ИННОВАЦИИ ШКОЛЫ

ХАТУНЦЕВА ТАТЬЯНА БОРИСОВНА

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ:
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.

Центр образования «Школа Здоровья «Самсон», Москва, Россия

В современном мире на формирование личности подростка оказывают влияние различные факторы: молодежная среда, социальные сети, средства массовой информации. Зачастую эти факторы не столько способствуют социализации подростка, сколько приводят его в группы социального риска, пробуждая интерес к ПАВ, вовлекая его в преступную деятельность.

Поэтому сегодня особую важность приобретают вопросы профилактики и коррекции девиантного поведения подростков.

На наш взгляд, устаревшие формы профилактики девиантного поведения в форме лекций являются малоэффективными.

Профилактика девиантного поведения у учащихся школы «Самсон» нам видится в снижении степени влияния негативных социальных факторов, а также в замещении девиантных форм поведения на социально-приемлемые. Данная работа осуществляется в нашей школе на всех уровнях учебной и воспитательной деятельности. Мы кратко осветим педагогические, психологические и социальные методы профилактики девиантного поведения.

Педагогические методы: поскольку одной из причин возникновения девиантного поведения является возможность самореализации подростка, в процессе профилактики таких форм поведения опираться также следует на данную потребность, давая подростку выражать собственное мнение, самостоятельно принимать решение. В школе «Самсон» все это в полной мере реализуется через ученическое самоуправление, а именно работу школьного парламента. Ученику гораздо легче принять правила поведения, если он сам является непосредственным участником их создания. Разумеется, данная работа ведется под руководством грамотного педагога, способного не навязывать свою точку зрения, а в дискуссии подвести учащихся к самостоятельному решению. Также следует отметить, что в школе «Самсон» существует Устав, положения которого неукоснительно соблюдаются всеми учащимися. В нашей школе никто не курит, не употребляет алкоголь и наркотики, не проявляет склонность к правонарушениям.

Психологические методы оказывают существенную помощь в сопротивлении личности подростка влиянию негативных факторов. Психологическая служба школы «Самсон» с успехом разрабатывает и проводит тренинги, направленные на развитие навыков поведения в условиях проблемных жизненных ситуаций, формирование коммуникативной компетентности, толерантности. Эти тренинги помогают выработать чувство уверенности в себе, развить адекватную самооценку, приобрести навыки преодоления трудностей. Также очень важным является формирование способности подростков достойно противостоять сверстникам, склоняющим к девиантному поведению. Помимо групповых форм психологической работы очень эффективной оказывается индивидуальная работа с психологом, в результате которой ребенок формирует представление о ценности собственной личности.

Социальные методы позволяют подростку проявить самые ценные качества собственной личности и получить их социальную оценку. Так, в школе «Самсон» организована ежегодная акция помощи детскому дому. Дети сами участвуют в этой благотворительной акции, готовят подарки, театральные постановки, тем самым осуществляя непосредственное общение с воспитанниками детского дома.

Всё вышеперечисленное – лишь малая толика тех интереснейших форм работы с учащимися, которые обеспечивают профилактику девиантного поведения. Сама идея работы школы «Самсон» - личностно-ориентированный подход к каждому учащемуся. Девиз нашей школы: «Ребёнок-это маленькая Личность». Здесь все ученики имеют возможность реализовать себя как в учебной, так и в других видах деятельности. Это и спорт, и творчество, и разнообразные проекты.

Вернуться к списку статей...