ИННОВАЦИИ ШКОЛЫ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ И ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СТОЛИЧНЫХ ШКОЛАХ

доктор медицинских наук, профессор Вирабова А.Р.

Кафедра гигиены детей и подростков
Факультета послевузовского профессионального образования педиатров
Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова,

Некоммерческое образовательное учреждение
Центр образования «Школа Здоровья «САМСОН»,
г.Москва, Россия

Главным побудительным мотивом проводимой модернизации школьного образования является ухудшение состояния здоровья современных детей и подростков: увеличение заболеваемости практически по всем классам болезней.

В Послании Федеральному Собранию РФ 05.11.2008 Президент России Д.А.Медведев говорил о том, что именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Сегодняшняя статистика здоровья школьников – просто ужасающая… Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны, в том числе, и педагоги.

Требуется консолидация профессиональных интересов медиков, педагогов и психологов с реализацией здоровьесберегающей направленности проводимой модернизации школьного образования.

Здоровьесберегающая педагогика дает возможность одновременно решать задачи образования и здравоохранения детского населения страны.

При повышении качества и совершенствования структуры образования необходимо укрепление здоровья учащихся, обеспечение психологического комфорта всем участникам образовательного процесса.

Нами обоснованы гигиенические принципы персонализации обучения в условиях современной общеобразовательной школы с оценкой основных тенденций изменения функционального состояния организма и здоровья детей в процессе здоровьесберегающего личностно-ориентированного обучения.

Анализируемый педагогический процесс построен в режиме полного дня (09:00 – 18:30) по системе преемственности обучения с использованием задачно-целевой, адаптивной, рефлексивной и других форм поурочного обучения. Обеспечивается персонализированный подход к учащимся с учетом личностных возможностей и ведущих каналов восприятия информации, с выбором педагогических технологий, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учеников (игровых, интенсификации обучения, перспективно-опережающего обучения, проектно-исследовательской деятельности и технологии по модели «ученик – класс»), в области физической культуры, «единый спортивный час» (5 часов физкультуры в неделю), динамических прогулок, занятий ЛФК, в рамках школы полного дня спортивных игр, секций плавания, хореографии и т.д.

Медицинское обеспечение включает: ежегодный диспансерный осмотр всех детей 7ю узкими специалистами, клинико-лабораторное обследование; профилактику простудных и вирусных заболеваний; фитопрофилактику и фитотерапию; витаминопрофилактику; лечебный массаж; санацию полости рта; диетическое питание (по медицинским показаниям); физиотерапевтические процедуры; формирование мотивации к здоровому образу жизни.

Психологическая служба школы на основе разработанных принципов обеспечивает создание эмоционального комфорта и условий для самовыражения, самосознания и саморазвития каждого учащегося; гуманизацию школьных отношений, выстраивание гармоничных взаимоотношений между детьми, педагогами и родителями.

В процессе личностно-ориентированного обучения наблюдается повышение оценки интеллектуального потенциала во всех возрастных группах.

Государственная аттестация, проводимая Департаментом образования г.Москвы в 2003, 2006 и 2008 г.г., являясь результирующим показателем учебно-воспитательного процесса, определила высокий уровень обученности за курсы начальной, основной и старшей школы.

Здоровьесберегающие педагогические технологии личностно-ориентированного обучения позволяют обеспечить высокий уровень работоспособности детей, с положительной динамикой к концу учебного года, увеличением скорости и качества выполнения корректурных тестов, с тенденцией к улучшению качественных показателей умственной работоспособности.

Установлено, что при личностно-ориентированном обучении меньше детей с повышенным уровнем невротизма, что объясняется психологически комфортным микроклиматом в коллективе, учетом индивидуальных познавательных особенностей, отказом от авторитарного стиля в общении с учениками.

Результат определения свободного кортизола указывал на высокую степень адаптации учеников к образовательным нагрузкам.

Саногенетический мониторинг выявил преобладание доли детей со сбалансированным и достаточным уровнем функционирования сердечно-сосудистой, дыхательной систем, обменных процессов, отсутствие детей, имеющих оценку «функционального напряжения» в состоянии миокарда, вариабельности сердечного ритма, АД и психомоторной координированности.

Исследовав корреляционные зависимости параметров саногенетического статуса и психолого-физиологического состояния детей (по цветовому тесту Люшера), выявлена корреляционная связь между полом и вегетативным коэффициентом, характеризующим работоспособность ребенка.

Обращает на себя внимание, что дети часто и длительно болеющие отсутствуют. Установлены низкие уровни острой заболеваемости и обострений хронических болезней, что свидетельствуюет о хорошем состоянии иммунной системы учеников школы «Самсон».

Проведенное комплексное исследование показало выраженный здоровьесберегающий эффект системы личностно-ориентированного образования.

Изучив проблемы адаптации организма ребенка к условиям персонализации обучения, показана его «физиологическая стоимость» и «цена адаптации» на системном и организменном уровнях, а также по комплексной оценке состояния здоровья учащихся.

Предложены новые алгоритмы деятельности медицинской и психогигиенической служб личностно-ориентированной школы.

Разработана система психолого-педагогического сопровождения учеников с использованием методико-практического пособия «Карта психологического обследования учащихся».

Разработана и внедрена новая здоровьесберегающая педагогическая технология в области физической культуры «Единый спортивный час» (5 часов физкультуры в неделю), реализующая рекомендации ВОЗ по двигательной активности.

Сформулированы гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима работы школы полного дня, реализующей личностно-ориентированный здоровьесберегающий образовательный процесс.

Задача общеобразовательной школы – формирование физически, социально и нравственно здоровой личности, интеллектуальной и гуманной, интеллигентной и воспитанной, умеющей аналитически мыслить, видеть и решать проблемы. Если школа выполнит поставленные перед ней социальные задачи, наше Российское общество будет во всех смыслах здоровым, процветающим и перспективным.

Вернуться к списку статей...