ИННОВАЦИИ ШКОЛЫ

ИНТЕГРАЦИЯ КАДРОВЫХ,
ИНФОРМАЦИОННЫХ И МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
В ЦЕЛЯХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Вирабова А.Р.,
директор НОУ ЧГЭШ "САМСОН",
доктор медицинских наук, профессор,
руководитель экспериментальной площадки МПГУ

Здоровье – это ещё не все,

но все без здоровья – ничто.

Сократ

Анализ и оценка состояния потенциала ресурсного обеспечения образовательного процесса в Некоммерческом образовательном учреждении «Частная гуманитарно-экономическая школа «Самсон» позволяют утверждать, что активизация потенциала интеграции внешних и внутренних ресурсов является мощным резервом устойчивого (стабильного) развития здоровьесберегающего направления в школе. При этом развитию системы ресурсов, обеспечивающих интеграцию и проявляющихся в новом, более высоком качестве не только процесса, но и результата здоровьесберегающей деятельности должно уделяться особое внимание.

В словаре по общественным наукам понятие «интеграция» (от лат.Integratio – соединение) определяется как «процесс развития, результатом которого является достижение единства и целостности внутри системы, основанной на взаимозависимости отдельных специализированных элементов».

Нам близка позиция Н.В. Волоховой, которая, обращаясь к сущности явлений интеграции и дифференциации, отмечает что «интеграция» имеет как минимум два значения (2):

  • это понятие, обозначающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целое;
  • это процесс сближения и связи каких-нибудь частей, элементов, объединение их в единое целое, происходящий наряду с процессами их дифференциации.

Динамика и качество развития любой системы в значительной степени обусловлено состоянием внешних и внутренних ресурсов, обеспечивающих её функционирование, например реализацию здоровьесберегающего подхода в образовательном учреждении. Следует подчеркнуть, что при этом для каждой системы, процесса, организации в качестве приоритетных могут определяться разные ресурсы. При анализе и оценке ресурсов учитываются объективность и полнота обеспечения тем или иным ресурсом, влияние его на выполнение функций или решение определенных задач, потенциал каждого ресурса, характер взаимодействия ресурсов и т.п.

Сущность интеграции ресурсов образовательного процесса заключается во все усиливающейся взаимосвязи, взаимодействии прежде всего основных ресурсов: кадровых, информационных и материальных, а также всех компонентов целого с целью обеспечения позитивной динамики процессов здоровьесбережения.

Школа «Самсон» работает в условиях полного дня (с 9.00 до 18.30), представляет собой комплекс дошкольного, начального, среднего и полного общего образования. Школа была открыта в 1992 году, проектная мощность до 200 учащихся в год. За время работы уже сделано 13 выпусков, из которых 47% выпускников – медалисты, 100% выпускников успешно поступают в ВУЗы.

Наполняемость классов до 10 человек, на одного педагога в школе приходится 2,1 ребенка. Набор помещений создает условия для обязательных учебных дисциплин, а также дополнительных предметов по выбору обучающихся в соответствии с их интересами, и дифференциации для углубленного изучения предметов. Школа располагает набором помещений для спортивно-оздоровительной работы с детьми (3 современно оборудованных спортзала, тир, бассейн, для рекреаций зимний сад, спортивные площадки для волейбола, баскетбола, футбола, большого тенниса). Создана возможность для выбора спортивно-физкультурных и досуговых занятий с учетом интереса каждого учащегося и его состояния здоровья.

Таким образом, ресурсное обеспечение полноценного формирования и развития здоровьесберегающей образовательной среды в школе полного дня, позволяет учитывать возможности всестороннего развития детей и сохранения их здоровья. Успехи школы в здоровьесбережении обеспечиваются высокоразвитой оздоровительной инфраструктурой: 4 постоянно работающих медицинских специалиста, 11 врачей узких специалистов, привлеченных для диспансеризации, профилактического лечения и медицинского вмешательства при острых состояниях. Все подразделения школы, обеспечивающие формирование полноценного образовательного процесса, интегративно взаимодействуют в процессе сохранения, развития и формирования здоровьесбережения.

Интеграция ресурсов в процессе здоровьесбережения образовательного учреждения рассматривается нами и как целенаправленное системное единение, во-первых, взаимной деятельности участников образовательного процесса, во вторых, как проявление ресурсной целостности образовательной среды, и, в-третьих, как проявление (практическое выражение) интегративного результата – устойчивое развитие здоровьесберегающей образовательной среды.

Здоровьесберегающая образовательная среда, концептуально направленная на сохранение имеющегося здоровья, по принципу «не навреди», укрепление и развитие здоровья, профилактику острых и хронических заболеваний и контроль состояния предболезни, а также формирование отношения к своему здоровью, ценности здорового образа жизни, мотивации здоровьесберегающей активности, воспитание культуры здоровья; использует систему ресурсов, каждый из которых в отдельности не может справиться с поставленными задачами, а в системе ресурсы интегрируя свой здоровьесберегающий потенциал дают новый саногенетически подтвержденный результат.

Мы сосредоточили в данной статье свое внимание на интеграции информационных, человеческих и материальных ресурсов, которая, по нашему мнению, проявляется в системе следующих внутренних и внешних связей:

  • информация и компетентность её использования определяют полноту и динамику стратегического развития человеческих и материальных ресурсов ОУ в решении текущих и перспективных здоровьесберегающих задач;
  • состояние и качество информационного и материального обеспечения создают условия для профессиональной самореализации педагогов и специалистов, их личностного развития, что обеспечивает профессиональную жизнеспособность;
  • внешним двигателем, обеспечивающим развитие интеграции ресурсов образовательной среды, направленным на реализацию здоровьесберегающего подхода в ОУ является социальное партнерство, которое способствует развитию, прежде всего, человеческого ресурса, и за счет повышения его качества обеспечивает развитие системы ресурсов в целом;
  • в управлении ресурсным обеспечением здоровьесберегающей среды, несомненно, важным является ориентация деятельности образовательного учреждения на стратегические национальные программы развития образования федерального и регионального уровней.

В здоровьесбережении качественные характеристики кадрового ресурса направлены на развитие профессиональной жизнеспособности педагогов и специалистов. Профессиональная жизнеспособность определяется как особое состояние человека, его жизненный и профессиональный опыт, который обеспечивает личностную ситуационную адаптацию к реально возникающей проблеме в социуме, что в аспекте здоровьесбережения предполагает (О.А. Шклярова):

  • устойчивое проявление личной культуры здоровья и ведение здорового образа жизни;
  • готовность видеть и принимать проблемы здоровья учащихся, соизмеряя собственную деятельность с принципами здоровьесохранения;
  • умение определять уровень сформированности культуры здоровья учащихся, оценивать образ их жизни, разрабатывать решения, направленные на повышение качества образования в аспекте здоровьесбережения;
  • способность самостоятельно осуществлять (и даже определять) здоровьесберегающую и здоровьеформирующую программу без постороннего руководства;
  • способность брать на себя ответственность, проявлять инициативу, руководствуясь знаниями и здравым смыслом;
  • умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для такого анализа;
  • способность осваивать знания о способах и принципах здоровьесбережения по собственной инициативе (т.е. учитывая свой опыт и обратную связь с окружающими);
  • умение принимать решения на основе здравых суждений – т.е. не располагая всем необходимым материалом и не имея возможности обработать информацию (3).

В нашей школе «Самсон» ведется целенаправленная работа по развитию профессиональной жизнеспособности всех специалистов:

  • достоверность, объективность, своевременность и доступность информации по здоровьесбережению в реализации управления, соуправления и самоуправления всех субъектов образовательного процесса;
  • внутришкольная система научной и методической работы, активизирующая, стимулирующая и регулирующая экспериментальную, и инновационную деятельность каждого учителя;
  • эффективность деятельности каждого специалиста обеспечивается за счет использования кластерной технологии в управлении, позволяющей сочетать инициативу снизу и развивать партнерство в разных формах сотрудничества всех субъектов образовательного процесса (4).

Управление здоровьесбережением осуществляется в целостном управленческом цикле, в частности при планировании работы школы на учебный год начиная с анализа итогов предыдущего года и в форме понедельного планирования с указанием системы действий, общие направления и участие каждого учителя и специалиста с учетом их инициативы.

Формы работы, обеспечивающие повышение здоровьесберегающей компетентности специалистов и педагогов:

  • курсовая подготовка по управлению здоровьесбережением в образовательном учреждении на факультете повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования МПГУ, МИОО, Оксфордский университет и др;
  • творческие группы по здоровьесбережению: организация психолого-педагогического сопровождения детей разных ступеней обучения, развитие творческих способностей детей, воспитание ответственного отношения к собственному здоровью, создание условий для формирования здорового образа жизни и др.;
  • научно-методические семинары, конференции, круглые столы по проблеме - система ресурсного обеспечения развития здоровьесберегающей среды в школе. Среди проведенных мероприятий в 2007-2008 уч. году наиболее масштабными являются следующие: заседание Кафедры управления Московского государственного педагогического университета «Управление развитием здоровьесберегающей среды в школе на ресурсной основе»(январь 2007 г); заседание Координационного совета Президиумов РАМН и РАО «Здоровье и образование детей, подростков и молодежи», (апрель 2007 г.), заседание Высшего Координационного совета Общероссийской Общественной Организации Российского общества школьной и университетской медицины «Влияние педагогических инноваций на здоровье и социальную адаптацию учащихся» (октябрь 2007 г.); I Конгресс Общероссийской Общественной Организации Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья (февраль 2008 г.);
  • экспериментальная и инновационная работа – в школе работает 3 экспериментальные площадки: экспериментальная площадка Московского педагогического государственного университета по осуществлению научно-практического эксперимента «Система ресурсного обеспечения развития здоровьесберегающей среды», научный руководитель - профессор, д.п.н., член-корреспондент РАО, зав.кафедрой управления развитием школы Шамова Т.И.; базовая школа Кафедры гигиены детей и подростков Факультета послевузовского профессионального образования педиатров Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова по вопросам совместной организации, развитию и совершенствованию профессионального образования и повышению квалификации специалистов, переподготовке кадров по актуальным вопросам гигиены детей и подростков (науч. руководитель д.м.н., профессор Вирабова А.Р.); школа-лаборатория НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН по теме «Гигиеническая оценка педагогических технологий» (научный руководитель - профессор, д.м.н. Кучма В.Р.);

В 2007-2008 уч.году НОУ ЧГЭШ «Самсон» прошла аттестацию Департамента образования г.Москвы и получила государственную аккредитацию на статус Центр образования «Школа здоровья».

Развитию профессиональной жизнеспособности педагогов и специалистов школы способствует многолетнее сотрудничество с научными и учебными учреждениями высшего образования: факультет послевузовского профессионального образования педиатров Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова, научный центр охраны здоровья детей РАМН РФ, институт гигиены и охраны здоровья детей и подростков, МПГУ (кафедра управления развитием школы).

Человеческие ресурсы (профессиональные) – характеризуются готовностью учителя выйти на новые компетенции, подготовкой учителя для участия в создании и развитии здоровьесберегающей среды, участием всех сотрудников школы и родителей в формировании среды.

В нашей школе разработана и внедрена система рефлексивного управления в условиях личностно-ориентированного здоровьесберегающего процесса обучения. Учитывая необходимость совокупности использования ресурсов для достижения цели здоровьесохранения и развития, мы определили концептуальность личностно-ориентированного здоровьесберегающего образовательного процесса школы «Самсон», который состоит из 3х основных составляющих: процесса обучения, процесса воспитания и процесса сохранения здоровьесберегающего потенциала. Каждое из направлений имеет собственную систему деятельности и развития. Интегрируясь эти процессы выполняют триединую основную задачу воспитания и развития ребенка для достижения цели – формирования полноценной, грамотной, интеллигентной, гуманной, аналитически мыслящей личности ученика, способного видеть и решать проблемы современного мира – достойного гражданина будущего Российского общества.

Для достижения поставленной цели и реализации программ необходима высокая компетентность педагогов, желание педагогического коллектива поддерживать и реализовывать на практике поставленные задачи, постоянное совершенствование, развитие профессионализма, ощущение сопричастности, чувство самореализации, удовлетворение успешностью, самоанализ. Нами разработана и используется система управленческой поддержки успешности учителя, разработана внутренняя аттестация, система поощрения, которая включает не только материальные, но и социальные премирования.

Результатом такой работы стала профессиональная готовность к участию в управлении ресурсами.

Образовательные ресурсы, выраженные в использовании образовательных технологий, личностно-ориентированном подходе, сформированной высоко-мотивированной образовательной среде, выстроены в систему урочного, внеурочного, дополнительного и развивающего обучения, в систему воспитательного процесса, внутришкольного самоуправления, рейтинговых интеллектуальных конкурсов, марафонов и олимпиад учеников и т.п.

Недооценка недостатков в структурированности, должного уровня взаимосвязей между ресурсами здоровьесбережения в образовательном процессе приводят к тому, что нередко принимаемые управленческие решения неоправданно трудоемки и малоэффективны. Поэтому важно развивать систему мониторирования, включающую: мониторинг образовательного процесса, мониторинг ресурсов, обеспечивающих здоровьесбережение, мониторинг эффективности интегративного управления в аспекте здоровьесбережения.

Недостатком также является неготовность специалистов к осознанию возможных рисков управления процессом здоровьесбережения. Противостоять этому можно при активном развитии информационных систем, интегрирующих различные потоки информации и информацию как средство повышения здоровьесберегающей компетентности всех субъектов образовательного процесса. Мощным механизмом активизации информационных ресурсов в последние годы становятся электронные ресурсы, которые обеспечиваются ИКТ. Использование компьютерных программ, электронных средств обучения повышает непроизвольное внимание детей, помогает развивать произвольное внимание, приучают к самостоятельности, развивают навыки самоконтроля, развивают учебно-познавательные компетентности, расширяют виды интеллектуальной деятельности и т.п. (1) Так, использование Интернета по различным направлениям, позволяет обеспечивать гарантированное качество представляемой субъектам образовательного процесса информации.

Таким образом, ведущим условием создания устойчивого развития здоровьесберегающего пространства школы является постоянное совершенствование ресурсов, среди которых главное состоит в повышении профессиональной компетентности учителей и медицинского персонала в области образования. Следует помнить, что общеобразовательная школа не только обучает. В школе, здоровье должно рассматриваться как цель, содержание и результат образовательного процесса.

Результаты исследования и опыт их реализации на экспериментальной площадке МПГУ в образовательном учреждении «Самсон» используется успешно в практике работы общеобразовательных школ (……), что является практическим доказательством объективности теоретического обоснования разработанной системы интеграции кадровых, информационных и материальных ресурсов в целях здоровьесбережения школьников.

Используемая литература

  1. Вирабова А.Р. Информатизация личностно-ориентированного образовательного процесса в средней школе. Материалы Международной научно-практической конференции «Информатизация образования - 2005». - Елец: Елецкий государственный университет им.Бунина, 2005. - С. 400-403
  2. Волохова Н. В. Философия и педагогика: процесс сближения.// Образование и общество. –2003. – № 3.
  3. Шклярова О.А. Культура здоровья педагога как ресурс обеспечения эффективности здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении. //Управление развитием здоровьесберегающей среды в школе на ресурсной основе. – М.: УЦ «Перспектива», 2007.
  4. Шамова Т.И. «Кластерная организационная технология в развитии образования». Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. – Курск, 2008.

Вернуться к списку статей...