ИННОВАЦИИ ШКОЛЫ

УПРАВЛЕНИЕ РЕСУРСАМИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ШКОЛЫ

доктор медицинских наук Вирабова А.Р.
директор Некоммерческого образовательного учреждения
«Частная гуманитарно-экономическая школа «Самсон»

Главным побудительным мотивом проводимой модернизации школьного образования является ухудшение состояния здоровья современных детей и подростков: увеличение заболеваемости практически по всем классам болезней (Кучма В.Р., 2001, 2002, 2004; Макарова А.Ю., 2001; Степанова М.И., 2003; Куинджи Н.Н., 2000; Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Павлович К.Э., 2004).

В Послании Федеральному Собранию РФ 05.11.2008 Президент России Д.А.Медведев говорил о том, что именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Сегодняшняя статистика здоровья школьников – просто ужасающая… Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны, в том числе, и педагоги.

В сложившейся ситуации, когда общество практически потеряло поколение абсолютно здоровой молодёжи, здоровьесберегающая направленность проводимой модернизации школьного образования жизненно необходима и требует качественного сближения профессиональных интересов медиков, педагогов и психологов.

Здоровьесберегающая педагогика, не являясь альтернативной всем другим системам и подходам, дает возможность одновременно решать многие задачи образования и здравоохранения детского населения страны.

Содержание и организация обучения всегда должны соответствовать возрастным морфо-функциональным особенностям учащихся. Объем учебной нагрузки и уровень сложности изучаемого материала в соответствии с индивидуальными возможностями ученика – главные и обязательные требования к любой образовательной технологии, определяющие характер ее влияния на здоровье учащегося.

В нашей школе используется комплексная система воздействия, составляющими которой являются ресурсы, т.е. средства, необходимые для полноценного развития и функционирования личностно-ориентированной здоровьесберегающей образовательной среды.

Использование ресурсных возможностей, включающих образовательные, материальные, человеческие, психологические, здоровьесберегающие, социальные, управленческие, временные, природные и информационные ресурсы, является одним из основных направлений модернизации российской общеобразовательной школы, находясь на стыке интересов основных национальных проектов: медицинского, образовательного и демографического.

Здоровьесберегающая образовательная среда, концептуально направлена на сохранение, укрепление и развитие здоровья, профилактику заболеваний, контроль состояния предболезни а также формирование отношения к своему здоровью, ценности здорового образа жизни, мотивации к участию в процессе сохранения и укрепления здоровья, с использованием системы ресурсов, интегрирующих свой потенциал.

Под здоровьесберегающими ресурсами следует понимать факторы, влияющие на формирование здоровьесберегающей образовательной среды с использованием арсенала медицинских средств для системной диспансеризации, морфо-функциональных исследований, профилактической работы и лечения выявленных патологий или состояния предболезни учащихся; участие в формировании новой компетенции приоритетности осознания здорового образа жизни у учителя и всех участников образовательного процесса; участие в формировании персональной траектории психолого-педагогического сопровождения учеников. Целью использования здоровьесберегающих ресурсов является создание в школе условий, не ухудшающих здоровье, а способствующих его сохранению и укреплению, а также создание системы работы по формированию ценности здоровья, здорового образа жизни, профилактики рисков здоровья, эффективности использования физической культуры.

Здоровьесберегающие ресурсы школы «Самсон» имеют медицинское обеспечение, включающее ежегодные медицинские осмотры (диспансеризация) всех детей 7ю узкими специалистами, клинико-лабораторное обследование, профилактику простудных и вирусных заболеваний, фитопрофилактику и фитотерапию, витаминопрофилактику, лечебный массаж, санацию полости рта, диетическое питание (по медицинским показаниям), физиотерапевтические процедуры, формирование мотивации к здоровому образу жизни.

Человеческие ресурсы (профессиональные), готовность учителя выйти на новые компетенции, подготовка учителя для участия в создании и развитии здоровьесберегающей среды, участие родителей в формировании среды.

Нами предложена и внедрена система рефлексивного управления школой в условиях личностно-ориентированного здоровьесберегающего процесса обучения. Учитывая необходимость использования совокупности ресурсов для достижения цели здоровьесохранения и развития, мы определили концептуальность личностно-ориентированного здоровьесберегающего образовательного процесса школы «Самсон», который состоит из 3х основных составляющих: процесса обучения, процесса воспитания и процесса сохранения здоровьесберегающего потенциала. Каждое из направлений имеет собственную систему деятельности и развития. Интегрируясь эти процессы выполняют триединую основную задачу воспитания и развития ребенка для достижения цели – формирования полноценной, грамотной, интеллигентной, гуманной, аналитически мыслящей личности ученика, способного видеть и решать проблемы современного мира – достойного гражданина будущего Российского общества.

Для достижения цели и реализации программ необходима высокая компетентность педагогов, желание педагогического коллектива поддерживать и реализовывать на практике выработанные коллективом задачи, постоянное совершенствование, развитие профессионализма, ощущение соучастности, чувство самореализации, удовлетворение успешностью, самоанализ. Нами разработана и используется система управленческой поддержки успешности учителя, разработана внутренняя аттестация, система награждений, которая включает не только материальные, но и социальные поощрения.

Результатом такой работы стала профессиональная готовность к участию в управлении ресурсами.

Образовательные ресурсы, выраженные в использовании образовательных технологий, личностно-ориентированном подходе, сформированной высоко-мотивированной образовательной среде выстроены в систему урочного, внеурочного, дополнительного и развивающего обучения, в систему воспитательного процесса, внутришкольного самоуправления, рейтинговых интеллектуальных конкурсов, марафонов и олимпиад учеников.

Педагогический процесс построен по системе преемственности обучения. Используются задачно-целевая, адаптивная, рефлексивная и другие формы поурочного обучения, с активизацией ведущих каналов восприятия информации учениками (аудиовизуальный, кинестетический и др.). Обеспечивается персонализированный подход к учащимся с учетом личностных возможностей. Осуществляется выбор педагогических технологий, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учеников.

В школе используются игровые педагогические технологии, технологии интенсификации обучения, перспективно-опережающего обучения, проектно-исследовательская деятельность и технология по модели «ученик – класс».

Обоснованы и внедрены новые педагогические технологии в области физической культуры, «единый спортивный час» (5 часов физкультуры в неделю), реализующий рекомендации ВОЗ по двигательной активности, разработка которого является интеллектуальной собственностью школы «Самсон», уроки физической культуры с образовательной и тренирующей направленностью, динамические прогулки, занятия ЛФК.

Психологические ресурсы выражены в психолого-педагогическом сопровождении всех участников образовательного процесса (ученик, учитель, кураторы, администрация, родители), обеспечивая создание эмоционального комфорта и условий для самовыражения, самосознания и саморазвития учащихся; гуманизацию школьных отношений, выстраивание гармоничных взаимоотношений между детьми, педагогами и родителями; определение возможностей и личностного потенциала каждого ученика, выявление генетически обусловленных способностей, их развитие и превращение в условиях психолого-педагогического сопровождения в качества перспективной успешности; стимулирование инновационно-образовательной деятельности педагогов, связанной с внедрением личностно ориентированных и эффективных психологических технологий в практику образования.

Управленческие ресурсы являются составной частью системы ресурсного обеспечения и в тоже время находятся в прямой зависимости от слаженности взаимодействия и интеграции всех остальных ресурсов. Управление развивается тогда, когда меняется, т.е. развивается объект управления (образовательное учреждение), в котором сформирована личностно-ориентированная здоровьесберегающая образовательная среда, обеспеченная ресурсами, дающими возможность изменить сам объект (школу).

Важным компонентом ресурсного обеспечения являются материальные ресурсы, которые являются питающей системой любой эффективно работающей организации.

Финансовый план школы на учебный год определён в соответствии с основными направлениями программы «Здоровьесберегающие технологии в условиях личностно-ориентированного обучения «Некоммерческого образовательного учреждения «Частная гуманитарно-экономическая школа «Самсон» с наличием специализированных статей расходов:

  1. Финансирование службы медицинского сопровождения учащихся с проведением диспансеризации, выполнением медицинских назначений в соответствии с консультациями узких специалистов, проведением профилактических мероприятий, иммунизации, аромотерапии, куфотерапии, фитопрофилактики, вакцинации и ревакцинации, мероприятий по обеззараживанию помещений, ионизации воздуха в учебных классах, обеззараживанию воды в бассейне, занятий ЛФК, массажа, физиотерапии в соответствии с назначением врачей-консультантов.
  2. Финансирование мероприятий по обеспечению личностно-ориентированного образовательного процесса с организацией и финансированием деятельности центра психолого-педагогического сопровождения учащихся, методического центра по разработке и внедрению индивидуальных учебных программ по предметам, кафедры кураторов с проведением ежедневного мониторинга индивидуальных учебных планов учеников, кафедры иностранного языка с углубленной языковой подготовкой и ранним изучением второго языка, элективных курсов с профилизацией обучения в старшей школе, кафедры эстетического воспитания по формированию ценностных компетенций, дополнительного образования с организацией внеурочных мероприятий, работы секций, кружков и студий.
  3. Финансирование программы персонально ориентированного образования и внедрения здоровьесберегающих технологий, с оснащением дополнительных учебных помещений для организации индивидуального обучения с учетом состояния здоровья учащегося, организацией индивидуальных учебных планов полного дня, с приобретением основных средств, учебных и методических пособий.
  4. Финансирование сбалансированного горячего трехразового питания с разработкой меню и диетического питания (стол № 1, 4, 5, 7, 9) на основании медицинских рекомендаций.
  5. Финансирование системы занятий физической культурой, с целью соблюдения необходимого двигательного режима, способствующего сохранению здоровьесберегающего потенциала ребенка по системе «Единый спортивный час», включающей проведение уроков физкультуры 5 часов в неделю и секционных занятий в спортивном зале, бассейне, тренажерном зале, на открытой спортивной площадке, а также организацию участия команд школы по различным видам спорта в выездных соревнованиях.
  6. Финансирование деятельности службы технического контроля, эксплуатации здания, инженерного сопровождения, информационных технологий, противопожарной безопасности, обеспечения правопорядка.

Социальные ресурсы определены условиями страны, региона, города, округа, района, муниципалитета, органов управления исполнительной власти, образования, здравоохранения, органов законодательной власти и другими социальнозначимыми структурами.

Только постоянное совершенствование ресурсов, главное из которых - повышение профессиональной компетентности учителей и медицинского персонала в области педагогики, является ведущим условием создания устойчивого развития здоровьесберегающего образовательного пространства школы.

Основная задача общеобразовательной школы – формирование физически, социально и нравственно здоровой личности, интеллектуальной и гуманной, интеллигентной и воспитанной, умеющей аналитически мыслить, видеть и решать проблемы. Если школа выполнит поставленные перед ней социальные задачи, наше Российское общество будет во всех смыслах здоровым, процветающим и перспективным.

Литература

  1. Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. – М.: Изд-во НЦЗД РАМН. - 2001. - 376 с.
  2. Кучма В.Р. К вопросу оценки рисков влияния факторов окружающей среды на здоровье в гигиене детей и подростков // Здоровье населения и среда обитания. - 2002. - № 2. - С. 11-14.
  3. Кучма В.Р. Оценка физического развития детей и подростков в гигиенической диагностике системы «Здоровье населения – среда обитания». – М.: Издательство ГУ НЦЗД РАМН, 2003. – 316 с.
  4. Макарова А.Ю. Физиолого-гигиеническая характеристика влияния современных форм и методов обучения и воспитания на состояние здоровья учащихся 1-4 классов: Автореф. дис. … канд.мед.наук. – Москва, 2001. – 24 с.
  5. Степанова М.И. Гигиенические основы организации начального обучения детей в современной школе. Автореф. дисс. на соискание ученой степени д.м.н. – М., 2003. – 48 с.
  6. Куинджи Н.Н. Валеология: пути формирования здоровья школьников. - М. – 2000. – 138 с.
  7. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Павлович К.Э. Подросток: Физиолого-гигиенические и психологические основы обучения и воспитания. – М.: МИОО, 2004. – 280 с.
  8. Сборник нормативно-методических документов по оценке влияния образовательных технологий на здоровье детей и подростков. - М.: «Издательство ООО «Инсвязьиздат», 2002.
  9. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. - М.: Педагогический поиск, 2001.
  10. Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Рогачева Н.А. Управление адаптивной школой: проблемы и перспективы. - Архангельск: Изд-во Поморского педуниверситета, 2001.

РЕЗЮМЕ

В России осуществляется эксперимент по модернизации школьного образования с целью укрепления здоровья учащихся и обеспечения психологического комфорта всем участникам образовательного процесса, сближая профессиональные интересы медиков, педагогов и психологов.

В школе «Самсон» используется комплексная система ресурсов, необходимых для полноценного формирования, развития и функционирования личностно-ориентированной здоровьесберегающей образовательной среды, включающей образовательные, материальные, человеческие, здоровьесберегающие (медицинские), социальные, управленческие временные, природные, информационные ресурсы.

Внедрена система рефлексивного управления ресурсами с целью формирования физически, социально и нравственно здоровой личности ученика, способного видеть и решать проблемы современного мира – достойного гражданина будущего Российского общества.

RESUME

An experiment of modernization of school education is being made in Russia, which aims at improving students’ health and keeping them fit. To achieve this it is urgent to provide psychological comfort for all specialist involved in the educational process so that to bring their professional interests together.

A complex system of recourses required for molding and developing student – oriented, health saving educational environment is being introduced in private school “SAMSON”.

It has been implemented due to health-saving educational environment, which was made up of social, medical, financial recourses.

To mold physically and morally strong personality adjusted to the contemporary world a system of reflective governing has been tested and applied so that to bring up a personality being capable to foresee and solve world’s problems as a worthy citizen of the future Russian society.

Вернуться к списку статей...