ИННОВАЦИИ ШКОЛЫ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ И ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СТОЛИЧНЫХ ШКОЛАХ

доктор медицинских наук, профессор Вирабова А.Р.

Кафедра гигиены детей и подростков
Педиатрического факультета Первого Московского
Государственного Медицинского Университета им. И.М.Сеченова,

Некоммерческое образовательное учреждение
Центр образования «Школа Здоровья «САМСОН»,

г.Москва, Россия

Консолидация профессиональных интересов медиков, педагогов и психологов, ввиду необходимости укрепления здоровья учащихся и реализация здоровьесберегающей направленности проводимой модернизации школьного образования в России, дают возможность одновременно решать задачи образования и здравоохранения детского населения страны.

Нами обоснованы гигиенические принципы персонализации обучения в условиях современной общеобразовательной школы с оценкой основных тенденций изменения функционального состояния организма и здоровья детей в процессе здоровьесберегающего личностно-ориентированного обучения.

Медицинское обеспечение включает: ежегодный диспансерный осмотр всех детей 7ю узкими специалистами, клинико-лабораторное обследование; профилактику простудных и вирусных заболеваний; фитопрофилактику и фитотерапию; витаминопрофилактику; лечебный массаж; санацию полости рта; диетическое питание (по медицинским показаниям); физиотерапевтические процедуры; формирование мотивации к здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающие педагогические технологии личностно-ориентированного обучения позволяют обеспечить высокий уровень работоспособности детей, с положительной динамикой к концу учебного года, увеличением скорости и качества выполнения корректурных тестов, с тенденцией к улучшению качественных показателей умственной работоспособности.

Результат определения свободного кортизола указывал на высокую степень адаптации учеников к образовательным нагрузкам.

Саногенетический мониторинг выявил преобладание доли детей со сбалансированным и достаточным уровнем функционирования сердечно-сосудистой, дыхательной систем, обменных процессов, отсутствие детей, имеющих оценку «функционального напряжения» в состоянии миокарда, вариабельности сердечного ритма, АД и психомоторной координированности.

Исследовав корреляционные зависимости параметров саногенетического статуса и психолого-физиологического состояния детей (по цветовому тесту Люшера), выявлена корреляционная связь между полом и вегетативным коэффициентом, характеризующим работоспособность ребенка.

Проведенное комплексное исследование показало выраженный здоровьесберегающий эффект системы личностно-ориентированного образования.

Сформулированы гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима работы школы полного дня, реализующей личностно-ориентированный здоровьесберегающий образовательный процесс.

Вернуться к списку статей...