ИННОВАЦИИ ШКОЛЫ

Влияние физической культуры на процесс развития личности
в условиях Центра образования «Школа здоровья «САМСОН»

Вирабова Анна Рафаиловна,
доктор медицинских наук, профессор,
директор Центра образования «Школа Здоровья «САМСОН»

Главная ценность в педагогической деятельности – ребёнок!

Начиная работу с младшими школьниками в Школе здоровья «Самсон», мы учитываем их физическое развитие, возрастные психологические и физиологические особенности. Важным источником успехов является подражательность. Ребята повторяют действия учителя, ход его рассуждения, аналогичные примеры товарищей. Иногда только копирование помогает ребёнку в освоении того или иного движения. Необходимо учитывать и тормозящие факторы этого возраста. Ребёнок не стремится проникнуть в суть явления, его затрудняет выделение главного. На уроках физкультуры, обучаясь кувырку вперёд, ученик стремится быстрее выполнить переворот через голову, не задумываясь, что является главным элементом в перевороте, от этого у него нередко получается упор на голову, что недопустимо. Эту особенность педагог учитывает при планировании урока.

Направленность личности младшего школьника выражается в его потребностях и мотивах. Потребности учеников начальной школы остаются такими, как и в дошкольном возрасте: потребность в игровой деятельности, потребность в активном движении, потребность во внешних впечатлениях (впоследствии преобразуется в познавательную потребность).

Чтобы развитие потребностей было управляемым, отметим несколько направлений и факторов, влияющих на изменение развития: доминирование духовных потребностей над материальными, личностных над коллективными и т.д.

На уроках физкультуры учитель может корректировать потребности ребенка: в подвижных играх дети участвуют каждый за себя, но со временем в игре ребёнок начинает помогать товарищу, выстраивать общую командную тактику. Младшие школьники развиваются в направлении осознанности и самоуправляемости. Необходимо учитывать потребность их деятельности в коллективе сверстников, потребность в самооценке, в самоопределении. В предмете физическая культура важным является формирование у ребёнка волевых качеств.

В Центре образования «Самсон» мы учитываем возрастные особенности мышления школьника: непроизвольное мышление, развитие произвольного внимания, восприятия, памяти, анализа, сравнения, обобщения, конкретизации, воображения.

Исследования психологов определили, что если у младших школьников динамика психического развития связана с учебной деятельностью, то у подростков ведущая роль принадлежит системе социальных взаимодействий в обществе. Важно учитывать в пубертатном периоде бурное физическое и половое развитие.

Очень значимо для ребенка в этом возрасте восприятие его личности коллективом. Педагог, работающий с подростком, должен направлять его потребности в русло общественно-полезной деятельности, развивать понятие коллективизма, комфортного существования в современном обществе. Приобщение подростков в Школе здоровья «Самсон» к занятиям физической культурой и спортом помогает решить многие проблемы этого сложного пубертатного периода.

Трудно переоценить значение единого спортивного часа для учащихся средней и старшей школы, который проводится ежедневно, соответствуя рекомендациям Всемирной Организации Здравоохранения по двигательной активности - 5 часов физкультуры в неделю (разработка и интеллектуальная собственность школы «Самсон»). Общение начинается уже в раздевалках спортивного зала, где встречаются ученики 5-8 классов. Стеснительность в общении со временем сменяется дружелюбным отношением друг к другу, помощью старших младшим. Эти моменты учат взрослеющих подростков с уважением и терпимостью относиться к младшим товарищам. В совместных спортивных играх, занятиях, формируется чувство солидарности, поддержки, общей идеи. Отрадно, что в других школьных и внешкольных мероприятиях ученики школы «Самсон» сопереживают, поддерживают друг друга, невзирая на то, какого возраста ребенок.

Важно вовлечь ребенка в разнообразные виды деятельности, увести от изолированности в обществе, научить владению техникой в одном из видов спорта. Проблема решена, когда подросток чувствует уважение окружающих. Можно выделить несколько эмоциональных особенностей детей в подростковом возрасте: противодействие, эмоциональная возбудимость, обострённое чувство справедливости, товарищества. Педагог должен быть тонким психологом в работе с подростками. К каждой просьбе, каждому обращению необходимо относиться с вниманием, и дети почувствуют потребность в общении с вами, а в трудную минуту обратятся за помощью.

Обучение старшеклассников должно рассматриваться с позиции готовности к самообразованию. Занятия физической культурой, спортом, участие в соревнованиях «за победу», стремление к достижению высокого результата формируют мотивацию молодого человека, здоровое тщеславие, чувство гордости за успешный результат. Воспитывается чувство ответственности, самоконтроль. Важно формировать рациональные приёмы самообразования, учить планированию, рациональному использованию своего времени. Физкультура и спорт воспитывают учеников не только физически, но и нравственно, формирует мотивацию к здоровому образу жизни. Своевременно полученные знания способны изменить характер ребёнка, а в дальнейшем и его судьбу.

Современный педагог, владеющий знаниями своего предмета, психологии и педагогики, способен внести большой вклад в формирование «сложнейшего строения», именуемого человеческой личностью.

Если школа выполнит поставленные перед ней социальные задачи, наше Российское общество будет физически и нравственно здоровым, процветающим и перспективным.

Литература

  1. Куинджи Н.Н. Валеология: пути формирования здоровья школьников. - М.– 2000.– 138 с.
  2. Кучма В.Р. Оценка физического развития детей и подростков в гигиенической диагностике системы «Здоровье населения – среда обитания». – М.: Издательство ГУ НЦЗД РАМН, 2003. – 316 с.
  3. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Павлович К.Э. Подросток: Физиолого-гигиенические и психологические основы обучения и воспитания. – М.: МИОО, 2004. – 280 с.
  4. Макарова А.Ю. Физиолого-гигиеническая характеристика влияния современных форм и методов обучения и воспитания на состояние здоровья учащихся 1-4 классов: Автореферат диссертации. – Москва, 2001. – 24 с.
  5. «Педагог в пространстве детства» Департамент образования г.Москвы, Южное окружное управление образования, Окружной учебно-методический центр. Научный руководитель И.Д. Демакова. - Москва, 2004 г.
  6. Психология и педагогика. Под ред. К.А.Абульхановой и др. Издательство «Совершенство». - Москва, 1998 г.
  7. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. - М.: Педагогический поиск, 2001.

Вернуться к списку статей...