и содержание спортивных площадок на пришкольном участке (легкоатлетический сектор, баскетбольная и хоккейная площадки, игровой комплекс для детей дошкольного возраста).
- Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. – М.: Изд-во НЦЗД РАМН. - 2001. - 376 с.
- Кучма В.Р. К вопросу оценки рисков влияния факторов окружающей среды на здоровье в гигиене детей и подростков // Здоровье населения и среда обитания. - 2002. - № 2. - С. 11-14.
- Кучма В.Р. Оценка физического развития детей и подростков в гигиенической диагностике системы «Здоровье населения – среда обитания». – М.: Издательство ГУ НЦЗД РАМН, 2003. – 316 с.
- Макарова А.Ю. Физиолого-гигиеническая характеристика влияния современных форм и методов обучения и воспитания на состояние здоровья учащихся 1-4 классов: Автореф. дис. … канд.мед.наук. – Москва, 2001. – 24 с.
- Степанова М.И. Гигиенические основы организации начального обучения детей в современной школе. Автореф. дисс. на соискание ученой степени д.м.н. – М., 2003. – 48 с.
- Куинджи Н.Н. Валеология: пути формирования здоровья школьников. - М. – 2000. – 138 с.
- Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Павлович К.Э. Подросток: Физиолого-гигиенические и психологические основы обучения и воспитания. – М.: МИОО, 2004. – 280 с.
- Сборник нормативно-методических документов по оценке влияния образовательных технологий на здоровье детей и подростков. - М.: «Издательство ООО «Инсвязьиздат», 2002.
- Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. - М.: Педагогический поиск, 2001.
- Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Рогачева Н.А. Управление адаптивной школой: проблемы и перспективы. - Архангельск: Изд-во Поморского педуниверситета, 2001.
Здоровьесберегающие ресурсы школы «Самсон» имеют медицинское обеспечение, включающее ежегодные медицинские осмотры (диспансеризация) всех детей 7 узкими специалистами, клинико-лабораторное обследование, профилактику простудных и вирусных заболеваний, фитопрофилактику и фитотерапию, витаминопрофилактику, лечебный массаж, санацию полости рта, диетическое питание (по медицинским показаниям), физиотерапевтические процедуры, формирование мотивации к здоровому образу жизни.
Человеческие ресурсы (профессиональные), готовность учителя выйти на новые компетенции, подготовка учителя для участия в создании и развитии здоровьесберегающей среды, участие родителей в формировании среды.
Нами предложена и внедрена система рефлексивного управления школой в условиях личностно-ориентированного здоровьесберегающего процесса обучения. Учитывая необходимость использования совокупности ресурсов для достижения цели здоровьесохранения и развития, мы определили концептуальность личностно-ориентированного здоровьесберегающего образовательного процесса школы «Самсон», который состоит из 3х основных составляющих: процесса обучения, процесса воспитания и процесса сохранения здоровьесберегающего потенциала. Каждое из направлений имеет собственную систему деятельности и развития. Интегрируясь эти процессы выполняют триединую основную задачу воспитания и развития ребенка для достижения цели – формирования полноценной, грамотной, интеллигентной, гуманной, аналитически мыслящей личности ученика, способного видеть и решать проблемы современного мира – достойного гражданина будущего Российского общества.
Для достижения цели и реализации программ необходима высокая компетентность педагогов, желание педагогического коллектива поддерживать и реализовывать на практике выработанные коллективом задачи, постоянное совершенствование, развитие профессионализма, ощущение соучастности, чувство самореализации, удовлетворение успешностью, самоанализ. Нами разработана и используется система управленческой поддержки успешности учителя, разработана внутренняя аттестация, система награждений, которая включает не только материальные, но и социальные поощрения.
Результатом такой работы стала профессиональная готовность к участию в управлении ресурсами.
Образовательные ресурсы, выраженные в использовании образовательных технологий, личностно-ориентированном подходе, сформированной высоко-мотивированной образовательной среде выстроены в систему урочного, внеурочного, дополнительного и развивающего обучения, в систему воспитательного процесса, внутришкольного самоуправления, рейтинговых интеллектуальных конкурсов, марафонов и олимпиад учеников.
Педагогический процесс построен по системе приемственности обучения, при проведении уроков используется от 4 до 7 видов учебной деятельности (опрос, слушание, письмо, ответы на вопросы, самостоятельная работа и т.д.). Они регулярно (через 7-10 минут) чередуются. Используются задачно-целевая, адаптивная, рефлексивная и другие формы поурочного обучения. Используются ведущие каналы восприятия информации учениками (аудиовизуальный, кинестетический и др.). Обеспечивается персонализированный подход к учащимся с учетом личностных возможностей. Осуществляется выбор педагогических технологий, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учеников.
В школе используются игровые педагогические технологии, технологии интенсификации обучения, перспективно-опережающего обучения, проектно-исследовательская деятельность и технология по модели «ученик – класс».
Специфика организации учебно-воспитательного процесса заключается в превышении по сравнению с существующими нормативами аудиторной нагрузки (от 2-х до 7-ми часов в неделю по разным возрастам), однако наличие ресурсного обеспечения для персонализации обучения и воспитания (малая наполняемость классов, личностно-ориентированная технология, современное учебное оборудование, психологический комфорт) и увеличение (по сравнению с привычной) объема двигательной активности, успешно нивелируют этот процесс.
Обоснованы и внедрены новые педагогические технологии в области физической культуры, «единый спортивный час» (5 часов физкультуры в неделю), реализующий рекомендации ВОЗ по двигательной активности, разработка которого является интеллектуальной собственностью школы «Самсон», уроки физической культуры с образовательной и тренирующей направленностью, динамические прогулки, занятия ЛФК, индивидуальные занятия с учащимися, дающие выраженный эффект.
Психологические ресурсы выражены в психолого-педагогическом сопровождении всех участников образовательного процесса (ученик, учитель, кураторы, администрация, родители), обеспечивая создание эмоционального комфорта и условий для самовыражения, самосознания и саморазвития учащихся; гуманизацию школьных отношений, выстраивание гармоничных взаимоотношений между детьми, педагогами и родителями; определение возможностей и личностного потенциала каждого ученика, выявление генетически обусловленных способностей, их развитие и превращение в условиях психолого-педагогического сопровождения в качества перспективной успешности; стимулирование инновационно-образовательной деятельности педагогов, связанной с внедрением личностно ориентированных и эффективных психологических технологий в практику образования.
Управленческие ресурсы являются составной частью системы ресурсного обеспечения и в тоже время находятся в прямой зависимости от слаженности взаимодействия и интеграции всех остальных ресурсов. Управление развивается тогда, когда меняется, т.е. развивается объект управления (образовательное учреждение), в котором сформирована личностно-ориентированная здоровьесберегающая образовательная среда, обеспеченная ресурсами, дающими возможность изменить сам объект (школу).
Важным компонентом ресурсного обеспечения являются материальные ресурсы, которые являются питающей системой любой эффективно работающей организации.
Основные показатели финансового плана школы на учебный год определены в соответствии с основными направлениями программы «Здоровьесберегающие технологии в условиях личностно-ориентированного обучения «Некоммерческого образовательного учреждения «Частная гуманитарно-экономическая школа «Самсон» и связаны с наличием в составе расходной части баланса специализированных статей расходов, приводящих к увеличению сметы расходов на 40%:
1. Финансирование службы медицинского сопровождения учащихся обеспечивает:
2. Финансирование мероприятий по обеспечению личностно-ориентированного образовательного процесса с организацией и финансированием деятельности специализированных служб:
3. Финансирование деятельности транспортной службы по доставке учащихся.
Для уменьшения времени нахождения учащихся в местах большого скопления людей и с целью ограничения контактов с бактериальными воздушно-капельными и вирусными инфекциями детям предоставляется школьный транспорт с сопровождением во время следования, в соответствии с графиком работы транспортной службы школы: доставка в школу от места проживания к 09.00, выезд из школы к месту проживания в 18.30, осуществляется транспортное обеспечение всех внеурочных, внешкольных, культурно-массовых и выездных образовательных мероприятий.
4. Финансирование деятельности по организации и формированию образовательного пространства школы обеспечивает возможность наиболее полной реализации программы персонально ориентированного образования и внедрения здоровьесберегающих технологий.
Финансовый план школы включает:
Для обеспечения текущего содержания имущественного комплекса школы организована специализированная инженерная служба, включающая в себя специалистов по обслуживанию бассейна и зимнего сада.
5. Финансирование деятельности школьной столовой по организации сбалансированного трехразового питания.
Разработка меню и приобретение продуктов производится на основании медицинских рекомендаций с учетом особенностей и потребностей детского организма в пищевых веществах и энергии с предоставлением возможности диетического питания (стол № 1, 4,5,7,9)
Питание трехразовое:
09.40 - завтрак;
13.05 - горячий обед из трех блюд с холодными закусками, сок;
15.50 - полдник с фруктами, выпечкой.
(15.30 и 17.00 - полдник для подготовительного центра)
Ежемесячно в смету расходов включаются статьи связанные с приобретением хозяйственного инвентаря, моющих и дезинфицирующих средств.
6. Финансирование системы занятий физической культурой и спортом.
С целью соблюдения необходимого двигательного режима, способствующего сохранению здоровьесберегающего потенциала ребенка, организована система занятий физической культурой и спортом по системе «Единый спортивный час», включающей проведение уроков физкультуры 5 часов в неделю и секционных занятий в спортивном зале, бассейне, тренажерном зале, на открытой спортивной площадке и т.д., а также организацию участия команд школы по различным видам спорта в выездных соревнованиях.
Спортивный час проводится ежедневно для всех классов.
Для обеспечения спортивных занятий в смету расходов включены затраты:
7 .Финансирование деятельности службы обеспечения правопорядка.
С целью предупреждения возможности возникновения нежелательных контактов и появления случайных раздражителей на территории образовательного пространства во время проведения учебно-воспитательного процесса в смете финансирования предусмотрены статьи расходов связанные с организацией службы обеспечения правопорядка, работающей в круглосуточном режиме, оплатой услуг охраны Управлению вневедомственной охраны при УВД ЮАО г.Москвы, оплатой услуг по инженерно-техническому сопровождению работы системы противопожарной безопасности.
Социальные условия страны, региона, города, округа, района, муниципалитета, органов управления исполнительной власти, органов законодательной власти, управления образования, здравоохранения и др. социальнозначимые структуры являются социальными ресурсами.
Ведущим условием создания устойчивого развития здоровьесберегающего образовательного пространства школы является постоянное совершенствование ресурсов, среди которых главное состоит в повышении профессиональной компетентности учителей и медицинского персонала в области педагогики.
Общеобразовательная школа не только обучает, на мой взгляд ее основная задача – формирование личности, личности физически, социально и нравственно здоровой, интеллектуальной и гуманной, интеллигентной и воспитанной, умеющей аналитически мыслить, видеть и решать проблемы. Из личностей состоит общество. Если школа выполнит поставленные перед ней социальные задачи, наше Российское общество будет во всех смыслах здоровым, процветающим и перспективным.
Литература
РЕЗЮМЕ
В России осуществляется эксперимент по модернизации школьного образования с целью укрепления здоровья учащихся и обеспечения психологического комфорта всем участникам образовательного процесса, сближая профессиональные интересы медиков, педагогов и психологов.
В школе «Самсон» используется комплексная система ресурсов, необходимых для полноценного формирования, развития и функционирования личностно-ориентированной здоровьесберегающей образовательной среды, включающей образовательные, материальные, человеческие, здоровьесберегающие (медицинские), социальные, управленческие временные, природные, информационные ресурсы.
Внедрена система рефлексивного управления ресурсами с целью формирования физически, социально и нравственно здоровой личности ученика, способного видеть и решать проблемы современного мира – достойного гражданина будущего Российского общества.
RESUME
An experiment of modernization of school education is being made in Russia, which aims at improving students’ health and keeping them fit. To achieve this it is urgent to provide psychological comfort for all specialist involved in the educational process so that to bring their professional interests together.
A complex system of recourses required for molding and developing student – oriented, health saving educational environment is being introduced in private school “SAMSON”.
It has been implemented due to health-saving educational environment, which was made up of social, medical, financial recourses.
To mold physically and morally strong personality adjusted to the contemporary world a system of reflective governing has been tested and applied so that to bring up a personality being capable to foresee and solve world’s problems as a worthy citizen of the future Russian society.