Здоровьесберегающее образование в личностно-ориентированных школах
Вирабова Анна Рафаиловна
доктор медицинских наук,
профессор Кафедры гигиены детей и подростков Педиатрического факультета
Первого Московского Государственного Медицинского Университета им.И.М.Сеченова,
директор Центра образования «Школа Здоровья «САМСОН»,
г.Москва, Россия
В Послании Федеральному Собранию РФ 05.11.2008 Президент России Д.А.Медведев говорил о том, что именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны, в том числе, и педагоги.
Консолидация профессиональных интересов медиков, педагогов и психологов, ввиду необходимости укрепления здоровья учащихся, и реализация здоровьесберегающей направленности, проводимой модернизации школьного образования в России дают возможность одновременно решать задачи образования и здравоохранения детского населения страны.
Нами обоснованы гигиенические принципы персонализации обучения в условиях современной общеобразовательной школы с оценкой основных тенденций изменения функционального состояния организма и здоровья детей в процессе здоровьесберегающего личностно-ориентированного обучения.
Анализируемый педагогический процесс обеспечивает персонализированный подход к учащимся с учетом личностных возможностей и ведущих каналов восприятия информации, с выбором педагогических технологий, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учеников.
Медицинское обеспечение включает: ежегодный диспансерный осмотр всех детей 7ю узкими специалистами, клинико-лабораторное обследование; профилактику простудных и вирусных заболеваний; фитопрофилактику и фитотерапию; витаминопрофилактику; лечебный массаж; санацию полости рта; диетическое питание (по медицинским показаниям); физиотерапевтические процедуры; формирование мотивации к здоровому образу жизни.
Психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса обеспечивает создание эмоционального комфорта и условий для самовыражения, самосознания и саморазвития каждого учащегося; гуманизацию школьных отношений, выстраивание гармоничных взаимоотношений между детьми, педагогами и родителями.
Здоровьесберегающие педагогические технологии личностно-ориентированного обучения позволяют обеспечить высокий уровень работоспособности детей с положительной динамикой к концу учебного года, увеличением скорости и качества выполнения корректурных тестов, с тенденцией к улучшению качественных показателей умственной работоспособности.
Результат определения свободного кортизола указывал на высокую степень адаптации учеников к образовательным нагрузкам.
Личностно-ориентированное обучение ведет к меньшему количеству детей с повышенным уровнем невротизма, что объясняется психологически комфортным микроклиматом в коллективе, учетом индивидуальных познавательных особенностей, отказом от авторитарного стиля в общении с учениками.
Саногенетический мониторинг выявил преобладание доли детей со сбалансированным и достаточным уровнем функционирования сердечно-сосудистой, дыхательной систем, обменных процессов, отсутствие детей, имеющих оценку «функционального напряжения» в состоянии миокарда, вариабельности сердечного ритма, АД и психомоторной координированности.
Исследовав корреляционные зависимости параметров саногенетического статуса и психолого-физиологического состояния детей (по цветовому тесту Люшера), выявлена корреляционная связь между полом и вегетативным коэффициентом, характеризующим работоспособность ребенка.
Проведенное комплексное исследование показало выраженный здоровьесберегающий эффект системы личностно-ориентированного образования.
Определены низкие уровни острой заболеваемости и обострений хронических болезней, что свидетельствует о хорошем состоянии иммунной системы учеников школы «Самсон».
Дети, часто и длительно болеющие, отсутствуют.
Сформулированы гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима работы школы полного дня, реализующей личностно-ориентированный здоровьесберегающий образовательный процесс.
Разработаны новые алгоритмы деятельности медико-психолого-педагогической службы сопровождения учеников личностно-ориентированной школы с использованием методико-практического пособия «Карта психологического обследования учащихся».
Внедрена новая здоровьесберегающая педагогическая технология в области физической культуры «Единый спортивный час» (5 часов физкультуры в неделю), реализующая рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения по двигательной активности (интеллектуальная собственность и разработка школы «Самсон»).
После изучения проблемы адаптации организма ребенка к условиям персонализации обучения была отражена его «физиологическая стоимость» и «цена адаптации» на системном и организменном уровнях, а также по комплексной оценке состояния здоровья учащихся.
Задача здоровьесберегающей личностно-ориентированной общеобразовательной школы – формирование физически, социально и нравственно здоровой личности, интеллектуальной, гуманной, интеллигентной и воспитанной, умеющей аналитически мыслить, уметь справляться с проблемами современного Мира. Если школа выполнит поставленные перед ней социальные задачи, наше Российское общество будет физически и нравственно здоровым, процветающим и перспективным.
Литература
- Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. – М.: Изд-во НЦЗД РАМН. - 2001. - 376 с.
- Кучма В.Р. К вопросу оценки рисков влияния факторов окружающей среды на здоровье в гигиене детей и подростков // Здоровье населения и среда обитания. - 2002. - № 2. - С. 11-14.
- Кучма В.Р. Оценка физического развития детей и подростков в гигиенической диагностике системы «Здоровье населения – среда обитания». – М.: Издательство ГУ НЦЗД РАМН, 2003. – 316 с.
- Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Павлович К.Э. Подросток: Физиолого-гигиенические и психологические основы обучения и воспитания. – М.: МИОО, 2004. – 280 с.
- Куинджи Н.Н. Валеология: пути формирования здоровья школьников. - М.– 2000.– 138 с.
- Макарова А.Ю. Физиолого-гигиеническая характеристика влияния современных форм и методов обучения и воспитания на состояние здоровья учащихся 1-4 классов: Автореф. дис. … канд.мед.наук. – Москва, 2001. – 24 с.
- Сборник нормативно-методических документов по оценке влияния образовательных технологий на здоровье детей и подростков. - М.: «Издательство ООО «Инсвязьиздат», 2002.
- Степанова М.И. Гигиенические основы организации начального обучения детей в современной школе. Автореф. дисс. на соискание ученой степени д.м.н. – М., 2003. – 48 с.
- Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. - М.: Педагогический поиск, 2001.
- Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Рогачева Н.А. Управление адаптивной школой: проблемы и перспективы. - Архангельск: Изд-во Поморского педуниверситета, 2001.