РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ
В УСЛОВИЯХ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ШКОЛЫ
Вирабова Анна Рафаиловна
профессор, доктор медицинских наук
Факультет повышения квалификации работников образования МПГУ
НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН
Некоммерческое образовательное учреждение
Центр образования «Школа Здоровья «Самсон»
г.Москва
Сегодня обществом востребовано не только повышение качества образования и совершенствование его структуры, но и укрепление здоровья учащихся, обеспечение психологического комфорта участникам образовательного процесса. Однако необходимо признать отсутствие комплексных исследований по физиолого-гигиенической оценке личностно-ориентированного обучения, которое призвано стать одним из основных направлений модернизации российской общеобразовательной школы и находится на стыке интересов основных национальных проектов: медицинского, образовательного и демографического.
Главным побудительным мотивом проводимой модернизации школьного образования является ухудшение состояния здоровья современных детей и подростков: увеличение заболеваемости практически по всем классам болезней (Кучма В.Р., 2001, 2002, 2004; Макарова А.Ю., 2001; Степанова М.И., 2003; Куинджи Н.Н., 2000; Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Павлович К.Э., 2004).
В Послании Федеральному Собранию РФ 05.11.2008 Президент России Д.А.Медведев говорил о том, что именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Сегодняшняя статистика здоровья школьников – просто ужасающая… Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны, в том числе, и педагоги.
В сложившейся ситуации, когда общество практически потеряло поколение абсолютно здоровой молодёжи, здоровьесберегающая направленность проводимой модернизации школьного образования жизненно необходима и требует качественного сближения профессиональных интересов медиков, педагогов и психологов.
Здоровьесберегающая педагогика, не являясь альтернативной всем другим системам и подходам, дает возможность одновременно решать многие задачи образования и здравоохранения детского населения страны.
Содержание и организация обучения всегда должны соответствовать возрастным морфо-функциональным особенностям учащихся. Объем учебной нагрузки и уровень сложности изучаемого материала в соответствии с индивидуальными возможностями ученика – главные и обязательные требования к любой образовательной технологии, определяющие характер ее влияния на здоровье учащегося.
На основе научного анализа работы Центра образования «Школы Здоровья «Самсон» обоснованы гигиенические принципы организации личностно-ориентированного обучения в условиях современной общеобразовательной школы, дана оценка основных тенденций изменения функционального состояния организма и здоровья детей в процессе личностно-ориентированного обучения.
В нашей школе используется комплексная система воздействия, составляющими которой являются ресурсы, т.е. средства, необходимые для полноценного развития и функционирования личностно-ориентированной здоровьесберегающей образовательной среды.
Использование ресурсных возможностей, включающих образовательные, материальные, человеческие, психологические, здоровьесберегающие, социальные, управленческие, временные, природные и информационные ресурсы, является одним из основных направлений модернизации российской общеобразовательной школы.
Здоровьесберегающая образовательная среда, концептуально направлена на сохранение, укрепление и развитие здоровья, профилактику заболеваний, контроль состояния предболезни а также формирование отношения к своему здоровью, ценности здорового образа жизни, мотивации к участию в процессе сохранения и укрепления здоровья.
Под здоровьесберегающими ресурсами следует понимать факторы, влияющие на формирование здоровьесберегающей образовательной среды с использованием арсенала медицинских средств для системной диспансеризации, морфо-функциональных исследований, профилактической работы и лечения выявленных патологий или состояния предболезни учащихся; участие в формировании новой компетенции приоритетности осознания здорового образа жизни у учителя и всех участников образовательного процесса; участие в формировании персональной траектории психолого-педагогического сопровождения учеников. Целью использования здоровьесберегающих ресурсов является создание в школе условий, не ухудшающих здоровье, а способствующих его сохранению и укреплению, а также создание системы работы по формированию ценности здоровья, здорового образа жизни, профилактики рисков здоровья, эффективности использования физической культуры.
Здоровьесберегающие ресурсы школы «Самсон» имеют медицинское обеспечение, включающее ежегодные медицинские осмотры (диспансеризация) всех детей 7ю узкими специалистами, клинико-лабораторное обследование, профилактику простудных и вирусных заболеваний, фитопрофилактику и фитотерапию, витаминопрофилактику, лечебный массаж, санацию полости рта, диетическое питание (по медицинским показаниям), физиотерапевтические процедуры, формирование мотивации к здоровому образу жизни.
Под непосредственным наблюдением находились 230 учащихся
1-11 классов. Физиологические исследования проводились в динамике учебного дня, недели и года. Кроме того, мы проанализировали показатели функционального состояния организма и состояния здоровья около одной тысячи учащихся различных образовательных учреждений. Это позволило сравнить влияние процесса обучения в нашей школе и других образовательных учреждениях на состояние здоровья и функциональное состояние организма детей.
Школа, реализующая личностно-ориентированное обучение, работает в режиме полного дня (09:00 – 18:30). Наполняемость классов до 10 человек. На одного педагога приходится 2,1 учащегося. Набор помещений создает условия для изучения обязательных учебных дисциплин, а также дополнительных предметов по выбору обучающихся. Школа располагает набором помещений для спортивно-оздоровительной работы с детьми (3 современно оборудованных зала, бассейн, тир, 2 спортплощадки на территории школы), для рекреаций (зимний сад). Создана возможность выбора спортивно-физкультурных и досуговых занятий детей.
Человеческие ресурсы (профессиональные), готовность учителя выйти на новые компетенции, подготовка учителя для участия в создании и развитии здоровьесберегающей среды, участие родителей в формировании среды.
Нами предложена и внедрена система рефлексивного управления школой в условиях личностно-ориентированного здоровьесберегающего процесса обучения. Учитывая необходимость использования совокупности ресурсов для достижения цели здоровьесохранения и развития, мы определили концептуальность личностно-ориентированного здоровьесберегающего образовательного процесса школы «Самсон», который состоит из 3х основных составляющих: процесса обучения, процесса воспитания и процесса сохранения здоровьесберегающего потенциала. Каждое из направлений имеет собственную систему деятельности и развития. Интегрируясь эти процессы выполняют триединую основную задачу воспитания и развития ребенка для достижения цели – формирования полноценной, грамотной, интеллигентной, гуманной, аналитически мыслящей личности ученика, способного видеть и решать проблемы современного мира – достойного гражданина будущего Российского общества.
Для достижения цели и реализации программ необходима высокая компетентность педагогов, желание педагогического коллектива поддерживать и реализовывать на практике выработанные коллективом задачи, постоянное совершенствование, развитие профессионализма, ощущение соучастности, чувство самореализации, удовлетворение успешностью, самоанализ. Нами разработана и используется система управленческой поддержки успешности учителя, разработана внутренняя аттестация, система награждений, которая включает не только материальные, но и социальные поощрения.
Результатом такой работы стала профессиональная готовность к участию в управлении ресурсами.
Образовательные ресурсы, выраженные в использовании образовательных технологий, личностно-ориентированном подходе, сформированной высоко-мотивированной образовательной среде выстроены в систему урочного, внеурочного, дополнительного и развивающего обучения, в систему воспитательного процесса, внутришкольного самоуправления, рейтинговых интеллектуальных конкурсов, марафонов и олимпиад учеников.
Педагогический процесс построен по системе приемственности обучения, при проведении уроков используется от 4 до 7 видов учебной деятельности (опрос, слушание, письмо, ответы на вопросы, самостоятельная работа и т.д.), которые регулярно (через 7-10 минут) чередуются. Применяются задачно-целевая, адаптивная, рефлексивная и другие формы поурочного обучения. Используются ведущие каналы восприятия информации учениками (аудиовизуальный, кинестетический и др.) Обеспечивается персонализированный подход к учащимся с учетом личностных возможностей, с выбором педагогических технологий, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учеников.
В школе используются игровые педагогические технологии, технологии интенсификации обучения, перспективно-опережающего обучения, проектно-исследовательская деятельность и технология по модели «ученик – класс».
Специфика организации учебно-воспитательного процесса заключается в превышении по сравнению с существующими нормативами аудиторной нагрузки (от 2-х до 7-ми часов в неделю по разным возрастам), однако наличие ресурсного обеспечения для персонализации обучения и воспитания (малая наполняемость классов, личностно-ориентированная технология, современное учебное оборудование, психологический комфорт) и увеличение (по сравнению с привычной) объема двигательной активности, успешно нивелируют этот процесс.
Обоснованы и внедрены новые педагогические технологии в области физической культуры, «единый спортивный час» (5 часов физкультуры в неделю), реализующий рекомендации ВОЗ по двигательной активности, разработка которого является интеллектуальной собственностью школы «Самсон», уроки физической культуры с образовательной и тренирующей направленностью, динамические прогулки, занятия ЛФК.
Подавляющее большинство (75-100%) обучающихся в начальных классах удовлетворяют свою биологическую потребность в двигательной активности за счет организации в рамках школы полного дня различных спортивных игр, секций плавания, хореографии и др.
В процессе обучения, высокого уровня развития физических качеств достигли 39% учащихся, что на 21% выше, чем в начале учебного года, одновременно на 5% сократилось количество учащихся с низким уровнем физической подготовленности.
Психологические ресурсы выражены в психолого-педагогическом сопровождении всех участников образовательного процесса (ученик, учитель, кураторы, администрация, родители).
Психологическая служба школы на основе разработанных принципов обеспечивает создание эмоционального комфорта и условий для самовыражения, самосознания и саморазвития каждого учащегося; гуманизацию школьных отношений, выстраивание гармоничных взаимоотношений между детьми, педагогами и родителями; определение возможностей и личностного потенциала каждого ученика, выявление генетически обусловленных способностей, их развитие и превращение в условиях психолого-педдагогического сопровождения в качества перспективной успешности; стимулирование инновационно-образовательной деятельности педагогов, связанной с внедрением личностно ориентированных и эффективных психологических технологий в практику образования.
Оценка интеллектуального потенциала показывает, что личностно-ориентированное обучение обеспечивает средний и выше среднего уровень интеллектуального развития у 74-84% учащихся 1-4-х классов, 100% учащихся 5-6-х классов, 87,5-100% учащихся 7-8-х классов и 93-98% старшеклассников, а его повышение в процессе обучения наблюдается во всех возрастных группах.
Внедренные нами здоровьесберегающие педагогические технологии личностно-ориентированного обучения позволяют обеспечить высокий уровень работоспособности детей, что можно проиллюстрировать на примере начальной школы, где в динамике года выявилось повышение уровня работоспособности к концу учебного года. Увеличилась скорость выполнения корректурных тестов с одновременным улучшением качества их выполнения. Отмечалась тенденция к улучшению качественных показателей умственной работоспособности.
Вегетативное обеспечение умственной работоспособности позволяет определить «физиологическую стоимость» школьных требований к организму детей. Число неблагоприятных реакций артериального давления (АД) в ответ на учебную нагрузку снизилось в 1,5 раза – с 50% в середине учебного года до 35% в его конце. Причем эти цифры существенно ниже, чем данные в муниципальных образовательных учреждениях, в которых они составляют 60-80%.
Динамические исследования умственной работоспособности учащихся свидетельствуют об отсутствии у подавляющего большинства учеников переутомления в динамике недели и учебного года.
Установлено, что при личностно-ориентированном обучении меньше детей с повышенным и высоким уровнем невротизма (63% против 74%). Это, на наш взгляд, объясняется психологически комфортным микроклиматом в коллективе, учетом индивидуальных познавательных особенностей, отказом от авторитарного стиля в общении с учениками.
Определение свободного кортизола в слюне учащихся показало, что его концентрация в подавляющем большинстве случаев соответствует возрастным нормативам, указывая на высокую степень адаптации учеников к образовательным нагрузкам.
Саногенетический мониторинг выявил преобладание доли детей со сбалансированным и достаточным уровнем функционирования сердечно-сосудистой, дыхательной систем, обменных процессов.
В школе отсутствуют дети, имеющие оценку «функционального напряжения» в состоянии миокарда, вариабельности сердечного ритма, АД, дыхательной системы и психомоторной координированности. В условно-нормальной популяции таких детей 10%.
Распределение субпопуляций учащихся со сбалансированным, достаточным и напряженным физиологическим статусом в школах сравнения существенно различаются. В школе, реализующей личностно-ориентированное обучение, не выявлено детей с напряженным уровнем баланса.
Исследованы корреляционные зависимости параметров саногенетического статуса и психолого-физиологического состояния детей. В частности по цветовому тесту Люшера, выявлена корреляционная связь между полом и вегетативным коэффициентом, характеризующим работоспособность ребенка.
Выявлена прямая корреляционная зависимость между силой нервной системы и ЧСС, и обратная корреляция между силой нервной системы и точностью двигательных актов.
Биологический возраст учащихся школы «Самсон», соответствующий календарному, имеют 92% мальчиков и 94% девочек и лишь у 8% мальчиков и у 6% девочек наблюдается его отставание. Данные показатели значительно лучше показателей, характерных для популяции московских школьников (Ямпольская Ю.А., 2003).
Показатели мышечной силы кистей рук ниже среднего имеют 67% детей в младших классах, 58% в средней школе, жизненной емкости легких – 11% в начальной школе и 16% в классах средней школы. Среди старшеклассников отсутствуют подростки, имеющие физиометрические показатели ниже среднего.
Обращает на себя внимание тот факт, что в школе дети часто и длительно болеющие отсутствуют. Установлены низкие уровни острой заболеваемости и обострений хронических болезней среди учащихся, что следует отметить как благоприятное явление, свидетельствующее о хорошем состоянии иммунной системы учеников школы «Самсон».
Установлено также, что среди учащихся школы, реализующей личностно-ориентированное обучение по сравнению с московскими школьниками значительно меньше распространены функциональные нарушения и хронические заболевания органов пищеварения и психической сферы, а также функциональные расстройства сердечно-сосудистой системы и эндокринно-обменные нарушения – избыток и дефицит массы тела.
Управленческие ресурсы являются составной частью системы ресурсного обеспечения и в тоже время находятся в прямой зависимости от слаженности взаимодействия и интеграции всех остальных ресурсов. Управление развивается тогда, когда меняется, т.е. развивается объект управления (образовательное учреждение), в котором сформирована личностно-ориентированная здоровьесберегающая образовательная среда, обеспеченная ресурсами, дающими возможность изменить сам объект (школу).
Важным компонентом ресурсного обеспечения являются материальные ресурсы, которые являются питающей системой любой эффективно работающей организации.
Финансовый план школы на учебный год определён в соответствии с основными направлениями программы «Здоровьесберегающие технологии в условиях личностно-ориентированного обучения «Некоммерческого образовательного учреждения Центр образования «Школа Здоровья «Самсон» с наличием специализированных статей расходов:
- Финансирование службы медицинского сопровождения учащихся с проведением диспансеризации, выполнением медицинских назначений в соответствии с консультациями узких специалистов, проведением профилактических мероприятий, иммунизации, аромотерапии, куфотерапии, фитопрофилактики, вакцинации и ревакцинации, мероприятий по обеззараживанию помещений, ионизации воздуха в учебных классах, обеззараживанию воды в бассейне, занятий ЛФК, массажа, физиотерапии в соответствии с назначением врачей-консультантов.
- Финансирование мероприятий по обеспечению личностно-ориентированного образовательного процесса с организацией и финансированием деятельности центра психолого-педагогического сопровождения учащихся, методического центра по разработке и внедрению индивидуальных учебных программ по предметам, кафедры кураторов с проведением ежедневного мониторинга индивидуальных учебных планов учеников, кафедры иностранного языка с углубленной языковой подготовкой и ранним изучением второго языка, элективных курсов с профилизацией обучения в старшей школе, кафедры эстетического воспитания по формированию ценностных компетенций, дополнительного образования с организацией внеурочных мероприятий, работы секций, кружков и студий.
- Финансирование программы персонально ориентированного образования и внедрения здоровьесберегающих технологий, с оснащением дополнительных учебных помещений для организации индивидуального обучения с учетом состояния здоровья учащегося, организацией индивидуальных учебных планов полного дня, с приобретением основных средств, учебных и методических пособий.
- Финансирование сбалансированного горячего трехразового питания с разработкой меню и диетического питания (стол № 1, 4, 5, 7, 9) на основании медицинских рекомендаций.
- Финансирование системы занятий физической культурой, с целью соблюдения необходимого двигательного режима, способствующего сохранению здоровьесберегающего потенциала ребенка по системе «Единый спортивный час», включающей проведение уроков физкультуры 5 часов в неделю и секционных занятий в спортивном зале, бассейне, тренажерном зале, на открытой спортивной площадке, а также организацию участия команд школы по различным видам спорта в выездных соревнованиях.
- Финансирование деятельности службы технического контроля, эксплуатации здания, инженерного сопровождения, информационных технологий, противопожарной безопасности, обеспечения правопорядка.
Результирующим показателем деятельности любой школы является уровень обученности и воспитанности учеников. Государственная аттестация, проводимая Департаментом образования г.Москвы, базового уровня освоения знаний и умений учащихся за курсы начальной, основной и старшей школы, показал высокий уровень обученности по всем предметам.
Социальные ресурсы определены условиями страны, региона, города, округа, района, муниципалитета, органов управления исполнительной власти, образования, здравоохранения, органов законодательной власти и другими социальнозначимыми структурами.
Только постоянное совершенствование ресурсов, главное из которых - повышение профессиональной компетентности учителей и медицинского персонала в области педагогики, является ведущим условием создания устойчивого развития здоровьесберегающего образовательного пространства школы.
Таким образом, впервые проведенное комплексное исследование, доказало выраженный здоровьесберегающий эффект научно обоснованной преемственной системы личностно-ориентированного образования.
Изучены проблемы адаптации организма ребенка к условиям личностно-ориентированного обучения, показана его «физиологическая стоимость» и «цена адаптации» на системном и организменном уровнях, а также по комплексной оценке состояния здоровья учащихся.
Опыт работы свидетельствует, что только личностно-ориентированное обучение, основным субъектом которого является ученик с присущими ему психо-физиологическими качествами и здоровьесберегающая среда школы позволяют реально влиять на формирование иммунологического потенциала детей и подростков, способствовать охране и укреплению здоровья подрастающего поколения.
Показана эффективность применения физиолого-гигиенически обоснованного расписания занятий детей в течение дня, организации питания, физического воспитания, лечебно-профилактической работы. Оптимальное санитарно-гигиеническое состояние образовательной среды обеспечивается достаточно высоким уровнем материально-технического оснащения образовательного пространства, т.е. ресурсного обеспечения в процессе личностно-ориентированного обучения в здоровьесберегающей школе полного дня.
Предложены и обоснованы новые алгоритмы деятельности медицинской и психогигиенической служб личностно-ориентированной школы.
Создана и внедрена система психолого-педагогического сопровождения учеников с обязательным штатом возрастных психологов, логопедов, дефектологов и врачей в процессе полного курса преемственного обучения. Разработано и внедрено в педагогическую практику методико-практическое пособие «Карта психологического обследования учащихся».
Разработана и внедрена новая здоровьесберегающая педагогическая технология в области физической культуры, авторская программа «Единый спортивный час» (5 час. физкультуры в неделю), получившая высокую оценку и рекомендации для внедрения в Российское образование.
Для практического использования предложена и внедрена система рефлексивного управления ресурсами школы в условиях построения личностно-ориентированного здоровьесберегающего процесса обучения.
Сформулированы гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима работы школы полного дня, реализующей личностно-ориентированный образовательный процесс. Подготовлены учебно-методические пособия и нормативные документы для педагогических и медицинских работников, психологов и логопедов-дефектологов образовательных учреждений.
Основная задача общеобразовательной школы – формирование физически, социально и нравственно здоровой личности, интеллектуальной и гуманной, интеллигентной и воспитанной, умеющей аналитически мыслить, видеть и решать проблемы. Если школа выполнит поставленные перед ней социальные задачи, наше Российское общество будет во всех смыслах здоровым, процветающим и перспективным.
Литература
- Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. – М.: Изд-во НЦЗД РАМН. - 2001. - 376 с.
- Кучма В.Р. К вопросу оценки рисков влияния факторов окружающей среды на здоровье в гигиене детей и подростков // Здоровье населения и среда обитания. - 2002. - № 2. - С. 11-14.
- Кучма В.Р. Оценка физического развития детей и подростков в гигиенической диагностике системы «Здоровье населения – среда обитания». – М.: Издательство ГУ НЦЗД РАМН, 2003. – 316 с.
- Макарова А.Ю. Физиолого-гигиеническая характеристика влияния современных форм и методов обучения и воспитания на состояние здоровья учащихся 1-4 классов: Автореф. дис. … канд.мед.наук. – Москва, 2001. – 24 с.
- Степанова М.И. Гигиенические основы организации начального обучения детей в современной школе. Автореф. дисс. на соискание ученой степени д.м.н. – М., 2003. – 48 с.
- Куинджи Н.Н. Валеология: пути формирования здоровья школьников. - М.– 2000.– 138 с.
- Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Павлович К.Э. Подросток: Физиолого-гигиенические и психологические основы обучения и воспитания. – М.: МИОО, 2004. – 280 с.
- Сборник нормативно-методических документов по оценке влияния образовательных технологий на здоровье детей и подростков. - М.: «Издательство ООО «Инсвязьиздат», 2002.
- Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. - М.: Педагогический поиск, 2001.
- Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Рогачева Н.А. Управление адаптивной школой: проблемы и перспективы. - Архангельск: Изд-во Поморского педуниверситета, 2001.
РЕЗЮМЕ
В России осуществляется эксперимент по модернизации школьного образования с целью укрепления здоровья учащихся и обеспечения психологического комфорта всем участникам образовательного процесса, сближая профессиональные интересы медиков, педагогов и психологов.
В школе «Самсон» используется комплексная система ресурсов, необходимых для полноценного формирования, развития и функционирования личностно-ориентированной здоровьесберегающей образовательной среды, включающей образовательные, материальные, человеческие, здоровьесберегающие (медицинские), социальные, управленческие временные, природные, информационные ресурсы.
Внедрена система рефлексивного управления ресурсами с целью формирования физически, социально и нравственно здоровой личности ученика, способного видеть и решать проблемы современного мира – достойного гражданина будущего Российского общества.
RESUME
An experiment of modernization of school education is being made in Russia, which aims at improving students’ health and keeping them fit. To achieve this it is urgent to provide psychological comfort for all specialist involved in the educational process so that to bring their professional interests together.
A complex system of recourses required for molding and developing student – oriented, health saving educational environment is being introduced in private school “SAMSON”.
It has been implemented due to health-saving educational environment, which was made up of social, medical, financial recourses.
To mold physically and morally strong personality adjusted to the contemporary world a system of reflective governing has been tested and applied so that to bring up a personality being capable to foresee and solve world’s problems as a worthy citizen of the future Russian society.