ИННОВАЦИИ ШКОЛЫ

IV ВСЕРОССИЙСКИЕ ШАМОВСКИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ
НАУЧНОЙ ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ
«Модернизация системы отечественного образования:
современные проблемы и эффективные управленческие решения».
Москва, 25 января 2012 года.

доктор медицинских наук
ВИРАБОВА АННА РАФАИЛОВНА
профессор Кафедры гигиены детей и подростков Педиатрического факультета Первого Московского Государственного Медицинского Университета им. И.М.Сеченова;
директор Центра образования «Школа здоровья «САМСОН»

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ
СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ
К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ.

«Большая вселенная

в люльке у маленькой

вечности спит».

Осип Мандельштам

В этой фразе (эпиграф) от общего к частному, от частного к общему, от сложного к простому и от простого к сложному, это те приемы и определения, которыми мы с Вами пользуемся в образовании, многие педагогические программы на этом основаны, но я хочу обратить внимание на то, что и вселенная и вечность – это ребенок, в центре всего, что происходит в том процессе, которым мы занимаемся ежедневно и который является нашей работой – ребенок.

Как и каким его вырастить, воспитать, обучить, привить навыки культуры, сформировать как личность, сконцентрировать в нем потенциал здоровья – это есть наиглавнейшая задача нашего общества, т.к. от этого зависит завтрашний день нашего государства, каким он будет и будет ли вообще. Т.И. Шамова мне говорила: «Каким должен быть образовательный процесс в школе, и как должен чувствовать себя ребенок в нем? – Ребенок должен быть счастливым!» Ребенок может быть счастлив, когда он еще и здоров. Только здоровый ребенок может чувствовать себя счастливым.

В 1992 году, 20 лет назад открывая школу (будучи в то время кандидатом медицинских наук, практикующим врачом-иммунологом) я, конечно, имела взгляд на образовательный процесс с точки зрения здоровьесбережения и вводила эти понятия в образование. Система работы в образовательном учреждении, которую я описывала и формировала основывалась на построении здоровьесберегающей образовательной среды и образовательного пространства со всеми здоровьесохраняющими компонентами. Валеологическое расписание, чередование нагрузочных и разгрузочных часов, психологические паузы, распределение нагрузки в течение полного дня, физическая активность – ежедневный единый спортивный час (авторская разработка №8081, выполняет требования ВОЗ по двигательной активности), ежегодная диспансеризация 7-ю узкими специалистами, выполнение назначений узких специалистов в течение каждого дня пребывания ребенка школе, выполнение гигиенических требований, правильная расстановка парт относительно доски и света, правильная рассадка детей с учетом психологических особенностей (ученик – зритель, слушатель, кинестетик), ноосферности (право и левополушарное восприятие). Обязательная утренняя зарядка перед уроками, проветривание учебных помещений после каждого урока, минута физкультразминок на уроке, дни офтальмотренинга (в расписании) и остеотренинга (в расписании), тематическое планирование с разработанными уроками ценности здорового образа жизни, ценности сохранения собственного здоровья, экологической безопасности – по всем предметным дисциплинам; контроль освещенности информационного поля, смена деятельности по содержанию урока и смена положения ребенка на уроке – сидя и стоя (парты и конторки в каждом помещении). Программа физического развития со сменой видов физкультурной деятельности ежедневно, по группам, с учетом государственной программы по физической культуре. Профилактические мероприятия вне уроков: обязательные прогулки на свежем воздухе – аэрация (активная, разработанная с игровой деятельностью и двигательной активностью прогулка) в дошкольном центре 2жды в день, лечебная физкультура (ЛФК), лечебный (по специальным назначениям) и профилактический массаж (всех учащихся в течение года), рефлексовоздействие (хождение по мешочкам с горохом), психологическая релаксация и коррекция (центр психолого-педагогического сопровождения), ежегодная профилактика вирусных заболеваний (вакцинация за 40-45 дней до предполагаемой эпидемиологической ситуации), витаминотерапия, иммунизация, дибазолопрофилактика, фиточаи, кислородные коктейли. Ежедневный утренний прием и осмотр в 1й половине дня детей от дошкольников до старшей школы. Принятие профилактических и мер экстренной помощи при появлении симптомов предболезни: куф-терапия, нобулайзер и т.д. Здоровое горячее питание сбалансированное с персонализацией диетпитания.4х разовое в дошкольном центре, 3х разовое для учащихся школы, с обязательным ежедневным присутствием свежих овощей и фруктов по сезонам (диеты + список замены питания). Для полноценного проведения санации полости рта детей всех возрастов школы, осмотры в стоматологической клинике «Самсон» 2 раза в год. 5 лет назад, в 2007 году мы открыли еще одно медико-реабилитационное подразделение школы «Самсон» - Центр кинезиологии, который крайне необходим именно в детском возрасте, в период роста и формирования костно-мышечной системы организма человека.

Сохранение здоровья детей это не цель, это средство, а цель это увеличение народонаселения нашей страны. Оптимизация демографической ситуации не может быть решена только рождаемостью, должна быть решена всеми способами сохранения жизни и здоровья ребенка на всех этапах его развития, роста и взросления. Родить (образно говоря) 10000 детей, а к 17 годам из них получить только 1000 живых и здоровых это не решение демографии. Создать условия для качественного вынашивания, родовспоможения, выхаживания, присмотра, ухода, умственного и физического развития, образования, воспитания, психологического созревания, физиологического формирования и нравственной устойчивости каждого ребенка – это главная задача современного Российского общества.

  • Вынашивание – период беременности.
  • Родовспоможение – служба акушерско-гинекологической помощи, родоразрешение.
  • Выхаживание – служба реанимационной помощи и выхаживания.
  • Присмотр и уход:
    • Патронажный ранний присмотр до 6 мес. (амбулаторный + домашний)
    • Присмотр и уход от 6 мес. до 1 года (амбулаторный + домашний)
    • Присмотр от 1 года до 3 лет (домашний)
    • Присмотр от 3 лет до 6 лет до этапа самоконтроля (домашний + дошкольные учреждения)
  • Умственное развитие – от 6 мес. до совершеннолетия (домашн. + дошкольное образовательное учреждение + школьное образование)
  • Физическое развитие – от 6 мес. до совершеннолетия (домашн. + дошкольное образовательное учреждение + школьное образование)
  • Воспитание – образовательное учреждение + домашнее воздействие.
  • Образование – образовательное учреждение.
  • Психологическое созревание – образовательное учреждение + домашнее воздействие.
  • Физиологическое формирование – образовательное учреждение + амбулаторное наблюдение.
  • Нравственная устойчивость – образовательное учреждение + домашнее воспитание.

Участие службы сохранения и развития здоровья, почти в каждом из указанных мною временных этапов становления человека, обязательно.

Указанные этапы формирования человека рождают в свою очередь личностные качества субъекта:

  • Доношенный.
  • Умный.
  • Физически развитый.
  • Воспитанный.
  • Образованный.
  • Психологически зрелый.
  • Физиологически сформированный.
  • Нравственно устойчивый.

Содержательное наполнение каждого этапа складывается в субъектный опыт личности.

Мы с Вами вплотную занимаемся большей частью этапов формирования личности, уже начиная с присмотра, ухода за ребенком и развития с дошкольного возраста; в нашем Центре образования «Самсон» с 2х лет. Работа с детьми ясельного возраста требует особых условий пребывания, ухода и гигиенического обслуживания детей, режима дня, сна и отдыха, режима занятий и их методического содержания, особенностей игровой деятельности, работы со специалистами психолого-логопедического центра, музыкального и эстетического развития, особого медицинского сопровождения, специального режима, условий и содержания питания, физического развития и пребывания на свежем воздухе.

Много лет назад открыв подготовительную группу для своего первого класса, мы обратили внимание на то, что наши дети по окончании дошкольного центра, приходя в 1 класс совершенно другие, очень отличаются от остальных детей, пришедших в 1 класс из разных дошкольных учебных заведений или домашнего воспитания. Дети более организованы, образованы, с большим словарным запасом, оперирующие многосложными ответами, грамотно формулирующие и излагающие свои мысли, с хорошо логопедически отработанными звуками; умеющие получать информацию, имеющие навыки системности поведения и обучения в режиме дня, физически и антропометрически более развиты, меньше болеющие, психологически значительно более зрелые по сравнению со сверстниками из других дошкольных учебных заведений.

Постепенно, видя в этом смысл для детей и положительный результат в их дальнейшем обучении, мы поэтапно открывали новые группы более раннего возраста 5и, 4х, 3х лет и в прошлом учебном году группы с 2х лет.

Персонально-ориентированный здоровьесберегающий образовательный процесс в Центре непрерывного образования «Самсон», состоящий из 3х основных направлений: воспитательного, образовательного, здоровьеформирующего, и учитывающий цену успешности ребенка и ресурсы его адаптации, сформирован для каждой возрастной группы от 2х лет до выпускных классов. Ежегодно мы выпускаем до 40-45% медалистов, отлично заканчивающих среднее образование, все выпускники школы (100%) поступают в ВУЗы для дальнейшего обучения в России и за ее пределами, в основном на бюджетные факультеты, обладая хорошими знаниями, культурой и другими ценными личностными качествами. Главное на мой взгляд они умеют и хотят учиться, больше и больше познавать, обладают хорошим здоровьем, адаптивными качествами, толерантностью к окружающему миру, ценностью здорового образа жизни, любовью к людям и своей стране, желанием сделать мир лучше.

В начале обсуждения мы обозначили тему доклада – Управление развитием здоровьесберегающей среды, так вот все то, что необходимо использовать для гармоничного роста и развития детей должно использоваться не хаотично, а в четкой системе, где каждое подразделение учреждения хорошо ориентировано и знает свой раздел и этап работы, а это осуществляется управлением. Если управление грамотное – процесс обречен на развитие. А «проблема» на мой взгляд в том, что даже при существующих талантливых и грамотных управленцах, в Российском образовании нет необходимых ресурсов материальных, технических, кадровых, системно-методологических и др., которые синергируя свой потенциал могут дать хороший результат построения здоровьесберегающей образовательной среды, которая в свою очередь может нам дать еще более значимый общегосударственный результат, выраженный в полноценном развитии, воспитании, образовании наших детей, их физическом и нравственном здоровье.

Проведенное в течение 20 лет теоретические исследования и педагогическая практика дают нам право аргументировано утверждать:

  • смоделированный процесс формирования здоровьесберегающей среды школы позволяет комплексно решать проблему сохранения и укрепления здоровья учащихся, педагогов, развивать культуру здорового образа жизни всех участников образовательного процесса;
  • представленные эколого-гигиенические, психолого-педагогические условия формирования здоровьесберегающей среды школы позволяют придать образовательному процессу системность и целостность, отражающие универсальную ценность Жизни, Здоровья, Природы, Культуры;
  • разработанные концепция и модель ресурсного обеспечения здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении может быть использована в организации учебно-воспитательного процесса в системе общего образования;
  • апробированный диагностический аппарат позволяет вести мониторинг здоровья и эффективности здоровьесберегающей деятельности в школе;
  • даны практические рекомендации по развитию профессиональной жизнеспособности педагогов в вопросах здоровьесбережения как основного ресурса в решении задач здоровьесбережения и здоровьесозидания подрастающего поколения;
  • материалы исследования могут быть использованы в процессе подготовки педагогических кадров и на курсах повышения квалификации работников образования.
  • Для всего коллектива школы «Самсон» в течение многих лет аксиоматично утверждение - образовательное пространство школы, образовательная среда должны организовываться и развиваться на основе принципов здоровьесбережения как отражение прогрессивных гуманистических идей отечественной системы образования.

    Вернуться к списку статей...