ИННОВАЦИИ ШКОЛЫ

ШИЛИНА ТАТЬЯНА ПЕТРОВНА

СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ МОЛОДЕЖИ.

Центр образования «Школа Здоровья «Самсон», Москва, Россия

Сохранение исторической памяти молодого поколения – одна из важнейших проблем России в начале ХХI века. Формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и понимания роли нашей страны в судьбах мира, развитие чувства гордости за свое Отечество является одной из решаемых задач в Российской Федерации. Однако состояния дел в этой сфере показывает, что эффективность и качественный уровень работы в данном направлении не в полной мере соответствуют требованиям современного российского общества, Проблема обострилась по целому ряду причин, важнейшей из которых является кризис традиционных ценностей и приоритетов, существовавших в нашей стране. Анализ состояния проблемы в теории и практике позволяет выделить объективно существующие противоречия между:

  • требованием общества и государства активно формировать патриотические чувства и сознание граждан на основе исторических ценностей и отсутствием теоретического обоснования процесса духовно-нравственного становления личности;
  • необходимостью обеспечить защиту культурного и духовно-нравственного наследия и недостаточностью мер по сохранению культурного достояния страны.

Данные противоречия служат основой для определения проблемы, сущность которой заключается в необходимости теоретически обосновать и практически проверить, каким образом можно добиться желаемого результата в деле духовно-нравственного воспитания, формирования исторической памяти подрастающего поколения.

Человек должен знать, откуда он родом, кто его предки. Так формируется связь между ним и обществом, рождается понимание своего значения в современной жизни .Сегодняшние школьники через 10-15 лет будут определять политическое, экономическое и духовное развитие страны и от того, какие знания они получают, какие ценности впитывают зависит будущее всей страны. Сегодня нередко приходится сталкиваться с тем, что молодежь пренебрежительно относится к прошлому своей страны, не ценит героическую и трагическую историю Отечества, пренебрегает традициями. Ослабление исторической памяти иногда оборачивается утратой связей между поколениями, ослаблением патриотических и гражданских чувств («Родина там, где тепло») Современные школьники прямо говорят о том, что их волнуют собственный материальный достаток, карьера, личное благополучие.

Большую роль в процессе формирования исторической памяти молодежи должны сыграть уроки литературы, истории. Не только знание исторических фактов, понимание исторических закономерностей, но и ощущение сопричастности и ответственности дают такие уроки, формируют уважительное отношение к нашим предкам, для кого вера, долг, служение Отечеству были смыслом жизни.

К сожалению, сегодня само общество способствует вытеснению исторической памяти из сознания молодого поколения, потому что мы легко отказываемся от целых эпох. Сначала от периода царской власти, теперь от советской эпохи. Так нередко советский период отечественной истории сегодня трактуется как некая «черная дыра» куда, к несчастью, угодила наша страна, но тогда детям становится непонятным сам факт героической защиты Родины советскими людьми. Что же они и, главное, зачем защищали в Великой Отечественной войне? Переписывание истории, свержение былых кумиров, переоценка прошлого разрывают хрупкую нить исторической памяти,- великих предков забывают. Историческая память не может сформироваться без того, чтобы информация подавалась полно, объективно, но не должно быть в ней очернительства и фальсификации.

Еще одна форма работы - история малой родины (москвоведение). Это работа с текстом учебника и рефератами по заранее выбранным темам истории Москвы, с их последующей защитой. Учащиеся с удовольствием изучают жизнь, повседневный быт и нравы москвичей далекого прошлого, открывают для себя тайну известных с детства названий улиц и переулков, узнают о героизме защитников города и начинают понимать, что мало знать историю наших предков, нужно еще ценить и перенимать их опыт. У детей появляется чувство единения с родным городом, с его историей и культурой.

Немаловажное значение для воспитания личной исторической памяти имеет история семьи. Учащиеся с большим интересом изучают родословную семьи. Такие темы, как «История моей семьи», «Фотография из семейного альбома», «Родные и близкие в годы Великой Отечественной войны» дают детям возможность понять, что такое историческая память.

Формирование исторической памяти - чрезвычайно важное дело, но нельзя бесконечно эксплуатировать героическое прошлое нашей страны. Молодому поколению чрезвычайно важно видеть новые успехи и свершения в современной России. А для этого нужна внятная политика государства, нужны прорывы во всех сферах жизни общества, и прежде всего, в образовании, нужны условия для патриотического и духовно-нравственного воспитания.

Вернуться к списку статей...