ИННОВАЦИИ ШКОЛЫ

ВИРАБОВА АННА РАФАИЛОВНА
доктор медицинских наук, профессор

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
В ДОШКОЛЬНО-ШКОЛЬНОМ ЦЕНТРЕ
НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Кафедра гигиены детей и подростков Педиатрического факультета
Первого МГМУ им. И.М.Сеченова, Москва, Россия

Центр образования «Школа Здоровья «Самсон», Москва, Россия

Здоровье детей России в настоящее время является серьезной государственной проблемой, обусловленной стойкой тенденцией к ухудшению состояния здоровья уже с дошкольного возраста.

Число абсолютно здоровых детей за последнее десятилетие уменьшилось почти в 3 раза и составляет 5,6%. Число детей с функциональными нарушениями и хроническими заболеваниями в дошкольном и школьном возрасте в последние годы увеличилось в 2 раза и составляет 27% в дошкольном возрасте, 50% в младшем и 60% в старшем школьном возрасте, функциональные нарушения переходят в разряд хронической патологии.

Возрастающие психоэмоциональные и физические нагрузки обучающихся в современной школе делают задачу сохранения и укрепления здоровья детей одной из приоритетных. Официальная статистика свидетельствует об ухудшении здоровья обучающихся. По данным Министерства здравоохранения России 70% дошкольников и 90% школьников имеют отклонения различной степени в состоянии здоровья, у 60% наблюдаются мозговые дисфункции, а 35% хронически больны. Лишь 5-10% детей приходят в школу с заключением «здоров». Снижение памяти, усталость и невозможность сосредоточиться в конце учебного дня являются непременными спутниками современного школьника. Значительная часть нынешних детей име¬ет повышенную нервную возбудимость, физическую ослабленность, вследствие экологического и социаль¬ного неблагополучия условий жизни.

В настоящее время ухудшение здоровья детей дошкольного и школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой, так как осложняет процесс обучения, снижает качество знаний, замедляет психическое и физическое развитие детей и подростков, вызывает отклонения в их социальном поведении. Именно поэтому проблеме сохранения и укрепления здоровья детей уделяется большое внимание на всех уровнях их жизнедеятельности.

Сегодня, очевидно, что каждая школа непрерывного образования должна быть «школой здоровья», а сохранение и укрепление здоровья обучающихся должно стать приоритетной функцией образовательного учреждения.

Здоровьесберегающие технологии в школе здоровья «Самсон» реализуются на основе личностно-ориентированного подхода, который предполагает активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.

Стратегической целью образования школы здоровья «Самсон» являлось создание школьной среды, способствующей физическому и нравственному оздоровлению детей и подростков, поддержанию уровня имеющегося здоровья, укреплению и формированию здоровья, обеспечивающей профилактику вредных привычек, безопасность жизнедеятельности, формирование навыков здорового образа жизни, воспитание культуры здоровья.

Здоровый образ жизни предполагает воспитание у детей активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья.

Здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе школы здоровья «Самсон» заключаются в следующем:

  1. Адекватные условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания).
  2. Рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями).
  3. Соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка.
  4. Необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

В структуре школы создан и функционирует медицинский оздоровительный центр укомплектованный медицинскими кадрами (врач, процедурная сестра, диетсестра, массажист). Задачей медицинского центра является создание оздоровительно-профилактической системы позволяющей получить базовое образование без ущерба для здоровья учащегося, оказание медицинской помощи и обеспечение ежегодного углубленного медицинского осмотра всех дошкольников и учащихся школы.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия детей, невозможно без профилактической работы, которая осуществляется на основе разработанного комплекса мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников и учащихся, повышение способности детского организма противостоять различного рода воздействиям внешней среды.

Результатом такой работы в Центре непрерывного образования «Самсон» является:

  • изменение отношения самих детей к своему здоровью;
  • улучшение физического развития и физической подготовленности учащихся;
  • стабилизация психического благополучия дошкольников и школьников всех возрастных групп.

Вернуться к списку статей...