ИННОВАЦИИ ШКОЛЫ

ВИРАБОВА АННА РАФАИЛОВНА
доктор медицинских наук, профессор

РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ НА 2012-2017 Г.Г. В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.

Первый МГМУ им.И.М.Сеченова, Москва, Россия

Центр образования «Школа Здоровья «Самсон», Москва, Россия

С 1990-х годов ХХ века в России на фоне резкого снижения качества жизни и углубления демографического кризиса, сложились устойчивые негативные тенденции в динамике состояния здоровья детей.

Здоровье растущего организма определяется целым комплексом социально-экономических, экологических и других факторов, среди которых значимая роль принадлежит образовательным учреждениям, где дети проводят большую часть своего жизненного времени.

Вариативность школьного обучения, закрепленная Законом РФ «Об образовании» за образовательными учреждениями, право выбора программ обучения и педагогических технологий, интенсификация обучения и увеличение объема учебно-воспитательных нагрузок, расширение спектра дополнительных образовательных услуг нередко приводят к перегрузкам детей, превращая учебную деятельность в фактор риска для их здоровья. В результате научных исследований были получены многочисленные подтверждения четкой зависимости степени и характера ухудшения состояния здоровья детей от объема и интенсивности учебных нагрузок, а также от различных вариантов организации учебно-воспитательного процесса, издержки которого усугублялись еще и неудовлетворительным состоянием материально-технической базы образовательных учреждений.

В настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо образовательного эффекта предполагают сбережение здоровья детей.

Нами представлены результаты изучения, влияния инновационной педагогической технологии, с личностно ориентированным подходом к обучению, на функциональное состояние и здоровье учащихся, в условиях организации здоровьесберегающей образовательной среды.

Дальнейшая модернизации российского образования на современном этапе связана с введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта второго поколения (ФГОС). Новый Стандарт (Пр. Минобрнауки РФ № 373 от 06.10.2009) дает новые целевые ориентиры, которые стимулируют разработку соответствующих им педагогических инноваций, способствующих решению проблем обучения, воспитания, сохранения физического и нравственного здоровья детей и молодежи России, повышению качества образования, совершенствования его структуры, укрепления здоровья учащихся, обеспечения психологического комфорта всем участникам образовательного процесса.

Требования Федерального стандарта II-го поколения ориентированы на создание условий для максимального развития индивидуальности ребенка, его способностей и интересов, на формирование у него универсальных учебных действий (УУД): личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных; а также на осознание ценности здорового образа жизни, отношения к собственному здоровью и окружающей среде. Универсальные способы деятельности, являясь основой развития личности школьника, ориентированы на благополучную социализацию и психологическую адаптацию, в процессе обучения и в дальнейшей жизни.

Среди основных задач Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 г.г., впервые декларируется приоритет сохранения здоровья учащихся, персонализация взаимодействия педагога с детьми, обладающего выраженным здоровьесберегающим потенциалом.

Ведущая роль формирования универсальных учебных действий учащихся (УУД), без сомнения принадлежит современному учителю, использующему в своей работе инновационные здоровьесохраняющие личностно-ориентированные образовательные технологии.

Вернуться к списку статей...