ИННОВАЦИИ ШКОЛЫ

ПРОБЛЕМЫ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ И ИХ РЕШЕНИЕ
В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА ОБРАЗОВАНИЯ «ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ «САМСОН».

профессор, доктор медицинских наук Вирабова А.Р.
педагог-психолог Кольчугина Л.Г.

Кафедра гигиены детей и подростков
Факультета послевузовского профессионального образования педиатров
Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова,

Некоммерческое образовательное учреждение
Центр образования «Школа Здоровья «Самсон»,
г.Москва, Россия

Является ли сохранение психического здоровья в школе основой для успешного обучения? Существует ли единая система мер по сохранению психического здоровья? Может ли школа не только сохранять, но и укреплять психическое здоровье детей? На подобные вопросы школьные психологи давно уже пытаются найти ответы. Попробуем рассмотреть их с позиции Центра образования «Школы Здоровья «Самсон».

Ни для кого не секрет, что в школу приходят разные дети. Это определяется и домашней системой воспитания, и особенностями возрастного развития ребенка, и многими другими факторами. Если задать родителям вопрос: «Чего вы ждете от школы?», многие ответят примерно так: «Чтобы ребенка научили (здесь следует перечень важного по мнению родителей) и воспитали». Некоторые добавляют: «Хотим, чтобы ребенку в школе было комфортно». Входит ли в эту фразу желание сохранить психическое здоровье?

Уже несколько лет ученые и психологи говорят о необходимости создания в школе здоровьесберегающей среды. Здоровье любого человека зависит от равнозначности развития трех факторов: физическое здоровье, душевное здоровье, социальное здоровье. Именно душевное здоровье рассматривают как психическое. Иными словами, это «психологическая устойчивость» - сложное качество личности в котором объединены: уравновешенность (равновесие), стабильность (постоянство), сопротивляемость (резистентность).

Таким образом, психическое здоровье в школе можно рассматривать как комфортное эмоциональное состояние, при котором каждый учащийся может реализовать свой потенциал, свои ресурсные возможности, успешно справляясь с возможными стрессовыми ситуациями и эффективно обучаться. Это и есть ответ на вопрос: «Является ли сохранение психического здоровья в школе основой для успешного обучения?». Именно психическое здоровье является основой успешного обучения и развития эффективных взаимоотношений как внутри школьного коллектива, так и за его пределами.

Перейдем ко второму вопросу: «Существует ли единая система мер по сохранению психического здоровья?». Укрепление психического здоровья в школьных условиях реализуется при помощи разнообразных мероприятий, каждое из которых направлено на оказание положительного воздействия для формирования и укрепления психического здоровья.

Так, например, в Центре образования «Школе Здоровья «Самсон» организована система психологического сопровождения, главная задача которой – создание эмоционального комфорта и условий для саморазвития каждого ребенка.

Цель психологической службы школы «Самсон» - формирование образовательной среды как пространства развития личности, обеспечивающего благоприятные условия для успешного обучения и социально-психологического самоопределения на всех возрастных этапах.

Система психолого-педагогического сопровождения учитывает зону ближайшего развития и психические новообразования на всех возрастных ступенях и строится на следующих принципах:

  1. Ориентация на цели и актуальные задачи школы.
  2. Направленность на всех участников образовательного процесса.
  3. Сопровождение развития ребёнка на данном возрастном этапе с учётом ведущей психической деятельности.
  4. Создание условий для освоения детьми системы отношений с миром и собой.
  5. Систематическое взаимодействие и сотрудничество психологов с педагогами.

Все вышеперечисленные меры представляют собой комплексную профилактику по сохранению психического здоровья учащихся.

Психологическая служба школы «Самсон» состоит из 4 подразделений, соответственно количеству возрастных групп: дошкольный центр, начальная, средняя (основная) и старшая школа. В рамках общих принципов деятельности психологической службы (диагностика, профилактика, коррекция и развитие) прослеживается специфика работы каждого звена.

На каждого ребёнка создаётся индивидуальная психологическая карта, куда вносятся общие сведения о ребёнке, данные обследования его различными специалистами (логопедом, педагогом-куратором врачом и психологом), отслеживается динамика развития, записываются рекомендации. Карта заполняется 2 раза в год – по итогам психологического мониторинга. Благодаря зафиксированным в Карте данным можно увидеть динамику развития ребёнка, в случае необходимости получить данные обследования учащегося другими специалистами, а также иметь возможность корректировать программу развития в течение учебного года.

По результатам проводимой диагностики психологами разрабатываются рекомендации педагогам и родителям. Эти рекомендации учитываются при составлении индивидуального учебного плана каждого ребёнка. Психологами и медиками разработаны рекомендации по использованию на уроках здоровьесберегающих технологий, учитывающих потребности ребёнка в смене видов деятельности, динамических пауз, особенности обучения лево- и правополушарных детей. Использование здоровьесберегающих технологий даёт возможность организовать работу на уроке, исключив стрессы, снизив тревожность, снять перегрузки учащихся, поддержать внимание и, таким образом, работать над сохранностью психического здоровья.

Таким образом, для каждого учащегося выстраивается индивидуальная траектория развития, соответствующая его интеллектуальному уровню, а так же уровню физического и психического здоровья.

Укрепление психического здоровья охватывает действия по созданию такой школьной среды, которая будет позволять учащимся понимать, принимать и вести здоровый образ жизни и тем самым поддерживать психическое здоровье. Следовательно, единую систему мер по сохранению психического здоровья вполне возможно создать и работать над этим необходимо не только в рамках отдельной школы.

Для того чтобы ответить на третий вопрос: «Может ли школа не только сохранять, но и укреплять психическое здоровье детей?», необходимо пронаблюдать за некоторыми показателями психического здоровья у учащихся нашей школы. Такими показателями являются: уровень тревожности, уровень мотивации, субъективная оценка самочувствия. Так же можно рассмотреть уровень интеллектуального развития, если мы говорим о том, что психическое здоровье влияет на успешность обучения.

По результатам психологического мониторинга уровня тревожности учащихся среднего звена наблюдается динамика снижения уровня тревожности в течение учебного года (по количеству учащихся с высоким уровнем тревожности) с 48% в октябре до 19% в апреле 2008-2009 уч.года.

Динамика состояния уровня тревожности учащихся 11-х классов в период подготовки к ЕГЭ составила от 59% в сентябре до 27% в апреле 2008-2009 уч.года.

Отмечена положительная динамика высокой учебной мотивации в основной школе (5-8 класс) в начале и конце учебного года: с 33 до 60%%.

Исследование уровня интеллектуального развития показало динамику развития мышления учащихся начальной школы от начала к концу учебного года в 1,37 раза.

Как мы видим из представленных графиков, ответ на вопрос «Может ли школа не только сохранять, но и укреплять психическое здоровье детей?» так же является положительным.

О высокой значимости психического здоровья можно судить по определению здоровья, данному в Уставе ВОЗ: "Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов". Психическое здоровье является неотъемлемой частью этого определения. И очень важно, чтобы ребенок и его родители, приходя в школу, ставили перед собой (кроме образовательных и воспитательных задач) задачу: «Сохранение и развитие психического здоровья».

Вернуться к списку статей...