РЕФЛЕКСИВНОЕ
УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ
В ШКОЛЕ НА РЕСУРСНОЙ ОСНОВЕ
профессор, доктор медицинских наук Вирабова А.Р.
Некоммерческое образовательное учреждение
Центр образования «Школа Здоровья «САМСОН»
В России осуществляется эксперимент по модернизации образовательного процесса в общеобразовательной школе. Перестройка образования с повышением качества и совершенствованием его структуры производится в интересах охраны здоровья обучающихся.
В сложившейся ситуации, когда общество практически потеряло поколение абсолютно здоровой молодёжи, здоровьесберегающая направленность проводимой модернизации школьного образования сближает профессиональные интересы медиков, педагогов и психологов.
В Послании Федеральному Собранию РФ 05.11.2008 Президент России Д.А.Медведев говорил о том, что именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Сегодняшняя статистика здоровья школьников – просто ужасающая… Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны, в том числе, и педагоги.
Здоровьесберегающая педагогика, позиционирующая организацию обучения в соответствии с индивидуальными возможностями ученика, не является альтернативной всем другим системам и подходам.
Мы обратились к использованию комплексной системы воздействия, составляющими которой являются процессы, методы, предметы, объекты, субъекты, ценности, возможности, т.е. средства (ресурсы), необходимые для полноценного формирования, развития и эффективного функционирования личностно-ориентированной здоровьесберегающей образовательной среды.
Использование ресурсных возможностей, включающих образовательные ресурсы, материальные, человеческие, психологические, здоровьесберегающие, социальные, управленческие, должно быть концептуально обосновано, и в большей степени актуализируется в связи с принятием Правительством Постановления «О приоритетных направлениях развития образовательной системы России» (2004), становясь одним из основных направлений модернизации российской общеобразовательной школы и находясь на стыке интересов основных национальных проектов: медицинского, образовательного и демографического.
Мы обосновали систему и физиолого-гигиенические принципы личностно-ориентированного обучения в условиях ресурсного обеспечения полноценного формирования и динамичного развития здоровьесберегающей образовательной среды в гуманитарно-экономической общеобразовательной школе полного дня, с возможностью развития каждого ученика в соответствии с его интересами и состоянием здоровья.
Здоровьесберегающая образовательная среда, концептуально направленная на сохранение имеющегося здоровья, по принципу «не навреди», укрепление и развитие здоровья, профилактику острых и хронических заболеваний и контроль состояния предболезни а также формирование отношения к своему здоровью, ценности здорового образа жизни, мотивации к участию в процессе сохранения и укрепления здоровья; использует систему ресурсов, каждый из которых в отдельности не может справиться с поставленными задачами, а в системе ресурсы интегрируя свой потенциал дают новый саногенетически подтвержденный результат, - реформируя здоровьесберегающую образовательную среду в здоровьесозидающую.
В исследовании мы ставили целью рассмотрение вопросов управления ресурсами для полноценного формирования здоровьесозидающей образовательной среды, сбережения и развития здоровья детей, подготовки к здоровому образу жизни, воспитания отношения к своему физическому и нравственному здоровью.
Под здоровьесберегающими ресурсами следует понимать факторы, влияющие на формирование здоровьесберегающей образовательной среды с использованием арсенала медицинских средств для системной диспансеризации, морфо-функциональных исследований, профилактической работы и лечения выявленных патологий или состояния предболезни учащихся; участие в формировании новой компетенции приоритетности осознания здорового образа жизни у учителя и всех участников образовательного процесса; участие в формировании персональной траектории психолого-педагогического сопровождения учеников. Т.е. цель использования здоровьесберегающих ресурсов:
- Создание в школе условий, не ухудшающих, а способствующих сохранению и укреплению здоровья;
- Создание в школе системы работы по формированию ценности здоровья, здорового образа жизни, профилактики рисков здоровья, эффективности использования физической культуры.
Человеческие ресурсы (профессиональные) - это готовность учителя выйти на новые компетенции, подготовка учителя для участия в создании и развитии здоровьесберегающей среды, участие всех сотрудников школы и родителей в формировании среды.
В школе разработана и внедрена система рефлексивного управления в условиях личностно-ориентированного здоровьесберегающего процесса обучения. Учитывая необходимость использования всех ресурсов для достижения цели здоровьесохранения и развития мы определили концептуальность образовательного процесса школы «Самсон», который состоит из 3х основных составляющих: процесса обучения, процесса воспитания и процесса сохранения здоровьесберегающего потенциала. Каждое из направлений имеет собственную систему деятельности и развития. Интегрируясь эти процессы выполняют триединую основную задачу воспитания и развития ребенка для достижения цели – формирования полноценной, грамотной, интеллигентной, гуманной, аналитически мыслящей личности ученика, способного видеть и решать проблемы современного мира – достойного гражданина будущего Российского общества.
Для достижения цели и реализации программ необходима высокая компетентность педагогов, желание педагогического коллектива поддерживать и реализовывать на практике поставленные руководством задачи, постоянное совершенствование, развитие профессионализма, ощущение сопричастности, чувство самореализации, удовлетворение успешностью, самоанализ. Нами разработана и используется система управленческой поддержки успешности учителя, разработана внутренняя аттестация, система поощрения, которая включает не только материальные, но и социальные премирования.
Результатом такой работы стала психологическая позитивность, профессиональная готовность к участию в управлении ресурсами.
Образовательные ресурсы, выраженные в использовании образовательных технологий, личностно-ориентированном подходе, сформированной высоко-мотивированной образовательной среде выстроены в систему урочного, внеурочного, дополнительного и развивающего обучения, в систему воспитательного процесса, внутришкольного самоуправления, рейтинговых интеллектуальных конкурсов, марафонов и олимпиад учеников.
Педагогический процесс построен по системе преемственности обучения, при проведении уроков используется от 4 до 7 видов учебной деятельности (опрос, слушание, письмо, ответы на вопросы, самостоятельная работа и т.д.). Они регулярно (через 7-10 минут) чередуются. Используются задачно-целевая, адаптивная, рефлексивная и другие формы поурочного обучения, с использованием ведущих каналов восприятия информации (аудиовизуальный, кинестетический и др.). Обеспечивается персонализированный подход к учащимся с учетом личностных возможностей. Осуществляется выбор педагогических технологий, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учеников.
В школе используются игровые педагогические технологии, технологии интенсификации обучения, перспективно-опережающего обучения, проектно-исследовательская деятельность и технология по модели «ученик – класс».
Обоснованы и внедрены педагогические технологии в области физической культуры, «единый спортивный час» (5 часов физкультуры в неделю), реализующий рекомендации ВОЗ по двигательной активности, разработка которого является интеллектуальной собственностью школы «Самсон», уроки физической культуры с образовательной и тренирующей направленностью, динамические прогулки, занятия ЛФК, индивидуальные занятия с учащимися, дающие выраженный эффект.
Психологические ресурсы выражены в психолого-педагогическом сопровождении всех участников образовательного процесса: ученик, учитель, кураторы, администрация, родители.
Психологическая служба школы на основе разработанных принципов обеспечивает создание эмоционального комфорта и условий для самовыражения, самосознания и саморазвития каждого учащегося; гуманизацию школьных отношений, выстраивание гармоничных взаимоотношений между детьми, педагогами и родителями; определение возможностей и личностного потенциала каждого ученика, выявление генетически обусловленных способностей, их развитие и превращение в условиях психолого-педагогического сопровождения в качества перспективной успешности; стимулирование инновационно-образовательной деятельности педагогов, связанной с внедрением личностно ориентированных и эффективных психологических технологий в практику образования.
Управленческие ресурсы являются составной частью системы ресурсного обеспечения и в тоже время находятся в прямой зависимости от слаженности взаимодействия и интеграции всех остальных ресурсов. Управление развивается тогда, когда меняется, т.е. развивается объект управления (образовательное учреждение), в котором сформирована личностно-ориентированная здоровьесберегающая образовательная среда, обеспеченная ресурсами, дающими возможность изменить сам объект (школу).
Важный компонент ресурсного обеспечения - материальные ресурсы, которые являются питающей системой любой эффективно работающей организации.
Основные показатели финансового плана школы на учебный год определены в соответствии с основными направлениями программы «Здоровьесберегающие технологии в личностно-ориентированном обучении в условиях «Некоммерческого образовательного учреждения «Частная гуманитарно-экономическая школа «Самсон».
Организация и финансирование программы связано с наличием в составе расходной части баланса специализированных статей расходов, что приводит к увеличению сметы расходов на 40%:
1. Финансирование службы медицинского сопровождения включает:
- проведение диспансеризации;
- выполнение медицинских назначений в соответствии с консультациями узких специалистов;
- проведение профилактических мероприятий, иммунизация, аромоте¬рапия, куфотерапия, фитопрофилактика;
- проведение вакцинации и ревакцинации;
- оказание первой медицинской помощи;
- проведение мероприятий по обеззараживанию помещений (кварцевание), ионизации воздуха в учебных классах, обеззараживанию воды в бассейне;
- проведение занятий ЛФК, массажа, физиотерапии в соответствии с назначением врачей-консультантов.
2. Финансирование мероприятий по обеспечению личностно-ориентированного образовательного процесса предусматривает организацию и финансирование деятельности специализированных служб:
- центр психолого-педагогического сопровождения с проведением мониторинга и корректировки психического развития детей;
- методический центр по разработке и внедрению индивидуальных учебных программ по предметам, проведению мониторинга и корректировки эмоционально-волевой сферы и уровня обученности школьников, разработке системы воспитательной работы, способствующей привитию ценностей здорового образа жизни;
- кафедра кураторов с проведением ежедневного контроля выполнения режима дня, качественной подготовки домашних заданий, организацией целенаправленной работы по воспитанию культуры поведения на уроках, переменах, внеурочных мероприятиях, воспитание самоконтроля, саморегуляции, самоорганизации учащихся;
- кафедра иностранного языка с проведением углубленной языковой подготовки и ранним изучением второго языка;
- элективные курсы с профилизацией обучения в старшей школе;
- кафедра эстетического воспитания по формированию ценностных компетенций через интеграцию знаний;
- дополнительное образование, предусматривающее включение в учебный план экскурсии, уроки музыки, изо, хореографию, этику; а также организацию работы творческих объединений и студий.
3. Предусмотрено финансирование деятельности службы транспортной доставки и сопровождения учащихся.
4. Формирование образовательного пространства предусматривает:
- расходы по капитальному строительству и оснащению дополнительных учебных помещений с учетом санитарно-эпидемиологических норм для организации системы индивидуального обучения;
- строительство и организацию зон релаксации, аэрации, занятий физкультурой и спортом, предусматривающих сбалансированное чередование видов нагрузки, времени занятий и отдыха;
- приобретение основных средств, учебных и методических пособий;
- предоставление учащимся школьной формы и других материалов, необходимых в учебном процессе.
Для обеспечения содержания имущественного комплекса школы организована специализированная инженерная служба, включающая в себя специалистов по обслуживанию бассейна и зимнего сада.
5. Финансирование деятельности школьной столовой по организации сбалансированного трехразового горячего питания производится на основании медицинских рекомендаций с возможностями диетического питания (стол № 1, 4,5,7,9)
Питание трехразовое:
09.40 - завтрак;
13.05 - горячий обед из трех блюд с холодными закусками, сок;
15.50 - полдник с фруктами, выпечкой.
(15.30 и 17.00 - полдник для подготовительного центра)
Ежемесячно в смету расходов включаются статьи связанные с приобретением хозяйственного инвентаря, моющих и дезинфицирующих средств.
6. Финансирование организации системы занятий физической культурой и спортом.
С целью соблюдения необходимого двигательного режима, способствующего сохранению здоровьесберегающего потенциала ребенка, организована система «Единый спортивный час» (5 часов физкультуры в неделю), реализующий рекомендации ВОЗ по двигательной активности, который проводится ежедневно для всех классов, секционные занятия в спортивном зале, бассейне, тренажерном зале, динамические прогулки на открытой спортивной площадке, занятия ЛФК, а также участие команд школы по различным видам спорта в выездных соревнованиях.
В смете финансирования предусмотрены статьи расходов связанные с организацией службы обеспечения правопорядка, работающей в круглосуточном режиме, оплатой услуг Управлению вневедомственной охраны при УВД ЮАО г.Москвы, оплатой услуг по инженерно-техническому сопровождению работы системы противопожарной безопасности.
Социальные условия страны, региона, города, округа, района, муниципалитета, органов управления исполнительной власти, органов законодательной власти, управления образования, здравоохранения и др. социальнозначимые структуры являются социальными ресурсами.
Ведущим условием создания устойчивого развития здоровьесберегающего образовательного пространства школы является постоянное совершенствование ресурсов, среди которых главное состоит в повышении профессиональной компетентности учителей, и медицинского персонала в области педагогики.
Воспитывая физически, социально и нравственно здоровую личность ребенка, общеобразовательная школа выполняет главную государственную задачу, формируя здоровое российское общество.