ИННОВАЦИИ ШКОЛЫ

КОНЦЕПЦИЯ ПОСТРОЕНИЯ МОДЕЛИ
РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

профессор, д.м.н. Вирабова А.Р.

Факультет повышения квалификации работников образования МПГУ,

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН,

Некоммерческое образовательное учреждение
Центр образования «Школа Здоровья «САМСОН»

В основе концепции построения модели ресурсного обеспечения здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении положена идея преодоления традиционных недостатков системы образовательной деятельности ОУ, которые характеризуются следующим образом:

  • отсутствие чёткой системы в планировании совместной деятельности образовательного учреждения и социального окружения по проблеме сохранения здоровья в реалиях сегодняшнего дня, что несомненно позволило повысить качество ресурсного обеспечения процесса здоровьесбережения;
  • недостаточный учёт физических, физиологических и психологических индивидуальных особенностей учащихся в образовательном процессе, грамотное определение которых является внутренним ресурсом качества образования;
  • далеко не все технологии, используемые в образовательном процессе, можно назвать здоровьесберегающими, здоровьесберегающий потенциал большинства образовательных технологий, применяемых в системе общего образования, не всегда актуализирован и учитывается при организации процесса обучения;
  • недостаточно эффективная организация двигательной активности школьников на основной и старшей ступенях обучения, при этом ресурсные возможности общеобразовательных школ достаточны для преодоления проблемы гиподинамии и профилактики «школьных болезней» в образовательном учреждении;
  • отсутствие целенаправленной профилактической и коррекционной работы, слабое внимание к воспитанию превентивного поведения в аспекте здорового образа жизни;
  • недостаточное качество и слабая обеспеченность образовательных учреждений кадровыми и материально-техническими ресурсами, нацеленными на здоровьесбережение;
  • низкий уровень культуры здоровья большинства субъектов образовательной среды, несформированность ответственного отношения к здоровью, потребности в поддержании и укреплении здоровья у учащихся, родителей и педагогов;
  • в содержании образовательных программ вопросы здоровьесбережения занимают незначительный процент, носят больше предупреждающий и сдерживающий характер (что вредно, опасно, чего нельзя и т.п.), чем рекомендательный (как, для чего и зачем?).

Основным ресурсом в процессе создания и развития здоровьесберегающей среды образовательного учреждения, как мы уже подчеркивали, является человеческий ресурс – уровень здоровьесберегающей компетентности, профессиональной жизнеспособности, личной культуры здоровья педагога. Недостаточно стабильное состояние профессиональной готовности администрации, учителей, классных воспитателей и специалистов образовательного учреждения по формированию здоровья учащихся школы определяется следующими причинами:

  1. Слабая вузовская подготовка по основам медицинских знаний, психологии и философии здоровья человека, валеологии, основам здорового образа жизни.
  2. Неумение педагогов регулировать своё профессиональное самочувствие, быть здоровыми.
  3. Неверное представление о сущности здоровья, которое порой сводит к нулю эффективность самых современных методов обучения и воспитания.
  4. Отсутствие системы в работе педагогического коллектива по сохранению, укреплению и поддержанию здоровья как воспитанников, так и самих учителей.
  5. Некомпетентность родителей по вопросам, касающимся решения проблемы воспитания здорового ребёнка, их инертность, недооценка значимости проблемы здоровья, несформированность мотивации на совместные усилия со школой в решении данной проблемы.
  6. Основным недостатком обучения здоровью является несформированность потребности сохранять и укреплять своё здоровье и здоровье окружающих как необходимое качество человека, как основу своего совершенствования, основу будущей профессиональной деятельности, отсутствие постоянных действий воспитанников по приобретению умений и навыков сохранять и укреплять здоровье.

Для гуманизации системы обучения и воспитания педагогам школы следует отказаться от прежнего взгляда на здоровье. Вот почему в качестве ориентира в своей профессиональной деятельности педагогический коллектив может принять следующее определение данного понятия: «Здоровье – не производное от лечения, а умение жить, учиться и трудиться, не причиняя вреда своему организму» (доктор медицинских наук, профессор Лебедев Н.Т.)

Решение традиционных проблем в системе работы общеобразовательных школ, с исключением причин недостаточности профессиональной готовности педагогических и административных кадров, позволяет создать стройную систему ресурсного обеспечения здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях.

Вернуться к списку статей...