ИННОВАЦИИ ШКОЛЫ

ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ ПОЛНОГО ДНЯ

доктор медицинских наук, профессор Вирабова А.Р.

Факультет послевузовского профессионального образования педиатров
Московской медицинской академии им. .М.Сеченова,

Некоммерческое образовательное учреждение
«Частная гуманитарно-экономическая школа «Самсон», г.Москва

Современное развитие школьного образования характеризуется сменой целевой ус-тановки учебного процесса. Для образования в области физической культуры такая смена отражается в смещении педагогических акцентов с преимущественной физической подго-товки учащихся, на преимущественное формирование физической культуры личности. На практике это означает, что учащиеся должны не только заучивать готовые «образцы» движений или физических упражнений, но учиться активному их использованию в своей жизнедеятельности, в соответствии со своими интересами и потребностями. В свою оче-редь, развитие физических качеств должно характеризоваться не только физической под-готовкой школьников, обеспечивающей им выполнение «государственных» нормативных требований, но иметь и личностный смысл для самих учащихся.

Благодаря смене парадигмы школьного образования, преподавание учебного пред-мета физической культуры должно обеспечивать школьникам возможность овладевать ценностями физической культуры и здорового образа жизни, познавать себя и особенно-сти своего организма, учиться понимать и целостно развивать себя, посредством активно-го использования самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Наглядно парадигму отражает формула: ученик – ценности физической культуры и Здоровый образ жизни через познание себя и своего потенциала - самосовершенствова-ние.

Особое значение приобретают занятия физической культурой и спортом в школах полного дня, которые стали существенным шагом вперед на пути совершенствования ор-ганизации учебного процесса в общеобразовательных учреждениях. В течение многих лет основной задачей школы является сохранение здоровьесберегающего потенциала учащих-ся и педагогического коллектива школы.

В школе ведется инновационная работа и поиск новых педагогических технологий в области физической культуры, где отрабатываются структура и содержание образования школьников в области физической культуры, апробируются разнообразные формы учеб-ной деятельности: ежедневный единый спортивный час (5-9 классы), отвечающий требо-ваниям ВОЗ, разработка которого является интеллектуальной собственностью школы «Самсон», уроки физической культуры с образовательной и тренирующей направленно-стью (1-4, 10-11 классы), динамический час, занятия ЛФК, индивидуальные занятия с учащимися.

Информационно-аналитическая работа, связанная с формированием мотивации к ве-дению здорового образа жизни, обучением теоретическим основам и элементарным прак-тическим и гигиеническим навыкам по физической культуре осуществляется на ежеднев-ных занятиях единого спортивного часа (5-10 классы) и уроках физической культуры. Развитие физических возможностей организма, закаливание, формирование и закрепление правильной осанки и ее коррекция осуществляется на физкультурно-оздоровительных ме-роприятиях (аэрация, динамический час, подвижные игры на воздухе, занятия в группе ЛФК, индивидуальные занятия и спортивные секции).

Все эти формы объединены единой целью, но каждая из них имеет свои специфиче-ские задачи, средства и методы в организации процесса физкультурного образования. Это позволяет формировать тесную взаимосвязь физического, умственного, эстетического, трудового и нравственного воспитания.

Спортивная и соревновательная деятельность учащихся, в частности, является ре-зультатом формирования этих взаимосвязей, поэтому преподаватели физической культу-ры уделяют особое внимание организации спортивно-массовых мероприятий и участию школьников в районных и городских соревнованиях. Так в течение учебного года прово-дятся различные соревнования. Среди них: спортивный праздник, посвященный началу учебного года для 5-9 классов, «Веселые старты» для учащихся начальной школы. В рам-ках традиционной недели здоровья и спорта: первенство школы по легкоатлетическому многоборью среди 5-7 классов, викторина на знание Олимпийского движения, первенство школы по подвижным играм среди учащихся начальной школы, первенство школы по шахматам. Организуются товарищеские встречи по пионерболу среди девочек, по футбо-лу среди мальчиков 5-9 классов. Проводятся лично командные соревнования по плаванию среди учащихся 1-4, 5-6 и 7-9 классов. Традиционно проводится первенство школы по на-стольному теннису, спортивные соревнования, посвященные Дню защитника Отечества. Проводится спортивный праздник с участием 10 команд учеников 3- 4 классов и их роди-телей.

Участие в соревнованиях, особенно межшкольных, районных и городских является мощным фактором мотивации к занятиям учащихся классов в спортивных секциях для подготовки к таким соревнованиям, повышает интерес к занятиям физической культурой. Это подтверждает анализ анкетирования учащихся 5-10 классов на предмет их отношения к физической культуре. Так, по результатам опроса в течение года значительно повыси-лось число учеников, желающих участвовать в соревнованиях по всем видам спорта, по плаванию, легкой атлетике, теннису. Большинство же предпочитает соревноваться в спор-тивных играх (футбол, баскетбол, волейбол и пионербол). В целом более половины опро-шенных отметили, что их отношение к занятиям физической культурой улучшилось. За-метно активизировались девочки 7 классов, которые в начале года под любыми предлога-ми избегали занятий на едином спортивном часе.

Процесс физического воспитания в школе «Самсон» полностью обеспечен спортив-ным инвентарем и оборудованием, что позволяет преподавателям физического воспита-ния, как на уроках физической культуры, так и на занятиях в спортивных секциях прово-дить личностно ориентированное обучение персонально с каждым учеником.

Учащиеся имеют возможность одновременно заниматься в большом спортивном, гимнастическом, тренажерном, хореографическом и теннисном залах, а также бассейне. При благоприятных погодных условиях, учащиеся занимаются на двух хорошо оборудо-ванных спортивных площадках. В спортивном зале учащиеся осваивают программный материал по легкой атлетике и спортивным играм. В тренажерном зале проводятся заня-тия, направленные на развитие у детей физических качеств силы, гибкости и выносливо-сти. В теннисном зале проводятся уроки гимнастики, подвижных игр, общефизической подготовки, а также секция настольного тенниса. В зале хореографии проводятся занятия аэробикой. Зал оборудован станком и зеркалами. В гимнастическом зале проводятся заня-тия ЛФК и общефизической подготовкой. Зал оборудован зеркальной стеной. В бассейне проводятся занятия по обучению и совершенствованию плаванием. При освоении таких разделов программ по физической культуре, как легкая атлетика, подвижные и спортив-ные игры, гимнастика, аэробика, плавание каждый ученик был обеспечен необходимым инвентарем. Каждый зал обеспечен современной музыкальной аппаратурой.

В целом организация физического воспитания осуществляется на основе учебной программы по физическому воспитанию, разработанной и адаптированной к условиям режима школы полного дня, программ занятий в спортивных секциях, методических ре-комендаций по проведению занятий ЛФК и подвижными играми.

Основными средствами физического воспитания являются: физические упражнения, плавание, массаж, естественные локомоции, личная гигиена. Уроки физической культуры проводятся в соответствии с требованиями программы и имеют научно обоснованную структуру и продолжительность: 40 минут. При этом уроки различались по направленно-сти, в зависимости от целей и задач.

Для определения эффективности процесса физического воспитания в школе была проведена диагностика физической подготовленности учащихся 1-11 классов. Все данные заносились в специально разработанные протоколы тестирования.

Исследование проводилось по тестам, отражающим все основные физические каче-ства организма (выносливость, скорость, координация, сила, скоростно-силовые): бег 1000 м (600м - 1-4 классы); бег 30м, «челночный бег» 3х10 м; прыжок в длину с места; подтя-гивание (мальчики), вис на согнутых руках (девочки); подъем туловища их положения лежа за 30 сек. В тестировании приняли участие 104 учащихся в 2006 г. и 114 учащихся – в 2007 г.

В результате проведенного исследования двигательной подготовленности были вы-явлены учащиеся, имеющие высокий, средний и низкий уровень двигательной подготов-ленности:

КлассыУровни развития (2006 г.)Уровни развития (2007 г.)
ВысокийСреднийНизкийВысокийСреднийНизкий
1 аб45,554,5-60,040,0-
2 аб23,176,9-15,484,6-
3 аб22,277,8-40,060,0-
4 а-85,714,340,040,020,0
5 аб 9,190,0-45,554,5-
6 аб8,375,016,736,454,59,1
7 а30,060,010,050,050,0-
8 а14,385,5-40,060,0-
9 аб9,181,89,138,561,5-
10 а-100,0-33,366,6-
11 аб20,050,030,037,556,26,3

Практически во всех возрастных группах уровень физической подготовленности значительно повысился. Так учащихся с высоким уровнем физической подготовленности в 1 классах стало на 14,5% больше, в 3 и 11 классах более чем на 17 %, в 7 классе – на 20%, в 8 и 9 классах на 25,7 и 29,4%. В 5 и 10 классах на 36,4 и 33,3% и в 4 классе на 40%. Только во 2 классах снизилось количество учащихся с высоким уровнем развития физиче-ской подготовленности на 17,8%. Снизилось количество учащихся, имеющих низкий уро-вень физической подготовленности в начале учебного года. Они достигли среднего уров-ня развития физических качеств, что соответствует программным требованиям.

Позитивная динамика уровней физической подготовленности в целом по школе представлена в таблице:

КлассыУровни развития (2006 г.)
106 учащихся
Уровни развития (2007 г.)
114 учащихся
ВысокийСреднийНизкийВысокийСреднийНизкий
В целом по школе17,9274,57,638,658,82,6

В целом по школе высокий уровень развития физических качеств достигли 38,6%, что на 20,7 % выше, чем в начале учебного года. Также в целом по школе стало на 5% меньше учащихся с низким уровнем физической подготовленности по сравнению с нача-лом учебного года.

Личностно-ориентированный подход к учащимся в физическом воспитании позво-лил выявить индивидуальные достижения учащихся за прошедший учебный год:

ПоказателиКоличество
учащихся
%
Улучшили индивидуальные показатели6355,3
Индивидуальные показатели остались без изменений4539,5
Снизили свои показатели65,5

55,3% учащихся высокого, среднего и низкого уровня физической подготовленно-сти при проведении диагностических тестов улучшили свои индивидуальные показатели, 39,5% учащихся остались на том же уровне, что и в начале года и только 6 учащихся (5,2%) снизили свой уровень с высокого до среднего.

Вернуться к списку статей...