Управление процессами развития личности
в условиях Центра образования «Школа здоровья «САМСОН»
Вирабова Анна Рафаиловна
доктор медицинских наук, профессор,
директор Центра образования «Школа Здоровья «САМСОН»
Поликарпова Ирина Васильевна,
заведующая кафедрой физической культуры
Центра образования «Школа здоровья «САМСОН»
Поступление ребёнка в Школу здоровья «Самсон» изменяет весь привычный уклад его жизни, меняется режим, складываются разнообразные отношения с большим количеством новых людей, прежде всего с учителями. Не вызывает сомнения утверждение, что цель воспитания - счастливый человек. А когда человек счастлив? Когда его любят, когда его понимают. Если есть эти условия – появляется успешность. Воспитание соответствующих потребностей, интересов, мотивов есть формирование личности школьника с первых шагов обучения в образовательном учреждении.
Многолетняя практика работы с детьми показывает, что главная ценность в педагогической деятельности – ребёнок!
Начиная работу с младшими школьниками, мы учитываем их возрастные психологические и физиологические особенности. Доверчивость и исполнительность, являющиеся предпосылкой для успешного обучения и воспитания, восприимчивость и впечатлительность, когда любое новое интересное задание, шутка учителя повышают реактивность на вопрос учителя, вызывают стремление сделать быстрее других. Важным источником успехов у младших школьников является подражательность. Ребята повторяют действия учителя, ход его рассуждения, аналогичные примеры товарищей. Иногда только копирование помогает ребёнку в освоении того или иного движения. Используя эти положительные моменты, мы достигаем желаемого результата в обучении. Но стоит учитывать при составлении обучающей программы и тормозящие факторы этого возраста. Ребёнок не стремится проникнуть в суть явления, его затрудняет выделение главного. На уроках физкультуры, обучаясь кувырку вперёд, ученик стремится быстрее выполнить переворот через голову, не задумываясь, что является главным элементом в перевороте, от этого у него нередко получается упор на голову, что недопустимо. Эту особенность педагог учитывает при планировании урока.
Направленность личности младшего школьника выражается в его потребностях и мотивах. Потребности у младшего школьника остаются примерно такие, как и в дошкольном возрасте: потребность в игровой деятельности, потребность в активном движении, потребность во внешних впечатлениях (впоследствии она преобразуется в познавательные потребности). Учитель должен использовать эти особенности, чтобы уметь правильно формировать и развивать потребности ребёнка. Одной из ведущих потребностей является познавательная. Она формируется на внешних впечатлениях, как основная движущая сила психики младшего школьника. Для того чтобы развитие потребностей было управляемым, важно определить направление и факторы, влияющие на изменение развития. Отметим несколько направлений: доминирование духовных потребностей над материальными, личностных над коллективными и т.д.
Всё это учитель может корректировать в процессе своей деятельности в школе. На уроках физкультуры в подвижных играх дети играют каждый за себя, но со временем в той же игре ребёнок начинает помогать товарищу выстраивать общую командную тактику. Развитие младшего школьника идёт в направлении осознанности и самоуправляемости. Очень важно учитывать его потребность в деятельности в коллективе сверстников, потребность в самооценке (важно правильно определиться). В предмете физическая культура особенно благодатной является почва в формировании у ребёнка волевых качеств. И именно на этом этапе содержание обучения и воспитания является особенно важным!
Важнейшим условием в развитии личности является участие в учебной деятельности. Необходимо так организовать свою деятельность, чтобы ребёнок учился быть коммуникабельным, чтобы он знал законы взаимоотношений в обществе не только от родителей, но и грамотно и тактично преподнесённые педагогом.
Управление процессами формирования личности включает в себя ряд психолого–педагогических приёмов, без которых невозможно воспитание. Как и в обучении, в процессе воспитания большую роль играет подкрепление, поощрение или порицание. И эти оценки на высокой эмоциональной волне школьника являются хорошим стимулом делать ещё лучше или воздержаться от негативных поступков.
При выборе методов воздействия мы учитываем возрастные особенности. Детям до 6 лет необходимо доказывать, наглядно показывать на примере окружающих, на литературных образах. Например, уже ученику 3-го класса такие воздействия не требуются, ему необходимо объяснить, потребовать. Успешность любой меры воздействия зависит от того, становится ли требование учителя требованием ребёнка к самому себе.
Управление процессом развития личности невозможно без чёткого понимания психологии познавательных процессов школьника. Давая новый материал, закрепляя пройденный, в школе «Самсон» мы учитываем возрастные особенности мышления школьника: непроизвольное мышление, развитие произвольного внимания, восприятия, памяти, анализа, сравнения, обобщения, конкретизации, воображения.
Исследования психологов показали, что если у младших школьников существенные изменения в психическом развитии связаны с учебной деятельностью, то у подростков основная роль принадлежит системе социальных взаимодействий в обществе. Очень важно учитывать бурное физическое и половое развитие. Поведение подростка и направленность развития его личности зависит от того, как взрослый человек помогает разобраться ему в сложных противоречиях восприятия жизни. Очень важно для него восприятие его личности коллективом. Педагог, работающий с подростком, должен направлять его потребности в русло общественно- полезной деятельности, развить в нём понятие коллективизма, комфортного существования в современном обществе. Приобщение подростков в школе «Самсон» к занятиям физической культурой и спортом помогает решить многие проблемы этого сложного периода.
Трудно переоценить значение единого спортивного часа для учащихся средней и старшей школы, который проводится ежедневно, выполняя рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения по двигательной активности - 5 часов физкультуры в неделю (разработка и интеллектуальная собственность школы «Самсон»). Общение начинается уже в раздевалках спортивного зала, где встречаются ученики 5-8 классов, сначала наблюдается стеснительность в общении пятиклассника с восьмиклассником, но со временем заметно дружелюбное отношение друг к другу, помощь старших младшим. Эти моменты учат взрослеющих подростков с терпимостью относиться к младшим товарищам. В совместных спортивных играх, занятиях, формируется чувство солидарности, поддержки, общей идеи. Отрадно видеть, что и в других школьных и внешкольных мероприятиях ученики школы «Самсон» сопереживают, поддерживают друг друга, невзирая на то, какого возраста ученик.
Очень важно увести ребенка от изолированности от общества, вовлекая в разнообразные виды деятельности, а если удастся научить владению техникой в одном из видов спорта, то с уверенностью можно сказать, что половина проблемы решена – он чувствует уважение окружающих. Можно выделить несколько эмоциональных особенностей подростков: противодействие, эмоциональная возбудимость, обострённое чувство справедливости, товарищества. Каждый педагог должен быть тонким психологом в работе с подростками. Нужно с неустанным вниманием относиться к каждой просьбе, каждому обращению, и они не почувствуют фальши с вашей стороны, почувствуют потребность в общении с вами, а в трудную минуту обратятся за помощью.
Процесс обучения старшеклассников должен всё время рассматриваться с точки зрения того, насколько он готов к самообразованию. Важно формировать технику самообразования, формировать рациональные приёмы самообразования, учить планированию, рациональному использованию своего времени. Своевременно данные знания способны изменить характер ребёнка, а в дальнейшем и его судьбу.
Современный педагог, владеющий знаниями своего предмета, психологии и педагогики, способен внести большой вклад в формирование «сложнейшего строения», именуемого человеческой личностью.
Список литературы:
- Возрастная и педагогическая психология. Под редакцией М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик. Москва «Просвещение» 1984 г.
- «Педагог в пространстве детства» Департамент образования Г. Москвы, Южное окружное управление образования, окружной учебно-методический центр. Научный руководитель И.Д. Демакова. Москва 2004 г.
- Психология и педагогика. Издательство «Совершенство». Москва 1998 г. под ред. К.А.Абульхановой др.