ИННОВАЦИИ ШКОЛЫ

ЗИМНЕНКО ВАЛЕНТИНА АЛЕКСАНДРОВНА
кандидат педагогических наук

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ
В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
У ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ.

Центр образования «Школа Здоровья «Самсон», Москва, Россия

В последние годы усилилось внимание государства к вопросам экологического развития Российской Федерации. Экологизация производства, повышение энергоэффективности экономики не могут быть обеспечены без модернизации образования.

В организации образовательного процесса в школе «Самсон» мы исходим из положения о том, что «современное экологическое образование – это не часть образования, а новый смысл и цель современного образовательного процесса». В качестве ведущей цели экологического образования следует считать формирование экологической культуры у подрастающего поколения.

В школе «Самсон» формирование экологической культуры начинается с детского сада: использование программ «Наш дом - природа» Н.А. Рыжовой, «Юный эколог» С.Н. Николаевой, в течение года для педагогов работает мастерская педагогических идей по теме «Экологическое образование в ДОУ», а для детей организуются экологические досуги.

Эффективное экологическое образование возможно при соблюдении ряда условий: непрерывность экологического образования; учет возрастных особенностей обучающихся; учет интересов, потребностей детей; единство познавательной и практико-преобразовательной деятельности; организация целенаправленного общения с природой; разнообразие форм, методов и видов экологической деятельности.

В этой связи особенно актуальными оказываются формы работы, вовлекающие школьников в продуктивное общение и деятельность. Среди современных перспективных технологий следует назвать технологию проектной деятельности. В работе учителей школы «Самсон» эта технология занимает достойное место.

В школе «Самсон» работает научное общество учащихся «Эврика», девиз которого «Через тернии к звездам». В 2012-2013 учебном году работа над проектами шла на тему: «Человек – хозяин природы или часть её?». Итогом проектно-исследовательской деятельности учащихся явилась научно-практическая конференция. Много интересных тем было затронуто в детских проектах: вышивка в этноэкологии, проблема перевода времени в России, экологические последствия извержения вулканов, как вырастить здоровую собаку и другие.

Так, учащиеся 3 классов представили работу «Мусору – нет!», в которой раскрыли очень важные проблемы: какие виды мусора бывают, за какое время разлагается мусор, как решается проблема мусора в других странах. Дети пришли к пониманию того, что утилизация отходов – это важнейшая экологическая проблема, которая связана со здоровьем людей планеты. Становится ли на нашей планете теплее? Важно ли это? Как это может повлиять на животных, на человека? Что можно сделать, чтобы остановить этот процесс? Эти вопросы нашли отражение в проектах «Глобальное потепление», «Красная книга», «Петр Великий и экология». О том, что в решении экологических проблем нужно использовать мировой опыт, рассказала в своем проекте «День без автомобиля», группа детей средней школы. Учащиеся 6 класса, составив сборник математических задач экологической направленности, вышли с предложением: использовать электронные учебники, хотя бы частично. Ведь сохранение леса – важнейшая задача человечества.

Получив высокую оценку жюри за проделанную работу, дети выработали план действий учащихся школы «Самсон» на ближайшие годы в области экологического развития России.

Вернуться к списку статей...